Конспект лекций по предмету "Социально-философская проблематика"


Чувственное и рациональное познание

Во всей своей практической жизни и деятельности человек непосредственно соприкасается с окружающим миром. Предметы и явления воздействуют на органы чувств и вызывают в его мозгу многообразные впечатления – образы этих предметов. Чувственное познаниеесть познание, осуществляющееся посредством органов чувств. Органы чувств у человека «внешние» (зрение, слух, осязание и т.п.) и «внутренние», через последние (ощущение боли, например) человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа, тех или иных подсистем своего организма. Существует три формы чувственного познания: ощущение (отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов), восприятие (это отражение предметов в целостности их свойств – по «виду», «вкусу» и т.п.), представление. Последняя форма чувственного познания наиболее сложная. Здесь «сложность» в гносеологическом отношении. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается; он отсутствует. Но остается столь же конкретный образ о нем, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднен», на него действуют аналогичные образы прошлого, и он теряет уже некоторые свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, ее «оживления». В представлении, действует и воображение; при его помощи человек способен восстанавливать не только то, что уже было; он может уже выделять отдельные стороны того или иного объекта и комбинировать их. Могут быть получены представления реальные, которые человек способен реализовать на практике (например, представления о новом каком-либо устройстве автомашины), или же представления нереальные (например, о домовом и т.п.).
Чувственные восприятия отдельных предметов и явлений сами по себе недостаточны для познания действительности. Ведь общие закономерности связи предметов и явлений непосредственно чувственными восприятиями не охватываются. Для открытия связей и закономерностей предметов и явлений необходимо к чувственному отражению мира присоединить деятельность мышления. Благодаря мышлению осуществляется переход от чувственного познания внешних, единичных, непосредственно воспринимаемых явлений к рациональному познанию внутренних, общих, непосредственно не воспринимаемых закономерностей.
Основными формами, в которых осуществляется мышления или рациональное познание, является понятие, суждение и умозаключения.
Понятие– это такая форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, качества объекта. Какое бы мышление мы не взяли – самое простое или самое сложное, элементарное, формально-логическое или научно-теоретическое. – оно всегда осуществляется при помощи понятий. Понятие – это тот материал, который служит основой любого мыслительного акта. Понятие всегда является логической абстракцией. Оно лишено чувственности. Понятие можно понять, но не почувствовать.
В процессе мыслительной деятельности субъект, оперируя понятиями, постоянно высказывает суждения.
Суждение – это мысль, отражающая в сознании человека наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета, его связи с другими предметами. Если понятие отражает лишь общее в вещах, то в суждениях можно отобразить и единичные, и частные, и общие признаки. Более того, поскольку всякое суждение есть связь понятий, то в суждениях можно связывать единичное, частное и общее. Например, «галоген фтор – химический элемент». Общее (химический элемент) связано с особенным (галоген) и единичным (фтор).
Умозаключение –это такой мыслительный акт, в котором из одних суждений выводятся новые суждения о явлениях окружающего мира.
Человек познает действительный мир путем живого созерцания и абстрактного мышления. Но какова роль каждого из них в познании действительности? Сенсуалисты считали, что определяющим в познании является чувственный опыт. Абстрактное мышление практически ничего не добавляет к тому, что получено в процессе чувственного познания. «Ничего нет в человеческом уме, чего не было бы уже в чувственных данных», - говорили сенсуалисты.
Рационалисты утверждали, что в основе познания лежит разум, мышления. Чувства, заявляли они, искажают действительность, вводят нас в заблуждение, поэтому нельзя на них опираться в процессе познания. Только разум может привести к истине.
На самом же деле ни чувственное познание, ни абстрактное мышление не в состоянии в отдельности, в отрыве друг от друга обеспечить познание сущности исследуемого объекта. Чувственное познание ограничивается фиксацией того, что лежит на поверхности явлений, и не в состоянии проникнуть в сущность. Абстрактное мышление может проникнуть в сущность, но оно не располагает необходимыми данными об исследуемом объекте. Эти данные доставляет чувственное познание. Поэтому чувственное и рациональное познание противопоставлять друг другу.
Взаимосвязь чувственного и рационального в познании выражается не только в том, что они дополняют и предполагают друг друга, но и в том, что они взаимопроникают друг в друга. В живом созерцании имеет место мыслительная деятельность, в процессе которой происходит оперирование конкретными наглядными образами, в частности представлениями.
Воспринимая те или иные свойства исследуемого объекта, человек подводит их под имеющиеся у него понятия и таким образом осознает их. Но подведение частного случая под общее понятие и получение на этой основе вывода, содержащего новое знание, есть не что иное, как дедуктивное умозаключение – одно из форм мышления. Далее, фиксируя выявленные свойства объекта, человек сравнивает его с другими известными ему объектами и устанавливает его сходство с ними и различие. И это протекает тоже в форме умозаключения.
Итак, чувственное познание, отражающее исследуемый объект, органически связано с мышлением. Не является совершенно свободным от наглядных образов и абстрактное мышление. Оперируя абстрактными понятиями, оно должно иметь в поле своего зрения тот конкретный объект, сущность которого оно обязано раскрыть. Таким образом, чувственное и рациональное являются необходимыми формами познания действительности.
Рациональное познание (мышление) связано не только с чувственным познанием, но и с другими формами познания. Большое значения в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция ( внезапное озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательства. Интуитивно постигнуть – значит догадаться, угадать, сообразить, в чем дело. Очень много великих, известных людей в своих воспоминаниях пишут о том, как им удалось сделать свои открытия неожиданно, интуитивно, «озарением».
В истории философии на важную роль интуиции (хотя и по-разному понимаемой) в процессе познания указывали многие мыслители. Так, Демокрит полагал, что для реализации правил его рационального метода необходима интуиция.
Единственно достоверным средством познания считали интуицию сторонники интуитивизма. Интуитивизм – философское течение ХХ в.
Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приемов познания для проникновения в неведомое. Интуиция образовывает механизм творчества, то есть создания новых интеллектуальных, художественных и других ценностей.
В интуиции можно выделить несколько этапов.
1. Накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в памяти.
2. Неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций образов и правил.
3. Четкое осознание задач.
4. Неожиданное нахождение решения.
Следует отметить, что интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущениям, представлениям и мышлению. Она составляет качественно особый вид умозаключения, когда отдельные звенья логической цепи проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно именно итог мысли – истина.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.