Основные составляющие реформы нотариата.
Значение реформы нотариата в связи с судебно-правовой реформой и реформой правоохранительной и налоговой системы России. Значение реформы нотариата в связи с вхождением России в европейское “правовое поле” и необходимостью стимулирования иностранных инвестиций.
Нотариат, также как и правосудие, достаточно исторически известная и сложившаяся форма гражданской юрисдикции. Нотариату в целом, также как и отдельному нотариусу, свойственны по своему профессиональному менталитету такие необходимые качества как консерватизм, осторожность, медлительность. В нотариальном производстве имеется ряд элементов ритуальности, обрядового характера, которые определяют и отражают содержательные характеристики нотариальной деятельности. Нотариат вечен и необходимо присущ любому обществу, где имеется гражданский оборот, собственность, существуют вопросы ее правовой передачи и наследования.
Поэтому при реформе нотариата следует исходить из сложившихся исторических и правовых традиций, которые сложились в нотариате за многие века его существования и за годы его функционирования в России в новых условиях, после начала приватизации и изменения отношений собственности.
Основные направления реформы нотариата, способы и подходы решения поставленных ранее проблем и вопросов сводятся в основном к следующему.
1) Полное использование предупредительного и профилактического потенциала нотариата как средства, обеспечивающего проведение судебной реформы.
Как уже отмечалось, в странах Латинского нотариата нотариус выступает как беспристрастный и независимый арбитр, играющий роль предупредительного правосудия, позволяющего избавить суды и другие государственные органы от появления конфликтов. Если суды выполняют функции последующего контроля, включаясь в отношения гражданского оборота, когда конфликт уже налицо, то нотариат выполняет функции предварительного юридического контроля на этапе согласования условий сделки. Тем самым снижается количество споров в судах, вопросы бесспорного характера разрешаются в нотариальном производстве, не загружая суды.
С этой целью данное положение следует использовать при подготовке проекта нового закона о нотариате и изменений в гражданское законодательство. Так, проект части третьей ГК РФ в части наследственного права предусматривает весьма активное участие нотариуса в реализации наследственных прав граждан, освобождая суды от дел бесспорного характера.
Возможна передача в компетенцию нотариусов также принятия свидетельских показаний под присягой как формы их обеспечения, удостоверение различных юридических фактов бесспорного характера по заявлению заинтересованных лиц, оформление соглашений сторон обязательственных правоотношений, имеющих силу исполнительных документов, при обращении взыскания на имущество и денежные средства должника, и т.д.
Следует иметь ввиду высокую экономичность разгрузки судов от дел бесспорного характера, которые могут быть разрешены в рамках нотариального производства, а также экономичность развития нотариата, снижающего число судебных споров. Так, результаты проведенных исследований показали, что затраты в англосаксонской правовой системе, в частности в США, на содержание судов, ввиду неразвитости системы нотариата, превышают такие же затраты в континентальных европейских гражданско-правовых системах приблизительно в 3-7 раз.[1][11]
Как видно, развитие нотариата и в России будет способствовать предварительному контролю за законностью действий участников гражданского оборота, снижению количества споров в судах, экономя тем самым столь необходимые средства для проведения судебной реформы.
2) Развитие координации органов правоохранительной системы в России и области с нотариатом.
Такое взаимодействие, отраженное в рамках закона, будет способно решить целый ряд задач. Во-первых, снизить уровень криминальности в гражданском обороте в сфере собственности, во-вторых, облегчить раскрытие преступлений, в-третьих, способствовать снижению уровня преступности, обеспечить юридическую безопасность граждан и организаций. Так, с этой целью представляется необходимым:
- создание единого информационного банка данных о всех активных участниках преступлений в сфере собственности, реестра украденных паспортов и иных документов, удостоверяющих личность, угнанных автомобилей,
- создание Нотариальной палатой и представление в распоряжение государственных органов банка данных по отменным или измененым доверенностям на распоряжение недвижимостью и транспортом,
- переход в рамках области на оформление договоров отчуждения недвижимости и доверенностей на распоряжение недвижимостью только на специальных бланках с высокой степенью защиты (соответствующие расходы готова взять на себя Нотариальная палата), по аналогии с используемыми в настоящее время при оформлении доверенностей на право распоряжения транспортом и справок БТИ,
- создание банка данных о лицах психически больных, либо признанных недееспособными судом, являющихся одновременно собственниками недвижимости,
- информирование непосредственно нотариусами органов опеки и попечительства о сделках с участием несовершеннолетних.
3) Развитие взаимодействия нотариата и налоговых органов
С этой целью возможно предложить изменить на уровне области существующий порядок уплаты налога на имущество, переходящее в порядке дарения и наследования, а также уплаты подоходного налога с сумм, полученных от продажи имущества. В настоящее время налог с имущества, переходящего в порядке дарения или наследования, взимается после совершения соответствующего действия, за исключением случаев дарения имущества иностранцам. Можно взимать такой налог в предварительном порядке, приостанавливая совершение соответствующего нотариального действия до уплаты налога.
То же самое относится и к купле-продаже, мене недвижимости и иного имущества. Нотариусы в настоящее время не обязаны по закону представлять данные о таких договорах в налоговые инспекции. Возможно закрепление такой обязанности за нотариусами, а также обязательность уплаты соответствующего налога до совершения соответствующего действия, ввиду чего нотариальное действие будет приостановлено. В любом случае, при повышении значения уплаты налога на имущество, как одного из источников формирования региональных бюджетов, будет целесообразным возложить на нотариуса обязанность по сообщению о таких сделках в налоговую испекцию, с целью учета налогоплательщиков, которые могут затем длительное время не производить государственной регистрации сделки.
Предлагаемый порядок существует в ряде стран Латинского нотариата, и он показал свою эффективность для целей налогообложения.
Одновременно необходимо решение вопросов об учете всех затрат нотариусов, что позволит увидеть истинную картину доходов, расходов и реальной отдачи от нотариальной деятельности для общества и нотариуса; об отнесении в затраты нотариусов расходов по содержанию Нотариальной палаты и организации нотариальной инфраструктуры, обеспечивающей информационное и правовое взаимодействие, по созданию взаимного страхового гарантийного фонда.
При решении вопроса о ставках нотариальных тарифов предлагаем исходить из следующего. В целом, несмотря на все разговоры скорее обывательского, чем содержательного характера, нотариат весьма экономичен для граждан, поскольку размер нотариальных тарифов, а также льготы при совершении нотариальных действий определяются государством. Другие юристы размер своих тарифов определяют самостоятельно и государство не в состоянии воздействовать на механизм ценообразования их услуг.
Так, после повышения с 01 января 1997 г. размера взносов в Пенсионный фонд РФ до 28% от дохода для адвокатов, предпринимателей и нотариусов предприниматели и адвокаты подняли цены на свои услуги. Нотариусы этого сделать не могут ввиду того, что размер тарифов определяется не соглашением, а государством в законе о государственной пошлине.
Как уже указывалось ранее, в настоящее время две трети составляющих нотариального тарифа - это обязательные платежи и налоги, которые уходят в соответствующие бюджеты. Нотариус здесь выступает не более чем как передаточное звено, взимающее налоги для государства с лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. На оставшуюся треть нотариус содержит контору, обеспечивает хранение и ведение нотариального архива, оплачивает труд сотрудников нотариальной конторы, возмещает расходы по действиям, по которым установлены социально низкие тарифы ниже себестоимости нотариального действия (например, копии), ведет наследственные дела, большей частью бесплатные для граждан, осуществляет нотариальные действия, по которым граждане и организации освобождены от уплаты тарифа либо уплачивают его в пониженных размерах. Социальное равновесие, заложенное в существующих тарифах, позволяет нотариусам за счет более высоких тарифов обеспечивать предоставление льгот либо бесплатно осуществлять нотариальные действия в отношении “льготников”.
Поэтому уменьшение нотариального тарифа приведет и к понижению сумм налогов и платежей, которые уплачиваются нотариусом, а также к сложностям при реализации прав “льготников”. Такие же последствия вызывает и одностороннее повышение каких-либо обязательных платежей, уплачиваемых нотариусом. Так, повышение размера тарифа в Пенсионный фонд РФ до 28% привело к понижению размера сумм, уплачиваемых нотариусом в виде подоходного налога.
Кроме того, при существенном понижении размеров нотариальных тарифов нотариус не в состоянии будет нести полную имущественную ответственность за свои действия.[2][12] Необходима большая дифференциация нотариальных тарифов с тем, чтобы привести их в соответствие с реалиями, например, частично понизить по сделкам, подлежащим оценке, но увеличить по копиям, наследственным делам, сделкам, не подлежащим оценке. Необходимо также привести оценку недвижимости БТИ и Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с реальной рыночной оценкой, что также способно повысить размер платежей в бюджет. Так уже сделано в Москве, где инвентаризационная оценка БТИ и рыночная цена примерно соответствуют друг другу. Следует также предоставить нотариусу право привлекать профессионального оценщика для оценки имущества в сложных и спорных ситуациях по его стоимости.
В конечном счете по опыту других стран свободный нотариат увеличивает поступления в бюджет, поскольку заинтересован в увеличении объема работы, не заинтересован в том, чтобы брать оплату помимо установленного тарифа, не заинтересован в необоснованном отказе в совершении нотариального действия в отличие от нотариуса, “сидящего на окладе”.
Поэтому при решении вопроса о размерах нотариальных тарифов следует исходить из оценки всей системы законодательства, всех составляющих нотариальной деятельности, прежде всего ее самофинансирования и того правового режима, в котором функционирует нотариат. Решение вопроса о тарифах вне данной системы способно усугубить условия функционирования нотариата и возможности граждан и организаций по совершению нотариальных действий.