Конспект лекций по предмету "Экологическое право"


Правовой режим охраны лесов и иной растительности

Правовой режим охраны лесов и иной растительности
Приступая к характеристике правового режима лесов, следует отметить, что «леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Но одних норм законодательства для сохранения «легких планеты» недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения» (Семьянова А.Ю. Экологическое право: Курс лекций.- М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005.- С. 55).
ФЗ «Об охране окружающей среды» установил, что лес и иная растительность являются объектами охраны окружающей среды (ст. 4). Правовой режим и регулирование вопросов леса и иной растительности имеют различия.
Исходя из экологической, экономической, духовной и иной значимости лесов и растительного мира вне лесов, а также сохранения биологического разнообразия, законодательство исходит из принципа, согласно которому правовой охране подлежат все виды диких растений, независимо от того, являются ли они полезными или вредными (Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 422).
Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5 Лесного кодекса РФ 2006г).
Новый Лесной кодекс РФ не содержит определения понятия «лесной фонд», а указывает на то, что «леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий». Здесь, как и в Водном кодексе РФ, отношения по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются через земельные отношения, а именно - в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, также определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Форма собственности на леса в настоящее время зависит от категории земель, на которой они располагаются. Так, согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Изменилось и деление лесов по целевому назначению. Вместо лесов I, II и III группы, леса подразделяются на: защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ст. 10 ЛК РФ).
К достоинствам нового Лесного кодекса РФ можно отнести подробную регламентацию прав граждан на пребывание в лесах. Так, согласно ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также не древесных лесных ресурсов.
Здесь же закреплены запреты и ограничения пользования лесами:
- гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (п. 3 ст. 11);
- пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами (п. 4 ст. 11).
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ (п. 5 ст.11).
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды (ст. 25 ЛК РФ).
Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Глава 3 Лесного кодекса РФ посвящена правовой охране лесов, где особое значение уделяется охране лесов от пожаров и противопожарной безопасности.
Впервые в Лесном кодексе РФ подробно регламентированы положения о порядке предоставления лесов в аренду (ст. 72-74) и купли-продажи лесов (ст. 75-80).
Действующее законодательство предусматривает платность лесопользования. Так, согласно ст. 94 ЛК РФ за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400) и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (постановление Правительства РФ от 19.08.2004 № 418).
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Размер причиненного ущерба определяется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными Правительством РФ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.