Государство и право народов Средней Азии
В эпоху феодализма в Средней Азии последовательно сменяют друг друга разного рода государства. В V в. здесь создали сильную кочевую державу эфталиты. Во второй половине VI в. эфталиты были разбиты тюрками. Кочевники-тюрки создали большое государство - Тюркский каганат. Захватив земледельческие оазисы Средней Азии, они мало вмешивались во внутреннюю жизнь страны покоренных народов. В конце VI в. Тюркский каганат распался на Восточный и Западный. Находясь под верховной властью Западного каганата, правители Хорезма, Согды и других частей Средней Азии платили ему дань. К началу VIII в. власть Тюркского каганата становится номинальной. Местные феодальные правители фактически стали самостоятельны.
В первой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление народов, арабские феодалы завоевали Среднюю Азию. В результате были разрушены многие культурные ценности. Завоеватели, захватив большую военную добычу, обратили в рабство многих местных жителей. Наместники халифа стремились всеми способами укрепить власть арабов в земледельческих оазисах Средней Азии. С помощью различных притеснений в Средней Азии насаждалась религия арабов - ислам. Вместе с исламом распространялось мусульманское право - шариат. Были введены многочисленные налоги и поборы: земельный налог, достигавший половины урожая, подушная подать и др. Притеснения арабских правителей вызывали у народных масс протесты, которые жестоко подавлялись арабскими войсками.
В период владычества халифата в Средней Азии шел процесс дальнейшего развития феодальных отношений. Арабские завоеватели широко практиковали захват земли у местного населения. Земельный фонд принадлежал государству, а также знатным арабским фамилиям. Землевладельцы, подчинившиеся власти халифата и принявшие ислам, сохраняли за собой свои привилегии. Свободные же земледельцы попадали все в большую феодальную зависимость. В IX в. владычества Арабского халифата в Средней Азии пало.
Падение власти арабских завоевателей в Средней Азии было связано как с общим процессом политического распада Арабского халифата, так и с борьбой народов Средней Азии против притеснения арабских властей.
Государство Саманидов. В IX в. местная таджикская династия Саманидов объединила под своей властью значительную часть среднеазиатских земель. Государство Саманидов было сильной и независимой феодальной державой. При создании его феодальная знать использовала борьбу народных масс против арабских властей.
Развитие собственности на землю при Саманидах приводит к усилению эксплуатации, ухудшению положения феодально-зависимого населения. Крестьяне, не имея своей земли, становились издольщиками. Крупная знать дробила свои земли на мелкие участки и сдавала их на условиях издольной аренды земледельцам. Издольщики работали, получая, половинную, третью, десятую и даже двенадцатую долю урожая. Кабальные условия издольной аренды, большие налоги, различные повинности приводили к обнищанию крестьянства. Хотя мусульманское право не признает крепостничества, тем не менее, крепостнические отношения в различных завуалированных формах имели место в Средней Азии, что вызывало ожесточенное сопротивление народа.
Верховная власть в государстве Саманидов принадлежала эмиру. Государственный аппарат делился на царский двор (даргох) и центральные органы управления (диваны). Важнейшим органом центрального управления, контролировавшим все административные, политические и хозяйственные учреждения государства, являлся диван везира, т.е. главы правительства, ответственного за управление перед эмиром. На должность везира эмир назначал одного из представителей самых богатых и родовитых семейств. Везир возглавлял все военные силы государства. Вторым по значению органом управления был диван, управлявший всеми финансовыми делами государства. Дипломатическими сношениями с другими государствами ведал особый диван. Диван, руководивший гвардией Саманидов, наблюдал за снабжением войск. Важную роль играл диван, ведавший почтой. В обязанность его входило наблюдение за поведением местных правителей. Диван почты подчинялся только эмиру. Почта тогда еще не обслуживала население. Диван специального назначения (мухтасиба) наблюдал за порядком на рынках, правильностью весов, а затем стал вести надзор за нравственностью населения, посещением им мечетей, соблюдением религиозных обрядов и т.п. Мухтасиб был в каждом городе и ведал государственными делами, доходами и 'расходами государства. Кроме того, был диван, осуществлявший контрольные функции в государстве, диван государственных земель, судейский и вакуфный. Судебный диван возглавлялся главным судьей - казием.
Все диваны, кроме дивана почты, имели свои местные учреждения, которые подчинялись центру и местным правителям. Местные правители назначались из числа феодальной знати. Городами управляли назначаемые эмиром градоправители из местной знати (раисы)
В государстве Саманидов важную роль играло мусульманское духовенство, в особенности глава духовенства, впоследствии князь ислама, который был видным деятелем при эмире.
В конце X в. внутренне ослабленное Саманидское государство рухнуло под ударами караханидов и прекратило свое существование.
Караханидами назывался ряд кочевых тюркских племен во главе с ханами из племени ягма. Самым крупным из таких племен были карлуки. Чтобы упрочить свое положение, караханидские ханы формально признали верховную власть Багдадского халифа.
Часть территории Средней Азии к югу от Аму-Дарьи после падения государства Саманидов вошла в состав государства Газневидов (по имени Махмуда Газневи), а Мавераннахр остался у Караханидов. Государство Караханидов в отличие от Саманидского было раздробленным. Во главе государства стояли хаканы (каганы). Караханидское государство считалось уделом ханской семьи. В свою очередь страна делилась между всеми представителями этой семьи на отдельные уделы, которые самостоятельно управлялись членами ханского дома - удельными ханами (эльханами). Столицей государства Караханидов вначале был Узген (в Киргизии), затем Самарканд.
Караханиды создали новый слой феодалов - владельцев икты, иктадоров, подобно тому, как это было в Азербайджане. Иктадоры заняли место дехканов - прежних потомственных крупных землевладельцев. При Караханидах положение земледельцев-крестьян еще более ухудшилось, ибо было введено множество новых налогов и повинностей. У них были отобраны значительные участки крестьянской земли для пастбищ караханидских кочевников-тюрков.
Во второй половине XI в. Средняя Азия была завоевана кочевниками - сельджуками. По своему уровню они стояли ниже завоеванных ими народов Средней Азии и поэтому вскоре оказались под влиянием побежденных. Государство Сельджуков просуществовало недолго, его ослаблению способствовало возвышение Хорезма как политического центра.
Государство Хорезмшахов. Это государство было основано во второй половине XII в. В его состав в начале XIII в. входили кроме Хорезма и Мавераннахра также территории нынешнего Афганистана и часть Ирана. Внутреннее устройство этого государства с экономической, политической и военной стороны не было настолько прочным, чтобы противостоять нападению извне.
Государство Хорезмшахов не было в достаточной степени централизованным. Местные правители лишь формально признавали себя вассалами хорезмшахов. На деле же они были самостоятельными. Власть хорезмшахов не пользовалась поддержкой военно-феодальной знати и мусульманского духовенства, которые стремились ограничить власть новых правителей и относились к ним явно враждебно.
В этих условиях государство Хорезмшахов не смогло организовать отпор монгольским ордам, вторгшимся в Среднюю Азию в начале XIII в.
В первой четверти XIII в. Средняя Азия была завоевана монгольскими полчищами Чингиз-хана. Официально вся Средняя Азия вошла в состав улуса Чагатая - сына Чингиз-хана, но фактически его владения ограничились лишь кочевьями в долине реки Или. Правителем Мавераннахра монгольские завоеватели поставили крупнейшего купца и ростовщика Махмуда Ялавача. В распоряжении Ялавача были монгольские военные отряды, во главе которых стояли баскаки. Местные феодалы - землевладельцы, купцы и высшее мусульманское духовенство вскоре нашли общий язык с правящими кругами завоевателей. Монгольские царевичи широко раздавали землевладельцам особые грамоты (ярлыки и пайцзы), предоставляя им различные льготы. О тяжелом положении крестьян и ремесленников свидетельствуют восстания того времени.
Противоречия внутри монгольской кочевой аристократии (ханов) особенно усилились в XIV в. В этой обстановке во второй половине XIV в. в Средней Азии сложилась могущественная держава, возглавляемая Тимуром. Эта держава располагалась на землях, входивших в Чагатайское государство. Еще в 40-х годах XIV в. закончился процесс разделения улуса Чагатай на две части: Моголистан и Чагатайское государство в Мавераннахре. Эти государства враждовали друг с другом. Тимур захватил власть в Чагатайском государстве, где он ранее был предводителем дружины нукеров.
В 1370 г. войско провозгласило Тимура единственным правителем Чагатайского государства. Тимур, с одной стороны, проводил твердую политику объединения Мавераннахра, с другой стороны, начал осуществлять один за другим завоевательные, грабительские походы, применяя такую систему устрашения покоренных народов, которая принесла много зла не только народам Средней Азии, но и за ее пределами.
Государство при Тимуре делилось на две части: Мавераннахр с центром в Самарканде и завоеванные области. Образовав огромную империю, силой военной власти подчинив многие народы, Тимур раздавал целые районы и области своим внукам, сыновьям и отличившимся бекам.
После смерти Тимура (1405) его империя распалась. На ее развалинах в XV-XVI вв. создается государство Шейбанидов, объединившее формирующуюся узбекскую народность. В XVII в. в Средней Азии выделяются Хива, Бухара и Каракалпакия. В XVIII в. обширное Бухарское ханство, включавшее в себя и таджиков, начинает дробиться. Однако Хива и Бухара продолжают существовать и в XIX в.
Право среднеазиатских государств. В государствах Средней Азии начиная с VIII - IХ вв. развивалось мусульманское право. Однако сохранялось действие и обычного права - адата. Особенностью шариата является консерватизм, в силу чего он пережил все среднеазиатские государства. Источниками мусульманского права являлись, кроме корана, толкование корана, толкование норм корана и других мусульманских законов (хидоя).
Шариат знает институт права собственности. Имущество могло быть приобретено по наследству, договорам, судебному решению и др. В среднеазиатских государствах земля являлась предметом купли-продажи, дарения, мены и т.д. В Саманидском государстве сложились следующие формы феодального землевладения: а) государственные земли. В Средней Азии не различали земли, принадлежавшие главе государства и государству; б) частновладельческие земли (мульк). Ими владели члены династии Саманидов, землевладельческая знать, представители мусульманского духовенства. Владение мульковыми землями не влекло за собой обязанности служить эмиру; в) условное землевладение (икта). Владельцы «икты» - иктадоры были обязаны нести службу эмиру; г) вакуфы, или вакфы. Ими владели представители духовенства на основе дарственных грамот. Эти земли не могли быть проданы или переданы другому лицу.
Мусульманское право подробно регулирует вопросы, связанные с определением поземельного налога (хараджа). Его платили со всех обрабатываемых земель. От уплаты налога были освобождены земле- владельцы, обладавшие особыми привилегиями, а также представители высшего духовенства. Кроме поземельного налога население должно было платить налог с имущества (зякет), который поступал в казну государства. От этого налога освобождались малолетние, умалишенные, рабы я несостоятельные должники. Размеры налога с имущества были различны.
Из сервитутных прав шариат знал право пить воду из колодца, арыка или водохранилища, принадлежащего другому лицу, а также право поить скот на территории другого лица.
В государствах Средней Азии действовала довольно развитая система обязательств из причинения вреда и из договоров. Лицо отвечало за причиненный вред, даже если он был нанесен его рабом, несовершеннолетним членом семьи или домашним животным. Известны договоры купли-продажи, мены, найма, займа, ссуды, залога, поклажи, товарищества, дарения. За неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательства была установлена судебная ответственность. Судья (казий) мог заключать в тюрьму неисправного должника.
Завещать можно было не все имущество, а лишь одну треть и только тем лицам, которые не являются законными наследниками. Завещатель мог лишить наследства законных наследников. По мусульманскому праву женщина имела право получить по наследству половину доли наследника-мужчины.
Для действительности брака требовалось достижение брачного возраста, отсутствие близких степеней родства, формальное согласие сторон и. единоверие. Считались достигшими брачного возраста жених- с 12 лет, а невеста - с 9. Мужчине разрешалось одновременно вступать в брак с четырьмя свободными женщинами и сожительствовать с наложницами. Жених при заключении брака предоставлял невесте имущество, называвшееся мехр, а родителям невесты выкуп (калым). Жених, не уплативший выкупа, должен был отработать калым родителям невесты. Развод мог состояться по одностороннему волеизъявлению мужа в любое время. При отказе мужа содержать свою жену развод мог произойти по требованию жены. При этом вопрос о разводе решался судьей.
Уголовное право по шариату не знало таких юридических понятий, как «покушение», «рецидив», «наказание по совокупности» и некоторые другие. На тяжесть наказания оказывало влияние социальное положение потерпевшего и преступника. Мусульманское право предусматривало несколько видов наказаний. Смертная казнь применялась в виде повешения, обезглавления, избиения камнями, утопления, придавления стеной. Например, на женщину, родившую четверых, и на ее детей обрушивали стену, считая, что она была связана с дьяволом. Из других видов наказаний применялись отсечение одной или двух рук или ног, избиение плетьми или палками, заключение в подземную яму и штрафы.
Наиболее тяжкими считались преступления против религии (вероотступничество, богохульство и др.) и государства, которые карались смертной казнью. Также каралось покушение на жизнь эмира.
Шариат допускал кровную месть по делам о преступлениях против жизни и здоровья. Была запрещена месть «неверного» мусульманину, а женщины - мужчине. Феодалы могли откупиться от кровной мести. Размер выкупа зависел от положения потерпевшего и лица, совершившего преступление. За убийство женщины выкуп платился в половинном размере. Совершение убийства или телесного повреждения в порядке необходимой обороны освобождало лицо от ответственности. Кража или разбой наказывались отсечением руки.
Из половых преступлений шариат знает прелюбодеяние. Уличенного в нем избивали камнями до смерти. За ложное обвинение в прелюбодеянии назначалось 80 ударов розгами.
Судебные функции в государствах Средней Азии исполнялись специальными лицами - казнями, назначавшимися эмирской властью из представителей господствующего класса. Деятельностью казиев руководило реакционное мусульманское духовенство. Бремя доказывания лежало на самих сторонах. При рассмотрении уголовных дел казий выполнял и функцию обвинителя. Рассмотрение дела не могло быть отсрочено по таким мотивам, как, неявка подсудимого. Дела рассматривались казием единолично. Приговор и решение выносились устно. Казий принимал меры к исполнению приговоров и решений. Судебными доказательствами являлись: собственное признание, повторенное обвиняемым на четырех заседаниях; показания свидетелей; клятва. Показания двух женщин приравнивались к показанию мужчины. Для обвинения в прелюбодеянии требовалось показание четырех свидетелей. По делам мусульман не могли привлекаться в качестве свидетелей немусульмане и язычники. Нежелание обвиняемых дать клятву в невиновности приравнивалось к признанию ими своей вины.