Понятие, значение и принципы экологической экспертизы
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на ОПС и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
1) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
2) обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объектов экспертизы;
3) комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
4) обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
5) достоверность и полнота информации, представляемой на экспертизу;
6) независимость экспертов экологической экспертизы;
7) научная обоснованность , объективность и законность заключений экологической экспертизы;
8) гласность, участие общественных объединений, учет общественного мнения;
9) ответственность участников экологической экспертизы за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.
Закон устанавливает ответственность за нарушения законодательства об экологической экспертизе определенных субъектов и перечень правонарушений, который не является исчерпывающим, т.е. могут быть установлены и иные виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе. Лица, виновные в совершении нарушений, привлекаются к уголовной, административной, материальной и гражданско-правовой ответственности. К субъектам нарушений законодательства об экологической экспертизе относятся:
- заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованные лица (непредставление документации на экологическую экспертизу);
- руководители федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов в области экологической экспертизы (нарушение порядка проведения государственной экологической экспертизы);
- руководители экспертной комиссии экологической экспертизы и эксперты экологической экспертизы (нарушение требований законодательства, стандартов и иных нормативно-технических документов);
- должностные лица государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления (фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы);
- банковские организации, их должностные лица, иные юридические лица, граждане (финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы).
Правонарушениями заказчика и заинтересованных лиц теперь считаются фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения; принуждение эксперта к подготовке заведомо ложного заключения; создание препятствий к проведению экологической экспертизы; непредставление государственным органам экспертизы и общественным объединениям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Нарушениями руководителей государственных органов экспертизы и экспертных комиссий признаются: необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной экспертируемой деятельности; нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком средств на проведение государственной экологической экспертизы.
Руководители и члены экспертной комиссии отвечают за фальсификацию заключения экспертизы, за сокрытие сведений о своей заинтересованности в результатах экспертизы; так, экспертом не могут быть представитель заказчика или разработчика, гражданин, состоящий в трудовых или договорных отношениях с ними, представитель юридического лица, состоящего с заказчиком или разработчиком объекта экологической экспертизы в договорных отношениях.
Нарушением законодательства со стороны должностных лиц считаются: выдача разрешений на специальное природопользование или на иную деятельность без положительного заключения государственной экологической экспертизы; организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными объединениями; прямое или косвенное вмешательство в работу государственных органов экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов в целях оказания воздействия на ход и результаты проведения экологической государственной и общественной экспертизы; незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
В соответствии с законодательством в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза (ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Государственная экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ. Государственная экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. Законом определен обширный перечень наиболее важных объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду. К таким объектам относятся:
- проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера;
- материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти;
- технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств, материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности;
- проекты международных договоров;
- документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства;
- иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.
К объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня относятся аналогичные виды проектов, материалов и документации, имеющих региональное значение и не относящихся к компетенции федеральных органов исполнительной власти.