Государство и право народов Закавказья (IV - середина XIX вв.)
Как и в эпоху рабовладения, в феодальный период судьба Закавказья была многострадальной. Большую часть этого времени южные народы нашей страны находились под гнетом иноземных поработителей, с которыми они вели неустанную борьбу. Довольно рано возникают разного рода связи с Россией, присоединение к которой в XVIII-XIX вв. обеспечило в конце концов мирную жизнь и развитие народов Закавказья.
Сходно развивалась история народов Средней Азии, хотя тут были и свои довольно заметные отличия.
Феодальные отношения начали складываться в недрах рабовладельческого общества Армении примерно во II-III вв. и стали господствующими с IV-V вв.
В период феодализма в социально-экономическом развитии страны наблюдается двуединый процесс - постепенное закрепощение крестьян и на этой основе и параллельно с ним отмена рабства. Развитие феодальных отношений разлагало также крестьянскую общину. Богатые крестьяне вместе с феодалами эксплуатировали разорившихся крестьян. Эти обедневшие крестьяне и рабы в первую очередь превращались в крепостных.
Господствующий класс состоял из светских и духовных феодалов. Им принадлежала земля. Количество земельных владений и число подданных соответствовало месту феодала в иерархии. Крупнейшими землевладельцами были цари. Ступенью ниже стояли старшие князья - крупные землевладельцы, непосредственные вассалы царя. Затем князья - вассалы старших князей, владевшие землей на праве полной собственности. Последнюю и самую многочисленную группу феодалов составляли азаты - дворяне, владевшие, как правило, поместьями. Уже с IV-V вв. в Армении были известны все основные формы феодального землевладения: вотчина (хайреник), поместье (хостак) и их разновидности.
Духовенство делилось на черное и белое. Церковь владела большим количеством земель и другими богатствами. Она сумела сохранить свое положение даже в условиях татаро-монгольского ига и позже - при господстве мусульманских Ирана и Турции.
Между классом феодалов и крестьян промежуточное положение занимали воины, которые набирались из среды крестьян, горожан и низшего разряда духовенства. Они составляли основной контингент дружины князей и пользовались рядом льгот.
Крестьяне делились на несколько групп. Государственные считались лично свободными, за пользование землей они должны были вносить в казну оброк в размере 1/5 урожая и выполнять разного рода повинности. Значительную группу составляли зависимые крестьяне которые платили оброк в размере 1/5 урожая, работали 1 день в неделю на феодала, но еще не были лишены права перехода.
К податному населению относились горожане. Верхушкой горожан являлись крупные купцы и ростовщики, которые могли владеть землей наравне с феодалами. Подавляющее большинство населения города составляли ремесленники, мелкие купцы, беглые крепостные, рабы и чернорабочие. Жители города платили налоги и несли повинность в пользу государства.
Государственный строй. В начале IV в. армянская рабовладельческая монархия переросла в раннефеодальную монархию. С этого времени и до XIX в. история Армении сложна и многострадальна. Временами она была суверенным государством, но чаще попадала в зависимость от соседних агрессивных держав. С V в. на нее посягали Иран и Византия, в VII в. ее захватил Арабский халифат, в XI в. Византия и сельджуки, в XIII - татаро-монголы, а в XIV в. - Тимур; с XVI в. Армения становится ареной борьбы Ирана и Турции, попеременно отнимавших ее друг у друга. Постоянные войны и иноземное угнетение обусловили массовую эмиграцию армян, в результате которой создалось даже новое армянское государство в Киликии (на берегу Средиземного моря), просуществовавшее с XI в. до 1375 г.
Важнейшими источниками права в Армении и Киликии были: обычное право, церковные каноны, Судебник Мхитара Гоша и Судебник Смбата Спарапета.
До XII в. в Армении не было сборников светских законов. Сборники же церковных канонов лишь частично отражали нормы обычного права. Поэтому обычное право было главным регулятором общественных отношений не только в периоды господства чужеземцев в Армении, Но и в период самостоятельности Армении и Киликии.
Канонические постановления применялись в Армении с IV в. Все каноны, которые регулировали гражданские отношения, были составлены, как правило, на основе обычного права.
Важнейшим сборником права в Киликийской Армении был Судебник Мхитара Гоша (1184), ставший основным источником для Судебника Смбата Спарапета, созданного в 1265 г. При составлении Смбат использовал ряд нормативных актов иностранного происхождения. Однако в основе его кодификации лежали армянское обычное право и Судебник Мхитара Гоша.
В Судебнике Смбата нашли свое отражение привилегии светских и духовных феодалов, неравенство классов и сословий, политическое бесправие крестьян и ремесленников, их экономическая зависимость от феодалов и государства. Сборник действовал в Киликии в течение ста с лишним лет как официальный кодекс армянского государства.
По армянскому праву земля принадлежала, как правило, светским и духовным феодалам. Право приобретения земли было предоставлено и верхушке горожан. Родовую земельную собственность можно было отчуждать лишь в пределах данного рода. Закон установил право выкупа родственниками проданной по нужде вотчины в течение семи лет. Земля, принадлежащая духовенству, могла быть передана только духовным лицам.
Многочисленные нормы регулировали обязательства, вытекающие из договоров. Судебнику Смбата известны договоры купли-продажи, ссуды, займа, поручения, поклажи, дарения и др. Законными считались сделки, заключенные при свидетелях или в письменной форме.
Закон предоставлял отцу право завещать имущество даже рабу, лишая наследства своих детей, в том случае, если последние проявляли непослушание. Наследниками по закону могли быть, как правило, кровные родственники. При отсутствии наследников по нисходящей линии наследовали ближайшие родственники по боковой и восходящей линиям. При отсутствии родственников имущество умершего считалось выморочным и переходило в казну.
Судебник Смбата в качестве условий вступления в брак предусмотрел достижение возраста (15 лет), добровольное согласие брачущихся, их единоверие. В Судебнике указывались и препятствия к вступлению в брак, например неизлечимая болезнь. Каноническое право запрещало брак между близкими родственниками до седьмой степени родства. Поводами к разводу Судебник считал непослушание жены, ее бесплодие и т.п.
Закон запрещал кровную месть. В исключительных случаях давалось право на самосуд. Можно было, например, безнаказанно убить прелюбодея, вора или убийцу, пойманных на месте преступления. Дети, достигшие 12 лет, несли полную ответственность за совершенные ими преступления, не достигшие несли наказание в меньшей мере. Преступление, совершенное в пьяном виде, каралось строже, ибо само пьянство считалось преступлением. Душевнобольные признавались невменяемыми. Судебник упоминает преступления против государственной власти, религии, личности и имущественные.
Наказание по Судебнику Смбата имело своей главной целью устрашение, хотя имелась и другая цель - пополнение казны. При этом выдерживался классовый принцип. Так, размер «выкупа за кровь» зависел от социального положения убитого. Обычной «ценой крови» христианина-простолюдина считалось 300 золотых монет. В отношении представителей привилегированных сословий сумма соответственно увеличивалась. Судебник предписывал суровую кару человеку низшего сословия, осмелившемуся поднять руку на привилегированных лиц. Особенно строго наказывались преступления против царя, князей, духовных лиц. По Судебнику Смбата устанавливались следующие виды наказаний: смертная казнь, телесные наказания, лишение свободы, имущественные и канонические. Смертная казнь применялась в отношении изменников, убийц, святотатцев и др. К числу членовредительных и болезненных наказаний относились бичевание, отсечение рук, ног и т.д. Иногда тюремное заключение сопровождалось телесным наказанием и заковыванием в кандалы. В некоторых случаях закон предусматривал также высылку и изгнание преступника. Имущественные наказания имели форму штрафа, наложения запрета на имущество и частичной или полной его конфискации. Церковные наказания играли незначительную роль.
Судопроизводство было гласным и устным. Слушание дела происходило только в присутствии сторон. Велся протокол судебного заседания. Гражданский и уголовный процесс по существу не различался. Как правило, государство брало на себя инициативу возбуждения уголовных дел. Но по мелким преступлениям дела возбуждались в порядке частного обвинения. Судебный процесс по тяжким уголовным делам носил инквизиционный характер. По менее тяжким он проходил как состязательный. Судебными доказательствами считались: показания свидетелей, письменные документы и присяга.
В период с IV по VII в. грузинское общество постепенно превращается в феодальное. Класс феодалов в Грузии не был однородным. Феодалы обладали различным объемом прав в зависимости от величины их земельных владений.
Промежуточным слоем были мсахури. Первоначально это были вольные слуги, которые со временем превращались в феодалов. Обедневшие мсахури сливались с крестьянами.
Крестьянство также не представляло однородной массы, распадаясь на разные категории. Так, тархани были свободны от повинностей, хотя эта свобода была частичной. Низшую категорию составляли крестьяне-бобыли, не имевшие ни тягла, ни пашни, ни виноградника. Отдельно следует отметить невольников. В таком же тяжелом положении находились в Западной Грузии крестьяне, которые в качестве прислуги жили у своих господ.
Крепостные делились на наследственных, «добровольно» отдавшихся в крепостные, пожалованных, пожертвованных, купленных, крепостных по приданому. Крепостными становились лица, совершившие некоторые преступления, и др. Особую категорию крестьян составляли пришельцы, т. е. те, кто по разным причинам оставили старое местожительство и попали в зависимое положение от нового землевладельца. Землевладельцы иногда сами переманивали чужих крестьян. В XVII и особенно в XVIII в. грани между отдельными категориями крестьян постепенно стираются. Закон Вахтанга VI завершил процесс закрепощения крестьян, начавшийся несколькими веками ранее. Отыскивать беглых крепостных было разрешено в течение 30-летнего срока.
В Грузии, конечно, было и городское население - купцы и ремесленники.
С середины I тыс. грузинские земли находились под властью Ирана и Византии, а с VII в. - арабов. Между грузинскими феодалами велись длительные междоусобные войны. По мере ослабления политической власти арабов усилились сначала Кахетинское и Абхазское, а затем Таокларджетское княжества. Под их гегемонией произошло объединение Грузии.
С воцарением Давида Строителя (1089-1125) Грузинское государство становится относительно централизованным. Однако разделение труда, установление экономических связей между районами и создание городских центров в феодальной Грузии XI-XII вв. оказались все же недостаточными и не смогли создать прочную экономическую базу, необходимую для дальнейшего укрепления централизованного государства.
Временами цари более или менее ограничивали самостоятельность отдельных княжеств, но полного слияния их не произошло. В XV в. борьба между царской властью и крупными феодалами продолжалась. В XVII в. Грузия распалась на отдельные царства и княжества. Уже с XVI в. Грузия становится ареной борьбы Ирана и Турции. В пору сопротивления новым захватчикам ведущим среди грузинских государств является Картли.
Грузинские цари издавна носили титул царя царей. Царь руководил внешней политикой, в частности совместно с везирами решал вопросы войны и мира. Он же являлся верховным главнокомандующим, от его имени издавались законы, он назначал и смещал чиновников и ведал общегосударственными финансами. Царь считался высшим судьей. В XVIII в. Ираклий II попытался вновь централизовать управление страной.
Государственный совет в грузинских княжествах был высшим органом государственного управления. В его состав входили светские сановники и высшее духовенство, местные правители и другие крупные феодалы. Совет созывался нерегулярно. В его ведение входили вопросы законодательства и правосудия, войны и мира, а также назначение высших должностных лиц. Часто Государственный совет созывался по случаю парадных приемов иностранных послов, религиозных торжеств и т.п. Со временем Государственный совет стал постоянно действующим органом и разделился на две коллегии - большой и малый Советы. Совет везиров был учрежден в Грузии в XII в. Это был совещательный орган при царе. Первейший везир был поставлен во главе всего государственного управлений, был правой рукой царя, его ближайшим помощником и имел чрезвычайно широкий круг обязанностей.
Старейшина казначеев ведал доходами и расходами государства. В ведении старейшины служителей находилось собственное имущество и хозяйство царя и его семьи. Как главный церемониймейстер двора, он управлял всей придворной службой.
В местном управлении главную роль играли наиболее богатые феодалы, осуществляющие в своих владениях функции местной власти.
Государство было разделено на эриставства - провинции, во главе которых стояли эриставы, обладавшие военной и административной властью.
Крупные феодалы имели в своих владениях собственный административный аппарат. В царских владениях, а также во владениях феодалов имелись так называемые моурави, выполнявшие на местах административные и судебные функции. Картлийское царство делилось на округа во главе с сардарами, которыми назначались крупные местные феодалы - дидебули. В селах были сельские старосты, которые распределяли налоги, разбирали мелкие дела и т.д.
Во главе городского управления стоял правитель города. Он устанавливал пошлины и определял цены на товары, распределял и взимал налоги, поддерживал порядок в городе. Его юрисдикция распространялась на городские дела. Для выполнения разнообразных функций он имел штат чиновников. Важную роль в городе играли городские старейшины. Они избирали старейшину купцов, которому были подведомственны цеховые и торговые дела. Он помогал правителю города в выполнении его обязанностей, в частности занимался раскладкой налогов.
Помимо государственных судебных органов имелась также церковная и сеньориальная юстиция. Церковному суду были подведомственны дела духовных лиц, преступления против религии и дела, касающиеся брака и семьи.
Самым древним памятником грузинского права являются законы Баграта IV (1027-1072), дошедшие до нас в составе Судебника Бека и Агбуги, созданного в XIV в. в наиболее тогда развитом княжестве Самцхе-Саатабаго. Католикосовы законы, принятые на церковном соборе (XVI в.) в Западной Грузии, содержали материал по уголовному праву. Составленный в 1707-1709 гг. Судебник Вахтанга VI регламентировал разные стороны жизни феодального общества. Крупным законодательным памятником XVIII в. был Дастурламали. В нем указаны функции должностных лиц, перечислены доходы царства, описаны крестьянские повинности в царских владениях и государственные налоги, взыскиваемые с феодалов. В законе Ираклия II, изданном в 1767 г., регулируется правовое положение крестьян, вернувшихся из плена на родину.
Уже раннегрузинское право различало физических и юридических лиц. Правоспособность физических лиц зависела от сословной принадлежности. В качестве юридических лиц выступали купеческие корпорации.
Древнегрузинское право знало понятие собственности, владения, сервитутов. В XVI-XVIII вв. в Грузии существовала общегосподская и частногосподская земельная собственность. Общегосподскими собственниками были члены одной феодальной фамилии, они владели землей сообща. Во втором случае собственником был отдельный член семьи.
Законодательство сравнительно подробно регулировало институты обязательственного права. Известны были обязательства из договоров и из причинения вреда. Законодательство различало договор мены животных и недвижимого имущества. Первый мог быть расторгнут, если в течение 20 дней обнаруживались скрытые изъяны животного. Второй был нерушим при условии заключения в письменной форме. Договор купли-продажи недвижимого имущества подлежал совершению при свидетелях и в письменной форме. Договор личного найма имел довольно большое распространение. Так, Судебник Вахтанга VI определял поденную оплату рабочей силы («рабочий работает день за пятак»). Договор займа получил подробную регламентацию в законодательстве XVI-XVIII вв. Для него была установлена письменная форма. Долговая расписка должна была скрепляться печатью.
Документы содержат богатый материал, характеризующий положение должников. Договор займа мог обеспечиваться залогом. Существовал залог недвижимого и движимого имущества, который мог быть срочным и бессрочным (до выкупа). При неуплате долга в срок заложенная вещь переходила в собственность кредитора. Допускался и самозаклад. Человеку, отдавшему себя и свою семью в залог, в случае неуплаты долга угрожала подневольная жизнь. Договор поклажи, известный издревле, заключался в письменной форме и при свидетелях. В договоре обычно указывалось, что, если отданная на хранение вещь станет жертвой вражеского набега, огня, воды, воров или какого-либо другого несчастья и вместе с нею от тех причин погибнет собственная вещь хранителя, последний освобождается от ответственности. Если же погибала только вверенная вещь, то собственник получал ее стоимость.
Раннему грузинскому праву было известно наследование по закону и по завещанию. Законными наследниками считались, как и на Руси, дети, рожденные только в браке. Женщины также имели определенную долю в наследстве. Старший сын получал за старшинство часть имущества сверх общей доли. В случае бездетности умершего наследниками считались братья и ближайшие родственники, Завещатель не имел права отстранять от наследования законных наследников. По Судебнику Вахтанга VI право завещания было весьма ограничено и распространялось только на благоприобретенное имущество.
С введением в Грузии в IV в. христианства семейное право стало регулироваться церковными канонами. Однако в нем сохранились отдельные дохристианские нормы, касающиеся, например, добрачного подарка невесте. Для заключения брака согласия брачущихся не требовалось. Брачный договор заключался родителями. Браку предшествовало обручение. Развод был крайне затруднен. Муж не имел права оставить жену без законных оснований. Что касается жены, то считалось, что «недостойно и непристойно ей оставить мужа». Даже в «случае ранения и увечья жены мужем» она не могла требовать развода. Брак мог быть расторгнут в самых исключительных случаях: прелюбодеяния жены, тяжелая психическая болезнь одного из супругов, вступление одного из супругов в монашество и др.
Субъектами уголовного права считались лица, достигшие 12 лет. Уже раннее грузинское право знало институт соучастия. Различались умысел, неосторожность и случайность. Феодальное право, защищая интересы господствующего класса, вменяло судьям и в обязанность при установлении наказания за убийство исходить из социального положения потерпевшего. Так, хотя Судебник и декларировал, что убийство крепостного его господином «досадно царю и католикосу», но этим и ограничивался. Для крепостного же/ если он, «подпав под гнев божий, убьет или ранит своего господина», законодатель не считал возможным «определить удовлетворение за кровь»: столь страшным представлялось ему такое преступление. По Судебнику Вахтанга VI и другим памятникам предусматривались следующие виды преступлений: измена родине, выражавшаяся в переходе на сторону противника (наказывалась смертной казнью или отсечением ноги); разглашение военной тайны (влекло за собой смертную казнь); заговор против царя и его дома (карался отсечением головы); поджог жилища, когда семья хозяина находилась в доме (возмещение ущерба и удовлетворение за кровь); ограбление чужого села, если владелец его был убит (влекло помимо полного удовлетворения за «кровь» еще взыскание 1/6 части цены его); убийство (предусматривалось возмещение за «кровь»), увечья и др. Обострение классовых противоречий в Грузии XVI- XVIII вв. вызвало усиление уголовной репрессии. Известны были следующие виды наказаний: смертная казнь - расстрел или отсечение головы; членовредительные наказания - отсечение руки и ноги, отрезание носа, подрезание жил на ногах; денежные взыскания, представляющие собой яркую иллюстрацию феодальной уголовной политики - «кровь» первейшего князя оценивалась в 15 360 руб., а за убийство крестьянина взыскивалось 120 руб., т. е. в 128 раз меньше; тюремное заключение; порка, введенная в конце XVIII в.; штраф; выговор.
Уголовный и гражданский процесс не отличались друг от друга, хотя в некоторой степени их разграничение уже наметилось. Существовали две формы процесса: а) обвинительный - для феодалов, содержавший в себе, однако, и элементы розыска, в особенности при рассмотрении крупных дел; б) розыскной, служащий орудием подавления эксплуатируемых масс и применявшийся также при разборе политических дел. Доказательствами были показания сторон, заключения сведущих лиц, письменные доказательства, показания свидетелей, присяга, испытание раскаленным железом, испытание кипятком, судебный поединок и др.
Переход к феодализму и его развитие в Азербайджане проходили, как и во всем Закавказье, в условиях непрерывной борьбы с иноземными захватчиками. Отдельные княжества время от времени становились независимыми, но затем опять захватывались пришельцами. В середине I тыс. Азербайджанские государства - Албания и Атропатена - находились под властью Ирана. В VII в. Азербайджан был захвачен Византией и ее союзниками хазарами, а затем вошел в состав Арабского халифата. После распада халифата в Азербайджане возникает несколько княжеств, крупнейшим из которых были Ширванское, а также Шекинское и Шемахинское. В XI в. Азербайджан захватывают сельджуки, в XII в. - ильдегизиды, в XIII в. - монголы, с XVI в., подобно Армении и Грузии, он становится ареной борьбы между Ираном и Турцией. В середине XVIII в. Азербайджану удается освободиться от иранского господства, и здесь возникает около 30 мелких княжеств. В 60-х годах выделяется Кубинское ханство, подчинившее себе группу других азербайджанских княжеств.
Общественный строй. Развитие феодального общества в Азербайджане имело свои специфические особенности. Процесс формирования феодальных отношений здесь шел неравномерно. В некоторых частях страны продолжали оставаться общинно-родовые отношения, сохранялся и рабовладельческий уклад.
Феодалы подразделялись на светских и духовных. Светские феодалы в свою очередь состояли из крупных (патраки) и мелких (азаты). Духовные феодалы составляли самостоятельное сословие в которое входили: в Атропатене - зороастрийские маги, в Албании - вначале жрецы языческой религии, затем (с V в.) служители христианской церкви. В дальнейшем в Атропатене установилось сословное деление на жречество, военную знать и землевладельцев. Албанская знать состояла из лиц царского происхождения, азатов и духовенства. В отличие от Армении и Грузии, где установилось христианство, в Азербайджане арабы ввели ислам, вытеснивший другие религии и сохранившийся там на века. В связи с арабским завоеванием местная знать в Азербайджане потеряла ряд своих привилегий. Она не допускалась к государственному управлению и лишилась доходов от эксплуатации крестьян. Высшее мусульманское духовенство владело земельной собственностью - вакф и сидевшими на этих землях крестьянами. Арабские правители сохранили на завоеванных ими землях существовавшую до их прихода систему феодальной эксплуатации крестьян. Но большинство арабской землевладельческой знати продолжало сочетать феодальную эксплуатацию крестьян с использованием труда рабов. Основную массу населения Атропатены и Албании составляли феодально-зависимые крестьяне. Они должны были обрабатывать землю, отдавать феодалу часть производимого продукта и выполнять множество повинностей. В XIV в. крестьяне Азербайджана были закрепощены.
Во время непрерывных завоевательных походов арабы обращали в рабство большое количество пленных, а иногда даже население целых городов и сел. При захвате Мугани 10 тыс. жителей были обращены в рабов и розданы арабским военачальникам. Арабские феодалы превращали крестьян в рабов также и за неуплату дани и налогов. Рабский труд применялся в домашнем хозяйстве, ремесле, земледелии и скотоводстве.
В Атропатене и Албании городское население состояло в основном из ремесленников и купцов. Постепенно ремесленники и торговцы выделились в особое сословие. Ремесленники Албании входили в состав податного населения. Они были обязаны платить налоги и отбывать повинности на строительстве зданий, мостов и крепостных стен.
В период зарождения феодальных отношений в Албании сложилась и новая форма государства - раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял царь, который управлял страной с помощью князей и должностных лиц. Мелкие феодалы (азаты) были вассалами царя и крупных феодалов и входили в состав вооруженных дружин. Территория Албании была разделена на области, управляемые крупными феодалами из членов княжеских семей. Важную роль в укреплении царской власти в Албании играла христианская церковь.
После захвата Албании иранскими завоевателями (сасанидами) она в отличие от Атропатены, превращенной в провинцию, стала полузависимой страной. Здесь сохранилась, хотя и в очень урезанном виде» власть местных царей. Стремление албанских царей укрепить свою власть и добиться государственной независимости встречало сильное противодействие со стороны сасанидов. В результате проведенной сасанидами военно-административной реформы Атропатена и Албания потеряли самостоятельность и превратились в наместничества; управляемые сасанидскими наместниками. В середине VI в. албанские цари почти утратили свою власть. Вся административная, военная и судебная власть была сосредоточена в руках наместников.
Арабы заимствовали систему административного и финансового устройства у Византийской империи и сасанидского Ирана. Халифат разделил обширную территорию с многочисленными покоренными народами на эмираты (наместничества). Эмир командовал войсками, возглавлял административный аппарат. Ему подчинялись амиль, собиравший налоги, и казий, отправлявший правосудие. Во главе арабских гарнизонов стояли военачальники. Землями, принадлежавшими лично халифу, ведал управитель земель.
Территория Азербайджана делилась на несколько эмиратов. Последние состояли из округов (магалов), управляемых магалбеками. Каждый эмират имел свой разветвленный чиновничий аппарат.
Ильдегизиды внесли некоторые изменения в управление Азербайджана. Территория государства делилась на области, во главе которых стояли правители, а области - на округа, управляемые наибами. В селениях назначались старосты. Сбором налогов с горожан ведало специальное должностное лицо - дарга. Почти все судебные дела решались духовенством.
Установление власти монгольских завоевателей повлекло за собой введение своеобразной системы органов власти и управления. Азербайджан, как и другие страны, делился на земли, управляемые найонами-крупными монгольскими феодалами.
В XV в. вновь выделяется Ширванское ханство, а также Шекинское. Освободившийся в XVIII в. от иноземного гнета Азербайджан являл собой типичную картину феодальной раздробленности.
С принятием ислама устанавливается мусульманское право- шариат, главным источником которого является коран. Шариат охранял интересы господствующего класса, предписывая полное повиновение властям. В период монгольского владычества источником права в Азербайждане являлась также Великая Яса Чингиз-хана.
Покорив Азербайджан, арабские халифы объявили своей собственностью наибольшую часть земель и оросительной системы. Преобладающим видом феодальной собственности по-прежнему оставались государственные земли. Продолжали сохраняться также отчуждаемые земельные владения, находившиеся в наследственной собственности у местной феодальной знати - мульк. Получила распространение и условная форма феодальной земельной собственности - икта. Она давалась в пожизненное или временное держание служилым людям, а иногда и представителям местной знати. В XV в. икта исчезла, уступив место союргалу. Эта форма земельного владения являлась государственным пожалованием подданному. Позже такая земля уже передавалась по наследству. Владелец союргала обязан был нести военную или гражданскую службу падишаху.
Мусульманскому праву были известны договоры мены, найма, поставки, займа и др.
С принятием христианства в Албании (IV в.) была установлена соответствующая форма брака. С введением мусульманства произошли существенные изменения в брачно-семейных отношениях. Допускалось многоженство. Только при отсутствии мужа жена имела право управлять имуществом. Дети были в подчинении у своих родителей.
Уголовное право Азербайджана знало государственные преступления (действия против власти, участие в мятеже, измена, выражавшаяся в бегстве во время сражения); преступления против личности (убийство, ранение и др.); имущественные; против религии.
Применялись следующие виды наказаний: смертная казнь, удары плетью, избиение камнями, членовредительство, изгнание, денежные штрафы. Процесс, по всей вероятности, носил обвинительный характер. При рассмотрении гражданских и уголовных дел применялись одни и те же нормы. По гражданским делам допускалось судебное представительство. Основными видами судебных доказательств являлись: собственное признание, показания свидетелей, клятва.