Преобразование политической системы и административных органов
Централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Однако говорить о самодержавии в полном смысле не приходится, так как власть монарха была еще ограничена, прежде всего, Боярской думой. Оформление Думы следует отнести к XV в. Она была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. В период правления Ивана III и Василия III Боярская дума все больше подчиняется их влиянию.
Российское государство унаследовало органы центрального управления, построенного по дворцово-вотчинной системе. При Иване III общегосударственные функции приобретают Казна и Дворец. Постепенно превращаясь из органов вотчинного управления в общегосударственные, Дворец и Казна ведают теперь сбором налогов, оборотом земель в государстве, регулируют военную службу дворянства. Казна играла роль государственной канцелярии. Ее дьяки стали играть все более важную роль в государственном управлении и специализировались в определенном круге дел. В их руки постепенно переходит практическое управление государством, бывшее ранее исключительной прерогативой высокопоставленных бояр. Во главе отдельных административных единиц стояли наместники в уездах и волостели в волостях. Органы власти и управления Московского княжества представляли собой следующее: Глава государства - Великий князь, Боярская дума, дворец, казна.
«Божией милостью государь всея Руси, Великий князь Владимирский и Московский, Новгородский и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных земель» - являлся верховным собственником всех земель в государстве; обладал высшей судебной и административной властью. В XIV-XV вв. произошло резкое сокращение иммунных прав феодалов, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.
Боярская дума была постоянно действующим органом и представляла собой высший совет при князе с законосовещательными функциями, обсуждала вопросы внешней и внутренней политики. Состав: бояре (5-12 человек), окольничие, князья присоединенных земель. Состав Думы определялся на основе местничества - возникший в Русском государстве на рубеже XV - XVI вв. особый порядок назначения на военную, административную и придворную службу с учетом знатности происхождения, родовитости, служебных и личных заслуг предков. Отменено в 1682 г.
В XIII-XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецким и дворцовыми ведомствами - путями. В XV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превратились в государственные должности.
Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата. В результате, начиная с конца XV в., происходит становление новых органов центрального и местного управления - приказов. Они представляли собой постоянно действующие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Возглавлялись боярами. В состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.
К середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную.
Казна (княжеская, царская) - в XIV- XVI вв. канцелярия, архив и хранилище ценностей великих и удельных князей; в середине XV- XVI вв. центральное ведомство по финансовым вопросам, центральный орган государственного делопроизводства, управлял рядом областей и некоторыми категориями населения. С середины XVI в. отдельные функции казны постепенно переходят к приказам.
Местное управление основывалось на системе кормления и осуществлялось наместниками Великого князя в городах и волостях в сельской местности.
Бояре получали какую-то территорию в «корм» в награду за прежнюю службу и исполняли там судебно-административные функции. Система содержания должностных лиц за счет местного населения получила название «кормление». Использовалась великими и удельными князьями как способ вознаграждения. «Корма» взималась два-три раза в год в форме продуктов, фуража, части различных пошлин с торгов и лавок. Первоначально кормления ничем не ограничивались, и лишь с конца XV в. их размеры и сроки начали регламентироваться.
Наместники назначались в города великими и удельными князьями; выполняли административные, финансовые и судебные функции. Волостели являлись должностными лицами в сельской местности - волости, осуществляли административную, финансовую и судебную власть. Компетенция наместников и волостелей чётко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами
С присоединением к Москве различных земель в них менялся не только политический порядок, но и социальная структура общества. На верхней ступени феодальной иерархии находился великий князь, который являлся верховным правителем государства. На следующей ступени находились служилые князья, которые являлись бывшими удельными князьями. Они занимали руководящие посты и должны были нести военную службу. Таким образом, они превращаются в служилых людей великого князя. На третьей ступени находились бояре, которые являлись крупными феодалами-землевладельцами. Бояре делились на столичное, входившее в окружение великого князя, и удельное, подчинявшие служилым князьям.
Средние и мелкие феодалы были представлены слугами вольными и дети боярские. Низшую группу феодалов составляли «слуги под дворским». Из их числа, прежде всего, формировалось дворянство, позиции которого постепенно усиливаются. Дворянство целиком зависело от великого князя и поэтому становится главной опорой великокняжеской власти. Над дворянами всегда висела угроза лишения поместья. (Поместье - вид земельного владения в конце XV начале XVIII в. Предоставлялось государством служилым людям за несение военной и государственной службы. Первоначально без права продажи, обмена и наследования. Дворяне, владевшие поместьями, стали называться помещиками. С изданием в 1714 г. Указа о единонаследии поместье слилось с вотчиной в единый вид земельной собственности - имение). Вместе с тем происходит ослабление влияния боярства.
Крупным феодалом в это время в России оставалась церковь. Митрополит стоял на верхней ступени церковной иерархии. Все духовенство делилось на черное (монашество) и белое (священнослужители)
В XIV - XVI вв. утвердился термин «христианин» - «крестьянин». Крестьянами стали называть все слои и группы трудового сельского населения России. Указывалась владельческая принадлежность: черное, вотчинное, помещичьи и монастырские. На территориях, принадлежавших государству, находились черносошные крестьяне. В отличие от монастырских («белых») земель, освобожденных от налогов, крестьянские земли были «черными», то есть облагались налогами в пользу государства в соответствии с размерами пашни, измерявшейся тогда в «сохах». К XV в. появилось понятие тягло, которое представляло собой совокупность денежных и государственных повинностей крестьян. У черносошных и владельческих крестьян изымалось приблизительно 25-30% совокупного продукта в пользу государства или феодала. Выделялись дворцовые крестьяне, которые располагались на землях самого великого князя московского. Значительная часть крестьян работала на монастыри и церковь, которой к началу XVI в. принадлежало до трети всей территории Российского государства.