Система законодательных (представительных) органов краев, областей
Законодательными (представительными) органами власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются Государственные Думы, Народные собрания, Законодательные собрания, Парламенты и Хуралы этих субъектов Федерации.
Эти органы избираются на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два года, в соответствии с Указом Президента России от 27 октября 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 6 ноября 1993 г.), утвердившим Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области. города федерального значения, автономной области, автономного округа, и изданными на основе названного Указа актами о выборах субъектов Российской Федерации.
Численный состав рассматриваемых органов не может превышать 50 депутатов (представителей). В рамках этой нормы конкретное число депутатов устанавливается самостоятельно соответствующим законодательным (представительным) органом субъекта Федерации. Часть этих депутатов (не более двух пятых от общего числа депутатов) может работать в составе законодательного (представительного) органа на платной основе.
В сфере экономического и социального развития законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации утверждают бюджет, принимают решения о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей, установлении льгот и преимуществ по налогам и платежам в бюджет; регулируют условия размещения займов, облигаций, лотерей; утверждают программы государственного, экономического, социального, культурного и национального развития; регулируют порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных доходов региона, заслушивают отчеты об их исполнении; регулируют порядок приватизации, владения, пользования, распоряжения и управления объектами собственности; утверждают региональные программы приватизации объектов региональной и муниципальной собственности; осуществляют передачу региональной собственности в собственность местного самоуправления; регулируют порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и регионального значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы; регулируют в соответствии с федеральным законом вопросы охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории соответствующего региона; предоставляют дотации, субвенции, займы из средств бюджета действующим органам местного самоуправления.
В области внешних сношений законодательные (представительные) органы государственной власти краев, областей и т. п. осуществляют международные связи этих субъектов Российской Федерации, ратифицируют и денонсируют международные договоры и соглашения.
Порядок работы законодательных (представительных) органов власти краев, областей определяются их регламентами. Они избирают из своего состава председателя, который руководит их работой и внутренним распорядком, а также заместителей председателя, которые исполняют обязанности председателей в случае их отсутствия, невозможности осуществления ими своих обязанностей, или по их поручению, а также другие обязанности в соответствии с регламентом законодательных (представительных) органов.
Законодательные (представительные) органы власти краев, областей являются постоянно действующими высшими органами государственной власти и осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, уставом субъекта Федерации, законами Российской Федерации и самого субъекта Российской Федерации. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению законодательных (представительных) органов власти, из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты). Структура, полномочия, порядок формирования и деятельности комиссий (комитетов) определяется законодательными (представительными) органами самостоятельно в принимаемых ими регламентах. Согласно ст. 19 гл. 3 Регламента Государственной Думы Ставропольского края комитеты (постоянные комиссии) из числа депутатов осуществляют не только подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, относящихся к ведению Думы, но и проводят депутатские слушания, осуществляют контрольные функции, дают заключения и предложения по вопросам государственного финансирования по направлениям, относящимся к их ведению, решают вопросы организации своей деятельности.