Конспект лекций по предмету "Римское право"


Периоды истории

Периоды истории римского права.
Перед всяким историческим рассмотрением, в первую очередь возникает проблема периодизации. Достаточно распространенной периодизацией является разделение римской истории на 4 периода:
1. архаический - 6в. до н.э.- серед. 5в. до н.э. или 754-367 до н.э.
2. предклассический - серед. 5в. до н.э.-1 в. до н.э. или 367-27 до н.э.
3. классический - конец 1 в. до н.э.- 3в. н.э. или 27 до н.э. - 284 н.э.
4. постклассический - 3 в. н.э. - 6 в. н.э. или 284 - 565 н.э.
Однако такая периодизация не вполне удовлетворительна с точки зрения эволюции римского частного права. Наиболее подходящей, как считает Ч. Санфилиппо является периодизация, основанная на последовательности «великих кризисов и трансформаций римского общества» Таким образом, в ходе эволюции римского частного права выделяют 3 главнейших этапа:
1) От основания Рима (754 до н.э.) до разрушения Карфагена и Коринфа (146 до н.э.) В этот период право целиком основывается на обычаях предков, а законы XII таблиц являются кодификацией, которая собирает главнейшие нормы частного, публичного, уголовного, процессуального права. Этот правопорядок называют «квиритским гражданским правом». Этот порядок проникнут требованиями устности, торжественности. Ошибка в употреблении одного слова используемой формулы лишает юридической силы совершенное действие. Внутри отдельной семьи какие-либо разногласия тоже отсутствуют, а если и возникают, то тотчас же гасятся властью pater familias. Женщины, дети, рабы - это подвластные лица, лишенные личной и имущественной самостоятельности. Лишь pater familias обладает абсолютным господством.
2. От разрушения Карфагена и Коринфа (146 до н. э.) до прихода к власти Диоклетиана (284 н. э.) Квиритское гражданское право - Ius civile Quiritium, удовлетворявшее условиям примитивной римской земледельческой общины, становится совершенно неподходящим ввиду новых требований общественной жизни. После Пунических войн и победы над Карфагеном Рим стремительно превращается в центр и столицу обширнейшей организации народов, представляющих все расы, языки, культуры. В итоге общество превращается из аграрного в товарное, расцветают промышленность и торговля. Такие изменения в социальной жизни Рима не могли не вызвать и изменения права. Наряду с существованием Ius civile , появляются ius honorarium и uis gentium. ius honorarium ( преторское право) Должность претора введена с 367 до н.э. Претор при своем вступлении в должность издает эдикт - edictum. В эдикте содержится программа, которой будет следовать претор при исполнении своей судебной функции. Претор не является законодателем и потому не может изменять нормы Ius civile. Однако, пользуясь данным ему imperium - верховной властью претор в своем эдикте останавливается на следующих вопросах:
- на вопросах, которые недостаточно регулируются Ius civile
- на вопросах, вообще не предусмотренных в Ius civile, в отношении которых он обещает защиту или санкции
- на вопросах, приводящих при условии применения Ius civile к последствиям, которые воспринимаются новым общественным сознанием как несправедливые. Здесь претор обещает поступить образом, не предусмотренным нормой права из соображений справедливости.
Юрист Папиниан очень четко обобщает все сказанное: « Преторское право - это право, которое введено преторами для общественой пользы, с тем, чтобы усилить цивильное право, дополнить его или исправить» ( D 1.1.7.1.) Ius gentium - право народов Наряду с городским претором в 240 г. до н.э. была учреждена вторая должность - претор по делам чужестранцев-перегринов - praetor peregrinus. На него возлагалась судебная функция в связи с разногласиями, возникавшими между римскими гражданами и чужеземцами либо между чужеземцами различных национальностей. Praetor peregrinus основывает разбор тяжбы не на принципах, присущих отдельным национальным правовым системам, а на тех, которые являются общими для всех, то есть основаны на естественном разуме - naturalis ratio. Спорным является выделение в римском праве, наряду с ius civile, ius honorarium и ius gentium также ius naturale. « В большей части произведений юристов классического периода мы не обнаруживаем даже следа этой трихотомии ( civile-gentium-naturale), - пишет Ч. Санфилиппо. Еще в «Институциях» Гая (II в н.э.) ius gentium и ius naturale отождествлялись. Просто ius gentium основывается на naturalis ratio. Трихотомия возникает только в юстиниановском своде, где ius naturale проявляется в качестве третьего правопорядка. Однако, согласно фрагменту Дигест 1.1.1.3. - «Естественное право - это такое право, в котором природа наставила все живые существа. Ибо оно не является свойственным лишь роду человеческому, но совместно присуще всем живым существам, обитающим как на суше, так и в море, а также и птицам». «Всякому бросается в глаза неюридический характер представления о правопорядке, присущем одновременно людям, животным, рыбам и птицам»,- пишет Ч. Санфилиппо. Появление этой третьей категории отвечает требованиям скорее не юридическим, а философским. Возможно, что это или интерполяция, или личное пристрастие а. Таким образом, ius naturale не есть отдельная, изолированная система. Естественное право - часть и цивильного права, и права народов, « оно как бы растворено в них, пронизывая их своими принципами» (М.Х.Хутыз Римское частное право М.,2002 с.21) Павел считает, что естественное право входит в общее понятие права: «Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым,- каково естественное право» (D 1.1.1.1.) Римские юристы говорят о праве, как о нравственном явлении. «Изучающему право,- пишет Ульпиан,- надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право»- jus. Право получило свое название от justitia - справедливость, ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом» ( D 1.1.1.)
3.От Диоклетиана (284 н.э.) до Юстиниана (565 н.э.) В послеклассическую эпоху осуществляется процесс упрощения различных классических правопорядков. Исчезли классические магистраты, которые заменило равное им число имперских чиновников, чьи полномочия непосредственно исходили от императора. Сливаются ius civile и ius honorarium с преобладанием принципов, введенных преторским правом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.