Последствия политических и экономических решений все более проявлялись в общественной жизни. Одной из первых тем, волновавших общество после снятия Хрущева, стал вопрос об отношении к Сталину. Новое руководство прекратило процесс десталинизации, усилило идеологический контроль. Особую роль в этом процессе свертывания либеральных послаблений сыграли чехословацкие события 1968 г., показавшие верхушке КПСС опасность идеологического плюрализма. Первым предупреждением инакомыслящей советской интеллигенции стало «дело Синявского и Даниэля». Два советских литератора были арестованы в сентябре 1965 г. за публикацию своих произведений за рубежом. В 1966 г. они получили несколько лет лагерей. Ужесточалась цензура. Был снят главный редактор «Нового мира» А. Твардовский.
Но в отличие от сталинского и даже хрущевского времени это наступление консервативных сил встречало все усиливающееся сопротивление и неприятие деятелей науки и культуры. Накануне XXIII съезда КПСС Брежневу было направлено коллективное письмо (среди подписавших - академик П. Капица, писатель К. Чуковский, режиссер Г. Товстоногов, актер И. Смоктуновский) с протестом против возможной реабилитации Сталина. 62 писателя в письме XXIII съезду КПСС просили об освобождении Даниэля и Синявского.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
С конца 60-х гг. формируется т.н. «диссидентское движение». В нем выделялось несколько направлений:
- национальные и национально-демократические (армянское, грузинское, украинское, литовское, русское);
- движения репрессированных народов за возвращение на родину (крымскотатарское, месхетинское);
- движение за выезд (евреев в Израиль, советских немцев в ФРГ);
- религиозные движения (евангельских христиан-баптистов, пятидесятников и пр.);
- движения за социально-экономические права:
- движение правозащитников (движение за права человека в СССР).
Диссидентское движение выступало с требованиями соблюдения советских законов и международных соглашений, подписанных СССР. Добиваясь гласности, его активисты организовали выпуск «Хроники текущих событий», рассказывая о преследованиях по политическим и идеологическим мотивам. Составной частью сопротивления властям стал т.н. «самиздат» - распространение произведений, запрещенных к публикации в СССР. Среди них были стихи А. Ахматовой («Реквием»), О. Мандельштама, А. Твардовского, книги Л. Гинзбург «Крутой маршрут», Ж. Медведева и т.д.
Неформальными лидерами этого движения стали академик А. Сахаров, писатель А. Солженицын, генерал-майор П. Григоренко и другие. Неоднократно предпринимались попытки политических демонстраций в Москве. Наибольшую известность получил выход семи человек - К. Бабицкий, Л. Богораз, В. Делонэ, В. Дремлюга, Н. Горбаневская, П. Литвинов, В. Файнберг - на Красную площадь 25 августа 1968 г. в знак протеста против вторжения в Чехословакию. Громадный резонанс во всем мире вызвала опубликованная за рубежом книга А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». В 1970 г. писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. Изменение общественного климата сказалось в отношении к этому событию. Если в 1958 г. власти сумели заставить Б. Пастернака отказаться от этой награды, то теперь, несмотря на все усилия, А. Солженицын принял ее, но не имел возможности выехать для ее получения. Вручение Нобелевской премии А. Солженицыну состоялось после его высылки из СССР в 1974 г.
В самом диссидентском движении шли споры о прошлом и будущем России и СССР, о путях выхода из кризиса. Можно вычленить три основных идейных течения: сторонники «очищенного от сталинизма» марксизма (Р. Медведев), либералы-западники (А. Сахаров), современные славянофилы (А. Солженицын). Были также попытки создать неофициальные профсоюзы.
Фактически частью диссидентской деятельности стали национальные движения. Такие группы формировались в Прибалтике, на Украине, в Закавказье. С начала 70-х гг. появились требования о свободной эмиграции из страны. Особенно широкое распространение они получили в среде советских евреев и немцев. Правительство СССР было вынуждено, ради улучшения отношений с ФРГ и США, разрешить выезд лиц еврейской и немецкой национальности из страны, сопровождая это различными нарушениями прав человека.
Хотя само диссидентское движение было весьма малочисленным (несколько тысяч человек), оно имело моральную поддержку среди части гуманитарной и технической интеллигенции, студенчества. Легальной основой диссидентства, противостояния официальной идеологии становились песни В. Высоцкого, книги В. Белова, В. Быкова, В. Распутина, Ю. Трифонова, В. Шукшина и других поэтов и писателей, писавших об опустошении российской деревни, реалиях Великой Отечественной войны, нравственных проблемах российского общества и т.п. Критика экономического управления, защита экологии в связи с масштабными проектами строительства и мелиорации, прорывавшаяся на страницы газет и журналов, отражавшаяся в искусстве, говорила о развитии элементов гражданского общества, о кризисе официальной идеологии.
Силу умственного брожения показало «дело Саблина», оставшееся в те годы практически неизвестным советскому обществу. Потомственный моряк, окончивший Высшее военно-морское училище им. Фрунзе и Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, заместитель командира эсминца «Сторожевой» по политической части В. Саблин в ноябре 1975 г. попытался при содействии группы офицеров и матросов захватить корабль, привести его из Риги в Ленинград и потребовать возможности выступить по телевидению с призывом о возвращении «к ленинским принципам демократии и социальной справедливости», «уважении чести, жизни и достоинства личности». Корабль был перехвачен в море. Саблин арестован, судим и расстрелян.
Не будучи в состоянии вернуться к методам сталинизма, власть в эти годы стремилась изолировать своих идейных противников путем уголовного преследования, помещения в психиатрические лечебницы (В. Буковский, П. Григоренко), ссылки (А. Сахаров), высылки за границу и лишения советского гражданства (А. Солженицын), разрешения на выезд из страны с недопущением возвращения (М. Ростропович), организацией идеологических кампаний в средствах массовой информации. При этом практиковалось давление на родственников диссидентов. Одновременно существовало стремление взять под свой контроль различные неформальные движения творческой молодежи (художников-абстракционистов, рок-клубы и т.п.). Особую роль в проведении такой политики играли идеологическое руководство КПСС и КГБ. Внутри КГБ было создано специальное 5-е управление для борьбы с «идеологическими диверсиями». По данным КГБ за период 1967-1971 гг. в стране было выявлено 3906 группирований «антисоветских элементов» и «профилактировано» 13 602 входивших в них участников.
После вторжения наших войск в Афганистан на диссидентов обрушились особенно тяжелые репрессии, которые усилились после прихода к власти Андропова. Диссидентское движение было почти полностью разгромлено. Но в период перестройки мужественная борьба инакомыслящих с тоталитарным режимом послужило вдохновляющим примером для тысячи людей.
Выводы. Таким образом, с середины 60-х до середины 80-х гг. тоталитарный режим в СССР вновь усилил свои позиции после развенчания Сталина и других новаций «оттепели». Готовность общества к переменам была ограничена жесткими рамками идеологической парадигмы «строительства коммунизма», политической монополией партийно-государственных структур, номенклатуры и отсутствием влиятельных социальных групп, заинтересованных в демонтаже тоталитаризма. В результате, после смещения Хрущева произошла частичная, «мягкая» ресталинизация общества. Но это был откат к сталинизму без массовых репрессий, без харизматического вождя, а значит, к системе с подорванными несущими конструкциями.
Милитаризация экономики, военно-стратегический паритет с США создали материальную основу для жесткого внешнеполитического курса, различных авантюр (ввод войск в Афганистан). Разрядка оказалась непродолжительной. Усиление глобального противостояния привели мир к грани третьей мировой войны.
В результате неуклонной дискредитации властей, неверия широких масс пропаганде происходит четкое разграничение официальной и частной жизни, что явилось предпосылкой для зарождения гражданского общества и последующих радикальных преобразований.