Конспект лекций по предмету "Конституционное право"


Развитие конституций и уставов субъектов РФ после распада СССР

Развитие конституций и уставов субъектов РФ после распада СССР
Изучение различных нормативно-правовых актов, которые закрепляют федеративное устройство Российской Федерации, требует пристальное внимание обратить на изучение Конституции России и конституций республик субъектов Российской Федерации. В федеративном государстве, где субъекты имеют свои конституции, следует обратиться к анализу названных нормативных актов.
Интерес к Конституции Российской Федерации и конституциям республик объясним. Справедливо замечание Д. Л. Златопольского о том, что «история конституции насчитывает чуть более двухсот лет, тогда как государство существует несколько тысячелетий».
Если считать главной задачей нашего государства на современном этапе создание и сохранение стабильности внутри самой Федерации, то проблемы устранения внутренних противоречий в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов наиболее важны именно сегодня. Если названные проблемы, существующие в Российской Федерации, актуальны и важны, то эти же проблемы не миновали Северо-Кавказский регион, т. к. в нем идут активно процессы становления государственности во всех республиках, краях и области.
Говоря о Конституции Российской Федерации, не излишне будет напомнить слова, сказанные в свое время Д. Л. Златопольским, а именно: «Конституция является не только юридической базой текущего законодательства, но также координирует его. Именно этим обеспечивается единство правовой системы». Исходя из необходимости обеспечения единства механизмов функционирования всей государственной системы Федерации, обеспечения демократических принципов организации власти и гарантий прав граждан, следует выделить особые положения, требующие обязательного отражения, как в конституциях республик, так и в уставах субъектов Российской Федерации.
Прежде всего, необходимо точное закрепление общих принципов, установленных в главе 1 «Основы конституционного строя Конституции Российской Федерации» (верховенство права, демократический, правовой и светский характер государства, целостность и неприкосновенность территории, республиканская форма правления, основы федеративного устройства и единство системы государственной власти).
Проведенный по содержанию конституций республик анализ показывает, что практически все конституции республик закрепляют такие положения, как республиканская форма правления; дают характеристику государства как правового, демократического, социального.
Так, ст. 1 Конституции Республики Адыгея устанавливает, что Республика Адыгея - является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации.
В ст. 1 Конституции Республики Ингушетия записано, что Республика Ингушетия - демократическое, правовое, светское государство, образованное на основе реализации народом Ингушетии своего неотъемлемого права на национально-государственное самоопределение. Согласно ст. 2 Конституции, в Республике Ингушетия принята президентская форма правления.
Ст.1 Конституции Карачаево-Черкесской Республики утверждает, что Карачаево-Черкесская Республика - демократическое, социальное и правовое государство с республиканской формой правления.
Аналогично содержание ст. 1 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, а именно: Кабардино-Балкарская Республика есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления.
Ст.1 Конституции Чечни 1992 г. констатирует, что Чеченская Республика - суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения чеченского народа.
Не менее важным является объем, точнее, содержание прав человека и гражданина. Этот объем не может быть меньше, чем тот, который установлен федеральной Конституцией. Это означает, что конституции республик не должны содержать положения, которые напрямую или косвенно умаляют или сколько-нибудь ограничивают любые из прав, предоставленные федеральной Конституцией. К совместному ведению России и ее субъектов относится только защита прав и свобод, о чем гласит п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Проведя анализ содержания статей ряда конституций республик Северного Кавказа, делаем вывод о том, что на основании ст. 3 Конституции Адыгеи человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина является обязанностью всех органов государственной власти и должностных лиц Республики Адыгея.
Согласно ст. 3 Конституции Дагестана человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Ст. 3 Конституции Республики Ингушетия обеспечивает каждому человеку достойную жизнь, гражданский мир и согласие в обществе, гарантирует сохранение и защиту исторического и культурного наследия народов, их национальной самобытности, что является высшей целью государства.
Согласно ст. 2 Конституции Кабардино-Балкарской Республики человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В ст. 10 Конституции Карачаево-Черкесской Республики записано, что Карачаево-Черкесская Республика признает и гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы человека. Защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью Карачаево-Черкесской Республики, ее органов и должностных лиц.
На основании ст. 3 Конституции Калмыкии, в Республике Калмыкия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно Конституции Российской Федерации, Степному Уложению (Основному Закону) Республики Калмыкия, общепризнанным принципам и нормам международного права. Республика Калмыкия стремится создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие своих граждан.
На основании ст. 2 Конституции Республики Северная Осетия - Алания, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - высший долг и обязанность Республики Северная Осетия - Алания.
Ст. 3 Конституции Чечни 1992 г. гласит, что человек является высшей ценностью и главной целью политики государства. Чеченская Республика уважает и охраняет права человека, гарантирует социальную справедливость и защищенность личности.
Третьим, необходимым блоком проблем является административно-территориальное устройство.
Общими чертами государственного устройства России как единого федеративного государства и республик в ее составе является: сочетание национального и территориального принципов построения государства; равноправие народов и их право на самоопределение в составе России; учет национальной самобытности народов, исторически объединившихся на земле России; равноправие субъектов Российской Федерации между собой и по отношению к федеральным органам власти, их юридическое и фактическое сближение; единство основ конституционного строя, т. е. соблюдение каждым субъектом Российской Федерации основополагающих принципов государственности - народовластие, разделение власти, многопартийность, плюрализм форм собственности, идеологическое многообразие, верховенство права и закона, признание человека высшей ценностью, федерализм как форма государственного единства, недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статуса Российской Федерации; признание русского языка государственным, сохранение и развитие языков других народов, официальное двуязычие; незыблемость территориальной целостности и нерушимость границ Российской Федерации.
Из этого можно заключить, что новый российский федерализм призван не допустить, как ущемляющего интересы местного унитаризма, так и превращения России в конгломерат разрозненных государственных образований.
Четвертое - система органов государственной власти и местного самоуправления. В Республике Адыгея Законодательная власть представлена Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея. Главой исполнительной власти и главой государства является Президент Республики Адыгея. Исполнительным органов государственной власти является Кабинет Министров Республики Адыгея. А также предусмотрены Местные органы государственной власти, местное самоуправление и судебная власть Республики.
Согласно ст. 7 Конституции Республики Дагестан, государственную власть в Республике осуществляют Народное Собрание Республики Дагестан, Государственный Совет Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, суды Республики Дагестан.
Согласно ст. 48 Конституции Ингушетии, систему государственных органов власти и управления образуют: глава государства (республики) - Президент Республики Ингушетия; законодательная власть - Народное Собрание (Парламент) Республики Ингушетия; исполнительная власть - Правительство Республики Ингушетия; местная власть и управление. Органы государственной власти Республики Ингушетии могут передавать осуществление отдельных полномочий органам местной власти и управления.
Система высших органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики представлена: Президент Кабардино-Балкарской Республики, глава государства и исполнительной власти, высшее должностное лицо Кабардино-Балкарской Республики; Парламент (Законодательное Собрание) Кабардино-Балкарской Республики, представительный высший и законодательный орган Кабардино-Балкарской Республики; Кабинет Министров - Правительство Кабардино-Балкарской Республики, исполнительный орган государственной власти. Предусмотрены также местные органы государственной власти и управления в Кабардино-Балкарской Республике. Правосудие в Республике осуществляется судом, в Республике создана система судебных органов.
В Карачаево-Черкесской Республике система органов государственной власти образована: Главой Карачаево-Черкесской Республики, который является Главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Карачаево-Черкесской Республики; Народным Собранием (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, постоянно действующим высшим законодательным и представительным органом Карачаево-Черкесской Республики; Правительством Карачаево-Черкесской Республики, исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики. Предусмотрена также структура судебной власти и местное самоуправление.
Согласно ст. 25 Конституции Калмыкии, Президент Республики Калмыкия является главой республики и ее высшим должностным лицом, а являясь главой исполнительной власти республики, входящей в единую систему исполнительной власти Российской Федерации, устанавливает структуру органов исполнительной власти республики.
Президент Республики Калмыкия вправе образовать Правительство Республики Калмыкия, которое в своей деятельности ему подотчетно. Структура, состав, полномочия, порядок образования Правительства Республики Калмыкия определяются законодательством Республики Калмыкия.
Ст. 7 Конституции Республики Северная Осетия - Алания гласит, что Государственную власть в Республике Северная Осетия - Алания осуществляют Парламент Республики Северная Осетия - Алания, Президент Республики Северная Осетия - Алания, Правительство Республики Северная Осетия - Алания, суды Республики Северная Осетия - Алания, местные органы государственной власти Республики Северная Осетия - Алания.
На наш взгляд, наиболее правильным и справедливым является закрепление в конституциях республик собственной исключительной компетенции.
На сегодня большинство республик Северного Кавказа имеют посты Президентов, исключением является Республика Дагестан, в которой пост президента не предусмотрен Конституцией Республики Дагестан. Созданы в республиках и парламенты. Только в Кабардино-Балкарской Республике парламент двухпалатный.
Основные отличия в системе органов государственной власти республик заключаются в содержании компетенции тех или иных органов, а также в особенностях их структуры и порядка формирования. В ряде республик Северного Кавказа наибольшими полномочиями обладают именно главы государства (президенты). Это четко видно в Адыгее, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Северной Осетии-Алании. Республикой, где наибольшие полномочия принадлежат парламенту, является на Северном Кавказе Дагестан. В Республике Карачаево-Черкесии учрежден пост главы республики (ныне Президент), наделенного достаточными полномочиями на уровне президента, однако при этом существенными полномочиями и гарантиями независимости наделен и представительный орган власти - Народное собрание. Наиболее существенные противоречия можно заметить между Конституцией России и конституциями республик по вопросу статуса этих республик в составе Федерации и разграничения компетенции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.