Порядок принятия и пересмотра конституций субъектов РФ
При анализе сущности и значения региональных конституций (уставов) доминантное значение имеет федеративная природа Российского государства, которая предполагает жесткую иерархию в соотношении федеральной Конституции и названных актов.
Рассмотрим основные постулаты общего учения о конституции по вопросу ее сущности. Здесь имеются два подхода: классово-политический и рационалистический. Первый подход состоит в придании конституции роли фиксатора соотношения политических (классовых) сил в обществе. Второй рассматривает конституцию, прежде всего как юридический документ, основной закон государства. В последнем случае конституция является результатом добровольного компромисса, выражающего общую заинтересованность решать проблему власти и свободы на основе закона, а не применения силы.
В Российской Федерации сущность конституции (устава) субъекта можно рассматривать только через призму юридического акта, имеющего высшую юридическую силу на своей территории в рамках собственных предметов ведения, гарантированных федеральной Конституцией.
1.1 В конституциях (уставах) субъектов Федерации предусматриваются усложненный порядок их принятия, изменения, а также отмены их действия.
Как известно, существуют различные способы принятия конституций и уставов. Конституции могут быть приняты парламентом, специально учреждаемым органом, республиканским референдумом, смешанным способом. Уставы принимаются законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.
Принятие конституций посредством референдумов предусматривают конституции республик Ингушетия и Тыва. Смешанный способ установлен в Мордовии.
В тех случаях, когда республиканская конституция принимается парламентом, его решение должно быть принято квалифицированным большинством, в 2/3 от членов парламента (или его палат).
1.2 Республиканские конституции устанавливают возможность для изменения содержания их текста, однако некоторые наиболее важные из конституционных положений не могут затрагиваться в рамках обычной процедуры изменения конституций. Как правило, это главы, закрепляющие основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, порядок изменения конституций.
В уставах предусматривается, что изменения и дополнения принимаются законодательным (представительным) органом, квалифицированным большинством в две трети голосов от общего числа депутатов. Некоторые уставы предусматривают проведение: открытого обсуждения поправок через средства массовой информации; консультативных референдумов; референдумов по вопросам их изменения. 1.3 Что касается отмены действия конституций (уставов), то по общему правилу они прекращают свое действие с принятием новой конституции или нового устава. В отдельных случаях прямо предусматриваются субъекты, обладающие правом прекратить действие Основного закона (См. Степное Уложение - Конституция Республики Калмыкия).