Система мусульманского права
Уголовное право исламских государств по своему существу является неотъемлемой частью мусульманской религии, возникшей в VII в. и распространившейся на Ближнем и Среднем Востоке, Северной Африке, а также в некоторых странах Юго-Восточной Азии. В мусульманском уголовном праве совпадают понятия «грех» и «преступление», а само оно отражает основные ценности ислама (религия, жизнь, разум, деторождение, собственность). Защита религиозных устоев - основная задача мусульманского уголовного права.
Нормы ислама (шариат) выступают в качестве главного источника права и правоприменительной практики, поэтому выделить мусульманское уголовное право из правовой системы исламских государств «невозможно и неправомерно, так как вся деятельность этих государств призвана отвечать и соответствовать духу и букве шариата». Обязательность соответствия законодательства (в т.ч. и уголовного) нормам ислама закреплена в ряде мусульманских государств на конституционном уровне.
К источникам шариата и, следовательно, мусульманского уголовного права относятся Коран, сунна, кияс, иджма и урф.
Коран - главная Священная книга мусульман, включающая проповеди, установления, молитвы, притчи, произнесенные Магометом и записанные его ближайшим окружением. Сунна является сборником рассказов (хадисов) сподвижников Пророка о том, как он поступал в тех или иных случаях. Кияс - это толкование Корана и сунны, даваемое высшим духовенством (муфтием) применительно к конкретному случаю и имеющее силу закона. Иджма представляет собой соглашение мусульманских правоведов о решении вопросов, не урегулированных Кораном или сунной (такое соглашение может со временем изменяться). Урф - обычное право мусульманских народов, включающее в себя традиции и обычаи.
Одной из особенностей мусульманского уголовного права является наличие системы специальных религиозных судов. Деятельность судей обусловило появление нескольких школ (шиитских и суннитских) мусульманского уголовного права, ставших его доктринальными источниками. Несмотря на большое количество стран, население которых в основном исповедует ислам, далеко не все они входят в систему мусульманского права. Так, Турция и Египет являются светскими государствами, а действующее уголовное законодательство этих стран сформировалось под значительным европейским влиянием. Принятый в 1926 г. УК Турции взял за основу итальянский кодекс 1889 г., а основные институты его современной редакции во многом совпадают с таковыми для стран континентальной Европы. Например, в гл. 2 книги II УК Турции («Преступления против религиозной свободы»), предусмотрена преступность посягательств на любую религию и лиц, ее исповедующих.