Конспект лекций по предмету "Конституционное право"


Создание системы федеральных округов

Создание системы федеральных округов и правовая база новых правоотношений в РФ
После избрания В. В. Путина Президентом Российской Федерации проблема создания единого правового пространства и создания правового государства не снимается с повестки дня. Федеральное присутствие в регионах Российской Федерации, как полагали в окружении нового главы Российского государства, не будет устойчивым до тех пор, пока оно не получит конституционное закрепление в виде государственного института, который сможет эффективно осуществлять контроль за реализацией федеральной политики в субъектах Федерации. Было очевидным, что представители Президента Российской Федерации в субъектах РФ не способны справиться с этой задачей, т.к. не обладали необходимыми полномочиями и соответствующим статусом.
В этих условиях возникла необходимость создания качественно новой системы федеральных округов. Лучшим вариантом посчитали совмещение округов с зонами действия Главных управлений прокуратуры. При этом в каждом регионе оставили по одному представителю Президента РФ, но подчиненному представителю Президента РФ с особым статусом, возглавляющему соответствующий федеральный округ.
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» определяет иную схему управления, в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации преобразуется теперь в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. В этом же Указе Президента Российской Федерации утверждается Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе и перечень федеральных округов. Согласно этому Указу, фактически прекращают полномочия действующие представители в регионах.
С точки зрения теории управления, говорить о «сильном центре» при наличии 89 субъектов не приходится, да еще при наличии их различных статусов, т. е. в системе асимметричной федерации. Как правило, при большом числе субъектов управления становится необходимым переход к многоуровневой системе управления, как это было сделано в свое время Петром I. В данном случае становится целесообразным введение также промежуточного звена управления между федеральным уровнем власти и уровнем власти субъектов Федерации. При этом создается трехуровневая система управления в структуре государственной власти в России.
Сегодня мы являемся свидетелями того, что началось формирование нового промежуточного (межрегионального) уровня управления в стране. Так, в одном из приложений к Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 приводится список из семи федеральных округов с перечнем субъектов Российской Федерации, входящих в каждый округ. Это уже определяет новизну решения проблем власти и властеотношений в России на современном этапе.
Правовую базу предложенных Президентом РФ изменений в системе власти и властных отношений в Российской Федерации призваны составить федеральные законы (после их принятия Государственной Думой), направленные на закрепление новаций в вертикали власти: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», « О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Выделение семи федеральных округов в Российской Федерации фактически означает создание промежуточного уровня управления в стране. Различие в количестве федеральных округов и числе межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия образовалось за счет объединения областей Центральной России и Черноземья в единый «Центральный федеральный округ». Здесь следует заметить, что предусмотренный переход к управлению страной через полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, да и само устройство института полномочного представителя Президента Российской Федерации Конституцией РФ не предусмотрено.
В соответствии с новыми изменениями в системе управления в России В. В. Путин назначает своими Указами полномочных представителей в соответствующие федеральные округа. Таким образом, первый шаг в реформировании власти и властных отношений в Российской Федерации сделан: названы имена полномочных представителей Президента Российской Федерации в семи федеральных округах. Каждый из федеральных округов - размером больше некоторых отдельных государств. На территории федеральных округов проживают миллионы людей. Как сложится их дальнейшая жизнь, зависит от организации и деятельности властных структур федерального округа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.