Конспект лекций по предмету "Конституционное право"


Ответственность органов государства за нарушения законодательства о выборах и референдумах

Ответственность органов государства за нарушения законодательства о выборах и референдумах
С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения наблюдатели, а также избирательные комиссии, их члены. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу.
Обжалование нарушений избирательных прав возможно в административном и судебном порядке. Административный порядок предусмотрен для обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц. Они могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию. В случае, если вышестоящая (соответственно уровню проводимых выборов) избирательная комиссия отсутствует, решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, - в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Вышестоящая избирательная комиссия, а в случае ее отсутствия -избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, вправе принять решение по существу жалобы.
В судебном порядке могут быть обжалованы действия государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных объединений и должностных лиц. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.
Судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав регламентирован главой 23 «Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Гражданского процессуального кодекса РСФСР (в ред. от 7 августа 2000 г.). Статья 233 ГПК определяет, что избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, считающие, что решением или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, должностного лица нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением или жалобой в суд.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии вправе обратиться с заявлением или жалобой в суд в связи с нарушением избирательного законодательства органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, должностным лицом.
Заявление или жалоба в суд могут быть поданы в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известным о нарушении избирательного законодательства или избирательных прав заявителя.
Заявление или жалоба на решение избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) могут быть поданы в течение десяти дней с момента принятия соответствующего решения избирательной комиссией.
Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий обжалуются в районные суды.
В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина с аналогичной жалобой в избирательную комиссию, избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе.
Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
Заявление или жалоба рассматриваются судом с участием заявителя, представителей соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, должностного лица. Неявка в суд вышеперечисленных лиц, надлежащих образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.
По результатам рассмотрения заявления или жалобы суд выносит одно из следующих решений:
1) признает оспариваемые решение или действия (бездействие) незаконными и обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным
путем восстанавливает его нарушенные избирательные права в полном объеме.
2) отказывает в удовлетворении заявления или жалобы, если установит, что оспариваемые решение или действия (бездействие) являются законными.
Решения, вынесенные судами по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан, вступают в законную силу немедленно после их провозглашения, за исключением решений, вынесенных судами по делам об оспаривании результатов выборов.
Федеральный закон от 7 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» внес изменения в ст. 208 ГПК, установив, что решения, вынесенные судами по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан, вступают в законную силу немедленно после их провозглашения, за исключением решений, вынесенных судами по делам об оспаривании результатов выборов или результатов референдумов. Таким образом, данный закон отменил кассационную инстанцию по делам об избирательных спорах, по сути ограничив право граждан на обжалование решения суда. Подписывая данный закон, Президент Российской Федерации отметил данное обстоятельство и внес в Государственную Думу законопроект, восстанавливающий кассационную инстанцию по всем делам об избирательных спорах.
Решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю соответствующих избирательной комиссии, должностному лицу и исполняется ими в установленный судом срок. В случае неисполнения указанного решения без уважительных причин суд, вынесший решение применяет в отношении должностного лица, руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает определенные особенности рассмотрения дел об отмене решений избирательных комиссий об установлении итогов голосования, определении результатов выборов. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы. Суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов в случае, если он установит, что нарушения, являющиеся основанием для отказа в регистрации или отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в субъекте Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов нарушения избирательного законодательства, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, зарегистрированных кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов избирательные объединения, избирательные блоки.
Отмена решений участковых избирательных комиссий об итогах голосования более чем на одной четверти избирательных участков влечет за собой признание недействительными выборов в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации либо в Российской Федерации в целом.
Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не является нарушением неприкосновенности признанного избранным кандидата, если такая неприкосновенность предусмотрена законодательством Российской Федерации. Признанный избранным, кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение предварительного следствия не требует получения согласия соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления на прекращение действия неприкосновенности признанного избранным кандидата. При изучении института ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер ответственности.
Ответственность за нарушения избирательного законодательства имеет два основания: нормативное и фактическое. Легальное понятие нарушения избирательного законодательства применительно к нарушению, влекущему административную ответственность юридических лиц, содержится в Федеральном законе от 6 декабря 1999 года «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Для целей данного закона под нарушением законодательства о выборах понимается несоблюдение требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральных законов о выборах федеральных органов государственной власти, законов субъектов Российской Федерации о выборах, выразившееся в совершении юридическими лицами противоправных действий или в их бездействии.
За нарушения избирательного законодательства наступают различные виды ответственности: ответственность по избирательному праву, административная и уголовная ответственность. Каждый вид ответственности содержит свои меры ответственности - конкретные ее формы. За одно и то же правонарушение может наступить как ответственность по избирательному праву, так и административная или уголовная ответственность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.