Конспект лекций по предмету "Земельное право"


Правовое регулирование платы за землю

Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлены две основные формы платежей - земельный налог и арендная плата. В то же время данным ЗК РФ закрепляется и ряд новых, по своему характеру переходных положений, изменяющих не сам принцип платности, а принципы взимания платы за землю.
Платность использования земель - один из принципов земельного законодательства РФ. Подпункт 7 пункта 1 ст. 1 ЗК РФ гласит, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Пункт 2 статьи 65 ЗК РФ установил, что порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Как установлено ст. 1 Налогового кодекса РФ, законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Таким образом, установление порядка исчисления и уплаты земельного налога исходя из содержания статьи 65 ЗК РФ должно осуществляться на федеральном уровне.
В соответствии со ст. 2 НК законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
До настоящего времени в Российской Федерации действует Закон «О плате за землю». Этот нормативный акт определяет основы взимания платежей за землю. Нормы данного Закона действуют в части, не противоречащей ЗК РФ. Кроме того, согласно ЗК РФ основным законом, регулирующим взимание платежей за землю, считается НК РФ. Нормы Закона «О плате за землю» от 11.10.1991 N 1738-1 применяются к земельным отношениям, если НК не установлено иное. Следует учесть, что с принятием гл. 31 «Земельный налог» НК Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что Закон «О плате за землю» признается утратившим силу с 1 января 2006 г.
НК установлено, что земельный налог, являясь местным налогом (ст. 15), прекращает свое действие при введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость. Налог на недвижимость в соответствии со ст. 14 НК считается региональным налогом, и его введение предполагается соответствующим субъектом РФ.
Взимание платежей за землю - составная часть финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленная на образование, распределение и использование денежных средств для выполнения государственных и муниципальных задач.
Особенность земельных платежей заключается в том, что они входят в систему обязательных платежей, поступающих в бюджеты государства. Прежде всего, они играют роль финансового обеспечения государственного управления земельным фондом. Как платежи за природные ресурсы они имеют особое назначение и направления их использования, поэтому считаются так называемыми целевыми платежами.
Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой. Не использованные в течение года остатки средств не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году.
Поскольку законодательством установлены формы и порядок поступления платежей в государственный и муниципальный бюджеты, постольку в сферу регулирования акта включены и арендные платежи. Арендная плата, в отличие от земельного налога, который является платежом фискальным, обязательным, определяется по соглашению сторон договором аренды. Порядок определения арендной платы так же, как и иные условия договора аренды, определен ГК и нормами земельного законодательства об аренде земельного участка.
Согласно ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с ГК РФ арендная плата может быть установлена как за все арендуемое имущество в целом, так и отдельно по каждой из его составных частей. Эта возможность распространяется и на земельные участки, но на практике арендная плата в большинстве случаев устанавливается для всего арендуемого участка.
Статья 65 ЗК РФ и Закон «О плате за землю» имеют в виду, прежде всего, те арендные платежи, которые направляются в бюджет арендодателя в виде денежных поступлений, определенных в твердой сумме и вносимых периодически. На практике также более распространены периодические денежные арендные платежи. Однако гражданским законодательством (ст. 614 ГК) предусматриваются различные виды арендной платы и варианты их сочетания. Это также:
1) установленные доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
2) предоставление арендатором определенных услуг;
3) передача арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
4) возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
Кроме того, платежи могут быть не только периодическими, но и единовременными, вносимыми сразу за весь срок аренды.
ГК определены отношения между арендодателем и арендатором относительно определения и пересмотра арендной платы. В то же время Законом о плате за землю установлены особенности при определении арендной платы, поступающей в бюджеты разных уровней. Так, согласно ст. 614 ГК, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. При этом законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В то же время согласно ст. 21 Закона «О плате за землю» при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Базовые размеры в данном случае носят нормативный характер, и на них опираются соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления при заключении конкретных договоров аренды. Однако договорный характер отношений предусматривает установление арендной платы по соглашению сторон. Поэтому определение этого условия договора не может происходить в исключительном административном порядке. Порядок же определения арендной платы, предусмотренный настоящей статьей, может быть обязательным только для органов государственной власти или местного самоуправления, тогда как граждане и юридические лица руководствуются в арендных отношениях ГК.
Так, например, после заключения договора на основании ГК (ст. 614) арендатору (если законом не предусмотрено иное) предоставлено право потребовать уменьшения арендной платы в установленных случаях: если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества (земельного участка) существенно ухудшились; если после заключения договора он обнаружит такие недостатки земельного участка, о которых арендодатель не поставил его в известность (ст. 612 ГК); если арендодатель не предупредил о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество (сервитуте, праве залога и т.п.) (ст. 613 ГК); если арендатор осуществляет рекультивацию или мелиорацию земельного участка (действия, аналогичные предусмотренному ГК проведению капитального ремонта), предусмотренные договором или вызванные неотложной необходимостью, он имеет право потребовать зачесть затраты в счет арендной платы либо потребовать соответственного уменьшения арендной платы (ст. 616 ГК).
Важное условие, закрепленное в законе «О плате за землю», - перечень лиц, для которых предусматриваются льготы по земельным платежам, в том числе арендным. Отсутствие этого важного условия ухудшит положение многих арендаторов государственных и муниципальных земель.
Права, связанные с исполнением договорных обязанностей по внесению платежей, закреплены и за арендодателем. Так, в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы, если иное не предусмотрено договором аренды, арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок. При этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд (ст. 614 ГК). Кроме того, в случае, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату, по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом (ст. 619 ГК). Также арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки, если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно (ст. 622 ГК).
Арендная плата за земельные участки может взиматься отдельно или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество, когда, кроме земли, в аренду переданы строения, сооружения и другие материальные и природные ресурсы, но с обязательным перечислением арендной платы за землю на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.
За земельные участки, необходимые для обслуживания жилых и нежилых строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или гражданам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.
Если юридическим лицам или гражданам передаются в аренду части жилых и нежилых строений, налог за земельные участки, обслуживающие эти строения, также полностью взимается с арендодателя.
Порядок определения кадастровой стоимости земли изложен в действующих на данный момент Методических рекомендациях по кадастровой оценке земли, утвержденных письмом Госкомзема России от 14.06.1996 № 1-16/1240.
Согласно Методическим рекомендациям кадастровая стоимость земельного участка - это рыночная стоимость (наиболее вероятная цена продажи) свободного от улучшений земельного участка (прав на него) или вклад земли в рыночную стоимость (наиболее вероятную цену продажи) земельного участка с его улучшениями (прав на них).
Кадастровая стоимость земли выступает результатом кадастровой оценки и определяется как рыночная стоимость собственно земельных участков, по которым сформировался достаточно интенсивный рынок и наиболее вероятная цена продажи на открытом и конкурентном рынке собственно земельных участков, по которым рынок еще находится в стадии становления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.