Принципы финансирования выборов и референдума
Рассматриваемый вопрос, в основном урегулирован нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Данный Федеральный закон указывает, что расходы избирательных комиссий, комиссий референдума по подготовке и проведению выборов, референдума, отзыва выборного лица, роспуска выборного органа различных уровней производятся за счет средств, выделяемых отдельной строкой из соответствующего федерального, регионального, местного бюджетов.
Если финансирование осуществляется не за счет средств соответствующего бюджета, а также в случае несвоевременного перечисления средств избирательной комиссии или комиссии референдума, эти расходы разрешено оплачивать за счет кредитов банков, которые предоставляются комиссии на конкурсной основе (при этом допустимый объем средств не может превышать сумму, содержащуюся в отчете избирательной комиссии о расходовании средств при подготовке и проведении аналогичных предыдущих выборов, с учетом изменения установленного федеральным законом МРОТ). Правительство РФ, соответствующий орган исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления обязаны в десятидневный срок со дня обращения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, дать ей государственную или муниципальную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты.
Возврат полученных кредитных средств и уплата процентов, начисляемых за пользование указанными кредитными средствами, осуществляются из средств соответствующего бюджета. Денежные средства на погашение данного долгового обязательства утверждаются законом или иным нормативным правовым актом о соответствующем бюджете на очередной финансовый год целевым назначением.
Финансовые отчеты ЦИК РФ и других комиссий о расходовании бюджетных средств на выборы, референдум, отзыв выборного лица, роспуск выборного органа представляются в палаты Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, в представительные органы местного самоуправления. Председатели комиссий распоряжаются выделенными денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий и комиссий референдума по финансовым вопросам, а также за представление финансовых отчетов о расходовании указанных средств в сроки и в порядке , установленные федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.
Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств комиссиям при проведении выборов в федеральные органы государственной власти или референдума РФ устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ, а при осуществлении форм непосредственной демократии на региональном или местном уровне - избирательной комиссией субъекта Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка РФ в субъекте Федерации. Плата за услуги банка не взимается, за пользование денежными средствами проценты банком не уплачиваются.
Правовое регулирование правил проведения предвыборной агитации и ответственности за их нарушение, по мере развития и дальнейшей демократизации российской избирательной системы, еще, несомненно, потребует коррекции и сопоставления с научно обоснованными, а также апробированными в зарубежной практике представлениями о роли и значении агитации на выборах, как важнейшей составляющей избирательного процесса. Уточнение нормативной формулы предвыборной агитации и совершенствование механизма ответственности за ее нарушение всегда будут иметь своей целью создание оптимальных правовых предпосылок для реализации избирательных прав граждан и обеспечения неотвратимости наступления ответственности за их нарушение. Реализация норм избирательного законодательства обнажили в России слой глубинных противоречий, показывающих, что в общественном сознании и в функционировании правовых институтов существует неразработанность стратегии правого реформирования современного общества, а, следовательно, и стратегии построения правовой государственности, приводит к тому, что теоретический, концептуальный подход подменяется эмпиризмом.
Небезуспешная попытка урегулирования описанной проблематики была предпринята органами государственной власти Ставропольского края.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края, в том числе на подготовку и проведение повторных и дополнительных выборов, обеспечение деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, указано производить за счет средств, выделяемых избирательной комиссии Ставропольского края из краевого бюджета, а также за счет неизрасходованных средств, ранее выделенных на финансирование избирательных кампаний из краевого бюджета.
Министерство финансов Ставропольского края, в соответствии с краевым бюджетом, перечисляет денежные средства на счет избирательной комиссии Ставропольского края в Головной расчетно-кассовый центр по городу Ставрополю на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края.
Избирательная комиссия Ставропольского края распределяет выделенные ей из краевого бюджета Министерством финансов Ставропольского края средства на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края окружным избирательным комиссиям и направляет денежные средства на вновь открываемые окружными избирательными комиссиями лицевые счета.
Средства на проведение выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края перечисляются избирательной комиссией Ставропольского края окружным избирательным комиссиям не позднее, чем за 58 дней до дня голосования.
В случае проведения повторных или дополнительных выборов, а также несвоевременного или неполного финансирования краевых выборов, избирательные комиссии распределяют и перечисляют средства по мере их поступления.
Окружная избирательная комиссия распределяет выделенные ей избирательной комиссией Ставропольского края средства участковым избирательным комиссиям в соответствии с утвержденными окружной избирательной комиссией сметами расходов по установленной форме.
Счета открываются в расчетно-кассовых центрах Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в учреждениях Северо-Кавказского банка Сбербанка России.
Счета окружным избирательным комиссиям открываются при представлении в банк заявления на открытие счета и разрешения избирательной комиссии Ставропольского края на открытие счета, а также карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенными избирательной комиссией Ставропольского края, по установленным в Инструкции формам на основании договора банковского счета.
Окружная избирательная комиссия оформляет карточку с образцами подписей и оттиска печати.
Договор банковского счета принимается расчетно-кассовым центром Центрального банка Российской Федерации по Ставропольскому краю по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией.
В случае, если окружная избирательная комиссия не является юридическим лицом, ей не присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), предъявление в банк свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и документа о регистрации в качестве плательщика страховых взносов (платежей) в соответствующие государственные социальные внебюджетные фонды не требуется.
На лицевые счета на балансовом счете № 40202 “Счет по учету средств, выделенных из краевого бюджета на выборы депутатов Государственной Думы Ставропольского края” не допускается перечисление денежных средств из Федерального бюджета. Положения данной Инструкции не только повторяют правила финансовой дисциплины, установленные федеральным и краевым законодателем, но и детально их конкретизируют, устанавливая как механизм их реализации, так и обязанных и управомоченных субъектов. Вследствие введения в действие Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных избирательной комиссии Ставропольского края, другим избирательным комиссиям при проведении выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского края , вторую жизнь приобрели многие законы СК, получившие механизмы реализации и стимулы к соблюдению.