Ответственность кандидатов, их доверенных лиц и членов избирательных комиссий
К различным субъектам избирательного права могут быть применены разные виды ответственности. К гражданам - уголовная и административная, к юридическим лицам, в том числе избирательным объединениям, - административная, к избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям и блокам - ответственность по избирательному праву.
Рассмотрим виды ответственности.
Ответственность по избирательному праву. Данная ответственность является одним из видов конституционно-правовой ответственности. Мерами ответственности по избирательному праву являются расформирование избирательной комиссии, отказ в регистрации и отмена регистрации кандидата, отказ в регистрации и отмена регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком.
Расформирование избирательной комиссии как мера ответственности избирательной комиссии, предусмотренная ст. 25 Федерального закона об основных гарантиях, может быть осуществлено соответствующим судом в случае нарушения избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, окружной, территориальной, участковой избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном соответствующим законом (в том числе на основании судебного решения), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов.
С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии вправе обращаться:
- о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, либо не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа данного субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии - группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации, либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты, либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально. Органы государственной власти либо орган местного самоуправления, в полномочия которых входит формирование избирательной комиссии, обязаны сформировать соответствующую избирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращение полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Формами ответственности по избирательному праву кандидатов, избирательных объединений и блоков являются отказ в регистрации и отмена регистрации кандидата, списка кандидатов.
Следует отметить, что отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов может выступать не как мера ответственности - при представлении недостаточного для регистрации количества подписей, при исключении избирательным объединением (блоком) более 25 процентов от общего числа кандидатов, включенных в заверенный список кандидатов 86. Непредставление необходимого числа подписей в поддержку выдвинутого кандидата (списка кандидатов) либо исключение из списка кандидатов не являются нарушениями избирательного законодательства.
Основаниями отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) как меры ответственности по избирательному праву в соответствии с Законом об основных гарантиях являются:
1) существенное нарушение установленного соответствующим законом о выборах порядка сбора подписей;
2) недостоверность сведений, представленных кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться, в сведениях о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
3) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств.
Федеральные законы, регламентирующие выборы депутатов Государственной Думы, выборы Президента Российской Федерации, дополняют перечень оснований отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов). Соответствующая избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата (списка кандидатов) в случае, если:
1) установлено, что сведения, представляемые кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с федеральными законами, недостоверны и их недостоверность носит существенный характер, установлен факт проведения предвыборной агитации: кандидатом - до его регистрации избирательной комиссией; избирательным объединением, избирательным блоком - до регистрации выдвинутого ими списка кандидатов;
2) установлен факт подкупа избирателей кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями.
3)при финансировании своей избирательной кампании кандидат помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента (на выборах депутатов Государственной Думы), 1 процента (на выборах Президента Российской Федерации) от установленной федеральными законами предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата;
избирательное объединение, избирательный блок при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовали иные денежные средства, составляющие более 0,5 процента от установленной федеральным законом предельнойсуммы расходов избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока;
4)кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, превысил расходы избирательного фонда более чем на 0,5 процента (на выборах депутатов Государственной Думы), 1 процента (на выборах Президента Российской Федерации) от установленной федеральными законами предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата;
установлен факт злоупотребления кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком свободой массовой информации.
Основаниями для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) в соответствии с Законом об основных гарантиях, иными федеральными законами являются:
1) нарушение правил выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов);
2) нарушение правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании;
3) использование кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения в целях избрания;
4) установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов).
Основаниями отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) в соответствии с федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента Российской Федерации являются:
1) обнаруженное после регистрации кандидата, федерального списка кандидатов нарушение соответствующих федеральных законов, которое влечет отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);
2) проведение зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, доверенным лицом зарегистрированного кандидата, доверенным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока агитации в расположении воинской части, в военной организации либо в военном учреждении основе системы пропорционального представительства по общеокружному избирательному округу.
Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа состоит из 19 депутатов. Выборы пятнадцати депутатов проводятся на основе мажоритарной избирательной системы по 15 одномандатным избирательным округам. Выборы четырех депутатов проводятся на основе пропорциональной системы по общеокружному избирательному округу.
При использовании смешанной избирательной системы применяемая методика распределения депутатских мандатов аналогична методике, использующейся в Свердловской области на выборах депутатов областной Думы.