Конспект лекций по предмету "История отечественного государства и права"


Великое княжество Литовское (XIII в. – 1569)

Великое княжество Литовское (XIII в. - 1569)
Великое княжество Литовское образовалось в XIII в. Наибольших размеров оно достигло на грани XIV-XV вв., когда в него вошли белорусские, украинские и некоторые русские земли. Необходимость борьбы с немецкими крестоносцами побудила княжество объединиться с Польшей. В 1385 г. в замке Крево был подписан договор личной унии двух государств. Великий князь Литовский становился королем, но зато княжество входило в состав Польши. Кревская уния оказалась непрочной, и княжество скоро опять стало независимым. Новое соглашение, подписанное в г. Городле в 1413 г., подтвердило статус персональной унии Польши с Литвой, но и она не оказалась слишком прочной. Только Люблинская уния 1569 г. привела к образованию единого государства - Речи Посполитой. Впрочем, и в составе этого государства Великое княжество Литовское сохранило известную обособленность. Оно имело свою территорию, свои органы власти и управления, финансы, армию и законодательство. Со временем эта обособленность все больше сокращалась, но этот процесс не был завершен, так как в конце XVIII в. Белоруссия и Литва вошли в состав Российской империи.
Феодалы в правовом отношении подразделялись на ряд категорий в зависимости от богатства, родовитости и занимаемой должности. В законодательных актах того времени различались феодалы высшей категории («высшего стану») - князья, паны радные, паны хоруговные, и низшей категории - земляне-шляхта, имевшие собственные имения.
Верхушка класса феодалов, заседавшая в совете великого князя (раде), именовалась панами радными. В ее руках находилось все управление государством. К этой же категории относились и католические епископы.
Панами хоруговными были крупные феодалы, выезжавшие на войну не под знаменами поветов (уезда или волости), а под своими знаменами, так как они выставляли большое количество воинов.
Права шляхты (дворянства) неуклонно расширялись за счет закабаления и ограничения в правах простых людей. Шляхта владела землей, на которой жили крестьяне, обязанные платить оброк или отбывать барщину.
До XV в. все феодалы назывались боярами, а затем появился термин «шляхта» или «бояре-шляхта». Так именовались средние феодалы, а название «бояре» сохранилось только для лиц, находившихся на службе князя или пана в качестве вассалов. Бояре и слуги могли переменить своего господина, что сопровождалось потерей прав на земельные участки.
Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне, правовое положение которых определялось нормами обычного права и рядом законов-привилеев. Процесс обезземеливания и закрепощения крестьян наиболее полно был выражен в «Уставе на волоки» 1557 г. В силу этого закона значительная часть земли отбиралась у крестьян и на этих землях образовывались фольварки (государственные или великокняжеские имения). К каждому фольварку приписывались крестьяне, которые обязаны были отбывать, в нем барщину и вносить оброк. Количество приписанных крестьян зависело от размера пахотной земли в фольварке. На одну волоку земли в фольварке приходилось не менее семи крестьянских хозяйств. Этим законом крестьяне лишались права перехода. Все крестьяне в зависимости от их принадлежности подразделялись на людей господарских и людей панских.
Господарские люди подразделялись на тяглых и осадных. Тяглые крестьяне обязаны были платить чинш деньгами, размер которого определялся в зависимости от качества почвы, вносить оброк овсом и сеном, который по усмотрению администрации мог быть заменен деньгами, мелкой живностью (куры, гуси), выполнять барщинные работы в количестве 98 дней в году и отрабатывать 4 дня «толоки» (особой летней барщины в страду). На «толоки» обязаны были выходить по 2-3 человека с надела. Кроме этого крестьяне должны были убирать господское сено, нести сторожевую и отбывать подводную повинности, строить и содержать мосты и дороги, вносить серебщину - чрезвычайную подать на военные нужды и др.
Осадными крестьянами назывались те, которые не выполняли постоянных барщинных работ, а обязаны были платить 30 грошей и отбывать 12 дней «толоки» в год, или по усмотрению администрации вместо «толоки» с них могли быть взысканы 12 грошей, 1 бочка жита или 10 грошей. Остальные повинности осадных крестьян были такие же, как у тяглых. По сравнению с тяглыми осадные крестьяне пользовались большей самостоятельностью. Они распоряжались своим рабочим временем и были менее зависимы от дворцовой власти.
Владельческие, или панские, крестьяне, как и господарские, делились на «похожих» - сохранивших свободу перехода, и «непохожих», т.е. полностью закрепощенных.
Похожие крестьяне выполняли повинности наравне с крепостными, а позже слились с ними. Их закрепощению способствовал закон о сроке давности, в силу которого крестьяне, прожившие на земле феодала свыше 10 лет, превращались в «непохожих» и теряли право перехода.
Существовали и другие категории крестьян. В наиболее тяжелом положении были крестьяне-огородники, вышедшие в основном из бывшей «челяди невольной» (холопов). Огородники согласно «Уставе на волоки» получали надел земли по 3 морга (около 2 га) и обязаны были нести барщину по 1 дню в неделю, а жены их работать летом 6 дней на поле или огороде феодала. В случае увеличения наделов огородники соответственно должны были нести большие повинности.
Дальнейшее развитие феодально-крепостнических отношений сопровождалось последующим разорением крестьян и появлением таких разрядов, как халупники и кутники. Халупники имели собственное жилье, но не пользовались землей. У кутников же не было даже собственного жилья, они ютились по чужим углам (куткам). Они нанимались на работу к купцам, ремесленникам в городах и зажиточным крестьянам в деревнях.
«Устава на волоки» была весьма выгодна феодалам. Поэтому новая система обложения крестьян уже во второй половине XVI в. была, введена почти во всех землях Великого княжества Литовского.
Повсеместное применение в феодальных хозяйствах волочной системы привело к усилению эксплуатации и закрепощения всех категорий крестьянства.
Развитие ремесла и торговли в городах способствовало упрочению экономических связей как внутри страны, так и с соседними государствами, что в свою очередь вело к увеличению городского населения. Оно состояло из торгово-ремесленной верхушки и трудового народа. В городах проживали также феодалы и духовенство.
Для защиты своих интересов от бесчинств феодалов и конкуренции со стороны крепостных ремесленников городские ремесленники объединялись в союзы по профессиям - цехи.
Великое княжество Литовское прошло путь от раннефеодальной до сословно-представительной монархии. Во главе государства стоял господарь - великий князь. В его руках была сосредоточена военная, административная, законодательная и судебная власть. К концу XV в. власть господаря в значительной степени ограничивалась паны-радой и сеймом, без согласия которых он не имел права решать важнейшие государственные вопросы, не имеют права начинать войну и устанавливать налоги без согласия сейма, на котором должны были присутствовать и представители шляхты.
В состав рады входили наиболее крупные светские и духовные феодалы. Кроме того, господарь мог вводить в нее и иных феодалов. Для решения особо важных государственных вопросов Рада собиралась в полном составе.
В отсутствие господаря рада руководила всеми центральными исполнительными органами. В ее компетенцию входили законодательство, внешняя политика, оборона государства, финансовые и важнейшие судебные дела. Сеймы как государственные органы княжества до XV в., как правило, собирались только по отдельным землям. Начиная же с XV в. и особенно в XVI в. сейм созывался как общегосударственный орган. На сеймах основную роль играли крупные феодалы, шляхта же вынуждена была подчиняться воле панов. В XV в. и в начале XVI в. на сеймы могли являться все шляхтичи по желанию. Затем было установлено правило, по которому депутаты на сейм избирались шляхтой на поветовых сеймиках, по два депутата от каждого повета. Кроме избранных депутатов (земских послов) на сейм приглашались все паны-рады и крупные феодалы. Определенных сроков созыва сейма не существовало, собирались они по мере надобности, например в случае угрозы войны. Компетенция сейма определилась не сразу. Так, к середине XVI в. сеймы решали дела о налогах, о защите государства, об избрании великого князя, судебные дела и вопросы законодательства.
Недопущение на сейм представителей мещан и крестьян, преобладание в нем влияния крупных феодалов делали его представительным органом только класса феодалов и особенно его верхушки - князей и панов. Такой состав сейма предопределял и характер его правовых актов, которые полностью отвечали узкоклассовым интересам феодалов.
Повседневное руководство государственными делами осуществлялось должностными лицами: канцлером, ведавшим канцелярией великого князя; подскарбием земским, управлявшим финансами. Гетман наивысший командовал войсками во время походов и занимался вопросами комплектования и снабжения армии в мирное время; маршалок земский был блюстителем порядка и этикета при дворе великого князя. Ему принадлежала главенствующая роль на сеймах и других собраниях. Он судил участников сейма и их слуг за преступления, совершенные на сейме.
Не изжила себя и прежняя дворцово-вотчинная система управления. Существовали такие должностные лица при дворе господаря, как подчаший, чашник, стольник и др.
Местное управление до Люблинской унии 1569 г. в разных частях государства строилось не одинаково. Например, Полоцкая и Витебская земли образовывали отдельные воеводства, которые управлялись воеводами и имели особый правовой режим в составе княжества. Слуцкая, Мстиславльская, Пинская земли долгое время существовали как удельные княжества. Иные земли управлялись наместниками или старостами. В результате реформ, проведенных в 1565-1566 гг., вся территория княжества была разделена на 30 поветов (уездов), которые входили в состав 13 воеводств. Во главе каждого воеводства стоял воевода, назначенный великим князем. В воеводствах Полоцком и Витебском воеводы избирались местными феодалами и утверждались великим князем. Воевода руководил военными силами, был главою исполнительных органов воеводства, осуществлял контроль за управлением господарскими имениями и имуществом, руководил работой по раскладке общеземских повинностей, осуществлял контроль за деятельностью органов городского самоуправления, судил всех жителей воеводства, за исключением лиц, дела которых были подсудны господарю.
Воеводы осуществляли свою деятельность совместно с радами, состоящими из местных феодалов. Воевода управлял при помощи «урядников».
Управление в поветах осуществлялось старостами, которые назначались великим князем. Старосты наблюдали за выполнением населением всех повинностей (военной, дорожной, подводной), руководили сбором общегосударственных налогов, следили за поддержанием порядка в поветах, осуществляли суд по некоторым делам.
Наиболее важные вопросы воеводы и старосты должны были решать на местных сеймиках, которые были органами сословного корпоративного объединения феодалов. Они избирали представителей в сейм и решали местные сословные дела.
Функции органов государственного управления в волостях осуществляли наместники - державцы, которым давались в держание господарские имения и замки. Они собирали денежные и натуральные подати, следили за содержанием в надлежащем порядке укреплений, мостов и дорог.
В деревнях представителями господарской администрации являлись сельские войты, сотники, сорочники, десятники. Эти липа занимались разверсткой повинностей, сбором дани.
Отличительной чертой управления городами в Великом княжестве Литовском по сравнению с Русским государством было предоставление городам некоторого самоуправления.
Во главе города стоял войт, назначаемый господарем. Впоследствии эта должность стала выборной. Непосредственными помощниками войта были радцы, представители городской верхушки в составе 6-25 человек. Радцы из своей среды избирали бурмистров.
Кроме войта и бурмистров городскими делами занималась городская рада в составе бурмистров и радцев из представителей богатой городской верхушки. Рада ведала административно-хозяйственными и. гражданско-судебными делами. В своей деятельности городская рада руководствовалась законами и нормами обычного права, а в более позднее время и нормами иностранного права.
Суд великого князя, или господарский суд, являлся высшим судебным органом в государстве. При осуществлении правосудия великим князем в качестве советников присутствовали паны-рады и должностные лица.
В 1581 г. был издан закон об образовании высшего апелляционного суда для жалоб на решения местных судов: земских, подкоморских и городских. Он стал называться Главным судом, или Главным трибуналом. Члены этого суда избирались ежегодно на поветовых сеймиках.
Решения и приговоры Главного суда выносились большинством голосов и назывались декретами. Они имели такую же силу, как и решения господарского суда, и обжалованию не подлежали.
На ранней стадии развития княжества в каждой местности (земле) действовало свое местное обычное право, а также нормы Русской Правды, международных договоров и церковное право.
С конца XIV в. получает развитие писаное право в виде специальных грамот или привилеев («частных законов»), направленных на обеспечение прав отдельных лиц, групп и даже всего класса феодалов. По своему характеру привилеи подразделялись на общеземские, которые действовали на территории всего государства, областные, данные феодалам только одной какой-либо земли (области), волостные, городские и персональные, данные кому-либо лично.
В 1468 г. был издан Судебник, в котором регулировались главным образом вопросы уголовного права и процесса.
В первой четверти XVI в. началась работа по систематизации права, которая завершилась в 1529 г. изданием Литовского статута. В нем содержалось свыше 240 статей (артикулов), систематизированных в 13 разделах, в которых излагались нормы, относящиеся к государственному, гражданскому, земельному, уголовному, процессуальному праву. Хотя Литовский статут был памятником развитого феодального права, одним из важных его источников была Русская Правда.
В 1566 г. был издан II Статут, закрепивший социально-экономические и политические изменения в государстве.
Заключение Люблинской унии и объединение Великого княжества Литовского с Польшей не повлекло изменения права. В 1588 г. был издан III Статут, который действовал на территории Литвы и после присоединения ее к России.
Гражданская правоспособность и дееспособность лиц, как и в других феодальных государствах, определялась в зависимости от их классовой принадлежности. Право распоряжаться имуществом зависело также от положения человека в семье, его возраста, пола, состояния здоровья. Лица, совершившие преступления, могли быть лишены всех своих прав по суду.
Полной правоспособностью обладали только феодалы - шляхта. Крестьяне же могли совершать сделки, касавшиеся их хозяйства, только с разрешения своих помещиков и их урядников. Челядь дворная и пленные вообще не признавались самостоятельными субъектами гражданско-правовых отношений.
Земельные владения феодалов по их правовой регламентации до первой половины XVI в. подразделялись на три вида: отчины или дедины; имения купленные; имения выслуженные.
Отчинами назывались имения, перешедшие к владельцу по наследству от отца, если же это имение переходило от деда, то оно называлось дединой. Отчиной признавалось землевладение, владелец которого мог доказать, что его предки владели им по крайней мере при двух последних господарях. В таком случае он считался законным собственником земельного владения. Десятилетняя исковая давность, обязательная для частных лиц, не применялась к казне. Владелец отчинного имения не мог без согласия господаря или его урядников отчуждать его, он мог продать только 1/3 отчинной земли, остальные 2/3 - лишь с согласия ближайших родственников. Купленные земельные владения отличались от отчин тем, что ими можно было свободно распоряжаться. Выслуженными назывались имения, пожалованные господарем во временное пользование или с правом передачи по наследству с тем, чтобы лицо, получившее такое имение, несло военную или иную службу господарю. Землевладения, отданные в пожизненное пользование или «до воли господарской», часто превращались в отчины.
Законодательство обращает внимание на оформление договоров. Так, договор купли-продажи имений должен был совершаться в письменной форме в присутствии свидетелей - трех или четырех лиц шляхетского происхождения и под страхом недействительности регистрироваться в соответствующем местном или Главном суде. При заключении договора на сумму свыше 10 коп. грошей кредитор обязан был получить от должника письменное обязательство. В обеспечение договора займа должник мог передать кредитору в залог (заставу) свое имущество. В заставу могло передаваться как движимое имущество, так и недвижимое (дома, имения). Залог недвижимого имущества мог совершаться на неопределенный срок, до возврата денег. Должник или его наследник могли после возврата долга залогодержателю требовать возврата своего имущества независимо от срока давности. Если же залог совершался на определенный срок, то в случае невозвращения долга в указанное время имение переходило в собственность залогодержателя.
К наследованию по закону призывались в зависимости от степени родства. Наследниками первой очереди были дети и переживший супруг. Однако при наличии сыновей имения переходили по наследству к ним. Дочери же могли получить не более ¼ имущества в виде приданого. Не имели права наследовать по закону дети, от которых отказались родители, а также незаконнорожденные. Посторонним лицам могло передаваться по завещанию движимое имущество и имения, купленные самим завещателем. Отчины должны были передаваться наследникам по закону. Завещать имущество челядинам или пленникам разрешалось лишь после предоставления им воли.
Слуги путные, мещане городов и другие простые вольные люди имели право завещать только 1/3 имущества, 2/3 они должны были оставлять детям, чтобы последние могли нести повинности феодалам, на земле которых живут. В случае отсутствия детей, эти две части переходили в собственность феодала. Если же дети, будучи вольными и получив наследство, захотели уйти, они могли взять все движимое имущество, но обязаны были оставить землю, засеянную житом, с постройками и необходимым инвентарем.
В области семейных отношений наряду с писаным правом широко применялись нормы обычного права, которое особенно долго удерживалось среди трудового населения. Так, государственные органы законным признавали только брак, заключенный с соблюдением церковных обрядов.
Для вступления в брак необходимо было достигнуть совершеннолетия, не состоять в другом браке и в родстве между собой. Отношения между супругами строились на подчинении жены мужу. Последний признавался главой семьи и законным представителем ее интересов. Если же муж приходил в дом жены, т.е. в «примы», управление хозяйством фактически оставалось в руках жены, а права мужа были в значительной степени ограничены.
Дети обязаны были подчиняться воле родителей. Отец имел право отдавать детей в залог и даже продавать. В случае несостоятельности должника суды могли вынести решение о передаче кредитору в залог его детей и даже жены.
Выдавая дочерей замуж, родители обязаны были давать приданое. Размер его определялся нормами обычного права и зависел от имущественного положения родителей. В случае смерти родителей невесты приданым должны были обеспечить ее братья.
Понятие преступления в памятниках права определялось по-разному. В одном случае оно рассматривалось как нарушение норм права - «выступ» из права, т.е. как общественно опасное действие. В другом же случае оно расценивалось как причинение вреда потерпевшему - «шкода», «кривда», «кгвалт». Под нарушением норм права понималось как нарушение закона, так и норм обычного права.
За умышленные преступления виновный нес ответственность в полной мере. Например, за умышленное убийство преступник подвергался смертной казни, с его имущества взыскивались «головщина», а также иные расходы, связанные с причинением материального ущерба. При неосторожном убийстве виновный освобождался от наказания, но обязан был выплатить родственникам убитого «головщину». Суд обязан был учитывать и возраст преступника. Так, не несли уголовного наказания несовершеннолетние лица (по Статуту 1566 г.- не достигшие 14 лет, а начиная с 1588 г. - не достигшие 16 лет). Психически больные («шаленые») только в некоторых случаях могли подвергаться уголовному наказанию, а в основном освобождались от ответственности.
Уголовное законодательство XVI в. знало уже простое и сложное соучастие. Статут 1588 г. установил, что при простом соучастии все виновные должны были подвергаться одинаковому наказанию. При сложном соучастии преступники подразделялись на исполнителей, пособников и подстрекателей.
Укрывательство и недоносительство по некоторым преступлениям тоже были наказуемы. Например, в случае государственной измены отца совершеннолетние сыновья, знавшие о готовившейся измене, подвергались наказанию.
Все преступления делились: на государственные преступления - заговор против великого князя, государственная измена, организация вооруженного восстания, переход на сторону неприятеля, преступление против местных органов управления и суда и др.; преступления против религии и церкви - совращение христианина в иудейскую или магометанскую веру (наказывалось смертной казнью), колдовство, которое хотя и не было предусмотрено в Статутах, однако на практике каралось судом; преступления против личности - убийство, ранения и побои, неправомерное лишение свободы, изнасилование, оскорбление; имущественные преступления - наезд на шляхетский дом, разбой, грабеж, кража, присвоение чужого имущества; преступления слуг и зависимых крестьян перед феодалами - побег зависимого-крестьянина или челяди невольной, укрывательство беглых, кража челяди.
Классовый характер уголовного права наиболее ярко проявлялся в наказаниях. Преступление, совершенное шляхтичем, наказывалось легче, чем такое же деяние простого человека. Например, в случае нанесения ран шляхтичем шляхтичу виновный наказывался отсечением руки. За подобное преступление, совершенное в отношении простого человека, виновный шляхтич наказывался денежным штрафом. Если же простой человек ранил шляхтича, он подвергался смертной казни.
Наказание рассматривалось как возмездие за преступление и как средство устрашения. Смертная казнь устанавливалась за государственные преступления, убийство, кражу и другие и существовала в форме повешения, сожжения, утопления, четвертования, посажения на кол, отсечения головы.
Телесные наказания были болезненными (битье кнутом, битье розгами) и членовредительными (отсечение руки, отрезание ушей, языка, разрезание ноздрей). Иногда наказание применялось по принципу: «око за око, зуб за зуб».
Тюремное заключение как мера наказания появилось сравнительно поздно и широкое применение получило с последней четверти XVI в. Продолжительность сроков тюремного заключения колебалась в основном от 6 недель до 1 года и 6 недель.
Лишение чести и прав применялось как дополнительная мера наказания или в совокупности с другими или взамен их. Оно применялось только к шляхте.
Имущественные наказания имели весьма широкое распространение. Наказание могло сопровождаться возмещением ущерба потерпевшему или его семье. Подобно головничеству по Русской Правде, в Литве при убийстве взыскивалась головщина в пользу родственников убитого. Ее размер зависел от классовой принадлежности и занимаемой должности убитого, например, за тяглого крестьянина - 25 коп. грошей, а за шляхтича- 100 коп. грошей. Денежные штрафы взыскивались в доход казны или чаще всего в доход тех государственных органов, которые осуществляли правосудие, такие штрафы назывались «виной».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.