Конспект лекций по предмету "Страховое право"


Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке

Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке
Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной деятельности на страховом рынке является одним из видов общего надзора на финансовых рынках. Эту функцию осуществляет Федеральная антимонопольная служба, в полномочия которой входит надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг.
Федеральная антимонопольная служба (далее ФАС) образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Ранее эти функции осуществляло Министерство РФ по антимонопольной политике (далее МАП РФ) и поддержке предпринимательства, а до его образования - Государственный комитет по антимонопольной политике РФ.
Правовое регулирование отношений по надзору на рынке финансовых услуг, к которому относится и страховой рынок с точки зрения соблюдения конкуренции, составляет Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 г.) «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».
К полномочиям антимонопольного органа отнесено принятие порядка определения доминирующего положения на рынке. Под ним понимается объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям.
Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг устанавливается одноименным Приказом МАП РФ от 6 мая 2000 г. № 340а. В соответствии с ним наличие доминирующего положения страховщика хотя и не является нарушением антимонопольного законодательства, но служит основанием для осуществления систематического наблюдения за его деятельностью со стороны антимонопольных органов в целях недопущения злоупотреблений этим положением (п.3). Доминирующим является положение страховщика, доля которого за отчетный период превышает на федеральном страховом рынке более 10% или на региональном рынке - более 25% (п. 7).
Само определение доминирующего положения осуществляется ФАС по согласованию с Федеральной службой страхового надзора (ч. 4 ст. 4 ФЗ РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).
ФАС осуществляет также контроль в случае ограничения конкуренции на рынке финансовых услуг, совершаемых хозяйствующими субъектами посредством:
а) установления (поддержания) цен (тарифов), скидок, надбавок, доплат, процентных ставок;
б) раздела рынка финансовых услуг по территориальному принципу, по видам предоставляемых финансовых услуг либо по потребителям финансовых услуг;
в) ограничения доступа на рынок финансовых услуг или устранения с него других финансовых организаций;
г) установления необоснованных критериев членства, являющихся барьерами при вступлении в платежные и иные системы, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут предоставить своим потребителям необходимые финансовые услуги, чтобы конкурировать на рынке финансовых услуг.
Отдельным направлением деятельности ФАС является контроль за созданием объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций. Обязательным условием создания подобных объединений является получение предварительного согласия Федеральной антимонопольной службы. Порядок рассмотрения ходатайств о даче согласия МАП РФ и его территориальными управлениями на государственную регистрацию объединений страховщиков установлен Приказом МАП России от 29.04.1994 г. № 50 (в ред. от 11.03.1999г.).
В случае если антимонопольный орган установит, что создание объединений ограничит конкуренцию, то по его требованию участники объединения обязаны изменить условия их создания.
Самостоятельным направлением деятельности ФАП выступает государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг. Порядок осуществления данного вида контроля определен Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении Методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций» и Приказом МАП РФ от 21.06.2000 № 467 (в ред. от 02.03.2001г.) «Об утверждении перечня финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, и состав активов финансовой организации, приобретаемых в порядке уступки прав требования, для расчета оборота финансовой услуги».
В соответствии с указанным Постановлением Правительства юридические и физические лица обязаны получить предварительное согласие Федеральной антимонопольной службы на совершение сделок по приобретению более 10% активов или более 20% акций (долей в уставном капитале) страховой организации в случае, если размер ее уставного капитала составляет более 10 млн. руб.
При этом, с учетом повышения минимальных размеров уставных капиталов страховых организаций с декабря 2003 г. до 30 млн. рублей при занятии страхованием имущества и (или) страхованием от несчастных случаев и болезней согласие необходимо получать в отношении таких сделок с любой страховой компанией.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.