Конспект лекций по предмету "Конституционное право"


Международный пакт о гражданских и политических правах

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Акты ЕС и ОБСЕ.
Современное российское избирательное право как демократический институт народовластия должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в совокупности составляют международные избирательные стандарты проведения демократических свободных выборов. В Конституции РФ закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч, 4 ст. 15). Как известно, со второй половины XX в. избирательные права и свободы человека и гражданина стали предметом интенсивного внимания со стороны международных организаций. В настоящее время принято и действует более 20 основных международных правовых актов в области обеспечения избирательных прав и свобод человека и гражданина, организации и проведения демократических свободных выборов, участником которых является Российская Федерация. В этой связи необходимо отметить, что в ст. 3 Протокола № 1 к европейской Конвенции о защите прав человека и Основных свобод впервые было закреплено положение о проведении свободных выборов, которое нашло свое закрепление в Конституции РФ, а также в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Как известно, Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. закрепляет ряд положений об организации избирательного процесса в Союзном государстве, в том числе о сроках полномочий союзных органов государственной власти, назначения и проведения выборов. Так, Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом и состоит из двух палат - Палаты Союза и Палаты тов от Российской Федерации и 2» депутатов от Республики Беларусь, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года (ст. 39). Выборы в Палату Представителей назначает Высший Государственный Совет Союзного государства (ст. 35). При этом выборы в Палату Представителей первого созыва проводятся не позднее шести месяцев после принятия парламентами государств-участников соответствующих законодательных актов (ст 64). Вместе с тем необходимо отметить, что хотя ряд статей Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» непосредственно регулирует некоторые вопросы организации избирательного процесса. При проведении выборов депутатов Палаты Представителей, но указанный Федеральный закон не регулирует вопрос 6 предельном сроке избрания и I полномочий как Палаты Представителей, так и ее депутатов. В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) впервые в международной практике разработана и 7 октября 2002 г. главами семи государств - участников СНГ (Армении, Грузии, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Украины) подписана Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, которая вступает в силу после ее ратификации не менее чем тремя государствами. Указанная Конвенция состоит из преамбулы и 26 статей: ст. 1-10 определяют основные принципы современного избирательного права и организации избирательного процесса - стандарты демократических выборов, а также гарантии их реализации, в, том числе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; ст. 11-17 содержат организационно-правовые основы статуса участников избирательного процесса, включая политические партии и иные общественные объединения, их уполномоченных представителей, доверенных лиц, национальных (общественных) наблюдателей, международных (иностранных) наблюдателей, а также основы информационного и финансового обеспечения выборов, избирательной кампании и предвыборной агитации; ст. 18-26 определяют процедурный порядок подписания и вступления в силу этой Конвенции.
Во-первых, в ее рамках кодифицированы и содержательно обогащены международные правовые нормы в области организации избирательного процесса посредством закрепления таких стандартов, как демократические, периодические, обязательные, свободные, подлинные, справедливые, конкурентные, открытые и гласные выборы, проводимые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обеспечение судебной защиты избирательных прав и свобод всех участников выборов» осуществление общественного и международного наблюдения за выборами, гарантии их реализации, это создаёт условия для сравнительного анализа.
В документе впервые даны развернутые определения вышеназванных избирательных стандартов конституционного регулирования выборов, механизмы их. реализации. Конвенция содержит ряд положений, обеспечивающих эффективную реализацию принципа открытости и гласности выборов, деятельности избирательных органов на всех стадиях избирательного процесса с целью повышения уровня доверия участников выборов к итогам голосования и результатам выборов, избранным кандидатам.
Во-вторых, в указанной Конвенции закреплены положения, касающиеся организации международного наблюдения за выборами с учетом практики его проведения ООН, ОБСЕ, Совета Европы, других международных организаций, а также органов СНГ. Впервые в международно-правовом документе конкретизирован правовой статус международных наблюдателей, определены основные их полномочия, гарантии, содействующие выполнению ими своих функций с целью объективного наблюдения за выборами и оценки соответствия национального избирательного законодательства, практики проведения выборов, обеспечения избирательных прав и свобод участников избирательного процесса международным обязательствам государства по проведению демократических выборов. Статус и полномочия международных наблюдателей, а также коммуникационные функции их деятельности закреплены отдельно в ст. 15.
В-третьих, этой Конвенцией предусматривается создание специального органа - Межгосударственного избирательного совета, на который возлагается оказание, в частности, содействия по подготовке и проведению наблюдения за выборами.
Следует отметить, что избирателями в Российской Федерации признаются не только российские граждане, но и в определенных законодательством случаях иностранные граждане. Так, согласно Федеральному закону об основных гарантиях (ч. 4 ст, 18) в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Однако реализация субъективного избирательного права - не самоцель выборов. Само право избирать и быть избранным не есть личное, неотъемлемое право человека, принадлежащее ему в силу того, что он человек (как, например, право на жизнь). Субъективное избирательное право обусловлено наличием государства, без государства нет и не может быть избирательного права граждан.
В то же время есть все основания полагать, что эти принципы в равной степени обязательны для всех выборов в Российской Федерации. Это вытекает из ст. 15 Конституции, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека (п. 3 ст. 21) гласит: "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования". Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 25) провозглашает для каждого гражданина право "голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей". Обязательность демократических принципов избирательного права для всех выборов, проводимых в Российской Федерации (федеральных, субъектов Федерации, местных), установлена Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". В ст. 3 указанного Закона определено, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Аналогичная норма содержится и в ст. 1 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.