Источники татаро-монгольского права
Источниками права Золотой Орды являлись: законодательные распоряжения ханов, сборник монгольских законов и обычаев, получивший название Великая Яса. Он был составлен по приказанию Чингиз-хана в 1206 г. Сохранился лишь небольшой отрывок Великой Ясы. Ее нормы продолжали действовать и после принятия монголами мусульманской религии и применялись по всем делам, кроме дел о религиозных преступлениях. Шариат стал важнейшим источником права после принятия монголами ислама. По шариату рассматривались дела о религиозных преступлениях; действовало и обычное право монгольских племен.
Из норм гражданского права сохранилась лишь одна статья, относящаяся к наследственному праву. В ней указывалось, что после смерти главы семьи наследство делилось между наследниками следующим образом: старший сын получал большую часть наследства, чем остальные сыновья умершего. Младший сын получал свою долю наследства, состоящую из предметов домашнего обихода. Остальное имущество делилось в равной доле между всеми сыновьями.
Большая часть статей Великой Ясы относилась к уголовному праву. Одним из самых тяжких государственных преступлений считалась измена хану Золотой Орды, например, сношение местных правителей Золотой Орды с соседними государствами. За измену полагалась смертная казнь.
К воинским преступлениям относились: уход с поста, неоказание помощи своим товарищам во время боя. За бегство с поля сражения хотя бы одного воина подвергался смертной казни весь десяток.
Из имущественных преступлений наиболее серьезными считались присвоение чужого раба и бежавшего пленного, оказание помощи пленному, в частности передача пищи и одежды. Виновные подвергались смертной казни. Кража лошадей наказывалась следующим образом: виновный должен был не только вернуть краденую лошадь потерпевшему, но и отдать ему сверх того десять своих лошадей. Если у вора не было лошадей, он должен был продать своих детей и на вырученные деньги купить лошадей для пострадавшего. Если же у него не было детей, его приговаривали к смертной казни. К имущественным преступлениям относилось также банкротство купцов. За троекратное банкротство полагалась смертная казнь.
К преступлениям против личности относилось убийство. За него приговаривали к смертной казни. В отдельных случаях с убийцы взимался денежный выкуп.
По Великой Ясе преступлениями считались нарушения правил об убое животных, предназначенных для пищи, и преднамеренная ложь. Смертной казни предавали людей даже за то, что они подавились пищей.
Наказания по Великой Ясе отличались жестокостью. Все эти суровые наказания даже за небольшие проступки применялись для того, чтобы держать в страхе и повиновении эксплуатируемые массы.
Монгольское феодальное государство, как и многие государства Европы и Азии, возникло непосредственно за счет разложения первобытнообщинной организации. Большинство феодальных монархов отличалось драчливостью, стремлением поживиться за счет соседей. Однако монгольская феодальная верхушка сделала международный разбой основной линией своей политики, даже чуть ли не основой своей экономики. Монгольское завоевание несло всем покоренным народам экономический и культурный регресс.
Архаичной для своего времени политической системе соответствовало и примитивное право. Только принятие шариата от более передовых народов сделало правовую систему Золотой Орды более или менее современной. Монголо-татарские завоевания не внесли в мировую историю государства и права ничего, что могло бы быть воспринято с пользой другими народами.