Возрастная специфика ювенальной юстиции и ювенальной криминологии
Возрастная специфика ювенальной юстиции и ювенальной криминологии определяется общим понятием несовершеннолетние, т.е. возрастом до 18 лет.
Вместе с тем в предыдущих лекциях говорилось о разных юридических границах этой общей базы, определяющих и соответствующие особенности той или иной, как мы уже их называли, ювенальной ветви, подсистемы разных отраслей права. Для ювенальной юстиции - это возраст уголовной ответственности, применения принудительных мер воспитательного воздействия, когда речь идет об уголовном правосудии; в более широком плане особенности правового статуса несовершеннолетних в разных отраслях права.
Применительно к ювенальной криминологии также можно говорить о ее пористой специфике, которая определяется критериями как правовыми, так и соответственно криминологическими. Сразу оговоримся, что это криминологическое поле шире правового и включает социально-психологические характеристики изучаемых ювенальной криминологией объектов. Если дли ювенальной юстиции «пространство для маневра» установлено во всех случаях законом, то к ювенальной криминологии это требование закон может и не предъявлять. В своих научных и практических целях (например, при изучении причин преступности несовершеннолетних) криминолог изучает более широкую возрастную подгруппу несовершеннолетних, чем в возрасте от 14 до 18 лет. В сфере внимания криминолога всегда будут дети и подростки младшей возрастной подгруппы, изучение всех обстоятельств их жизни и воспитания, а не только криминогенных. Нельзя забывать и то, что криминология, в том числе и ювенальная, - это наука, имеющая цели выявления тенденций в преступности, прогнозирования ее развития в будущем, причем на базе массовых, для имеющихся статистических и иных исследований. И здесь уже ограничение таких исследований узкими рамками, скажем, уголовной ответственности резко снизит результативность криминологического исследования и для целей юридической практики.
Что касается криминологических исследований личности несовершеннолетнего, то правовое пространство несовершеннолетия не совпадает с тем, что правомочна осуществлять ювенальная юстиция.
Прежде всего криминолог и здесь вправе исследовать разные возрастные подгруппы несовершеннолетних, а не только те, в интересах которых эти исследования проводятся (т.е. тех же уголовно ответственных). Более того, контрольные возрастные подгруппы в криминологическом исследовании могут включать так называемых молодых взрослых, обычно близких по возрасту старшим подгруппам несовершеннолетних, а при изучении личности несовершеннолетних младшего возраста - детей в возрасте до 14 лет.
Почему возможно такое внешне безразличное отношение закона к правовому пространству ювенальной криминологии? Объясняется это просто: результаты криминологических исследований, как уже отмечалось, имеют не прямое, а опосредованное действие.
Результаты криминологических исследований создают особую криминологическую научную базу для ювенальной юстиции, которая использует ее, решая свои специфические задачи. Именно ювенальная криминология дает в руки судей по делам несовершеннолетних и иных работников правоохранительных органов научные данные из не юридических отраслей науки, составляющих предмет криминологии. Приведем пример взаимосвязи ювенальной юстиции с ювенальной криминологией. Так, при проведении криминологических исследований личности несовершеннолетних (правонарушителей, жертв правонарушений) ювенальная криминология разрабатывает типологию личности несовершеннолетних по разным возрастным подгруппам с учетом социально-психологических признаков личности. Отсюда следуют рекомендации по реабилитации личности с учетом ее особенностей.