Банковская деятельность регулируется по преимуществу гражданским и банковским правом. Некоторые основополагающие отношения между Банком России и органами государственной власти регулируются Конституцией Российской Федерации.
Банк России и кредитные организации - это основные субъекты банковских правоотношений. В некоторых случаях субъектами правоотношений являются участники кредитных организаций (создание, реорганизация, финансовое оздоровление, прекращение и ликвидация кредитной организации).
Клиенты кредитных организаций, акционеры и вкладчики, как правило, являются субъектами гражданско-правовых отношений. Банковское право регулирует банковские операции и взаимосвязанные со спецификой банковской деятельности сделки в той части, в которой это связано с осуществлением банковских технологий.
Вкладчик или другое лицо, которое пользуется банковскими услугами, не является субъектом банковских правоотношений. Вкладчикам не предоставлено право проверять, как ведется бухгалтерский учет в банке, в том числе и по его собственному вкладу, правильно ли оформляются и учитываются банковские операции, соблюдаются ли банком соответствующие экономические нормативы, которые касаются именно вкладчиков. Вкладчик не знает и не имеет права требовать от банка предоставления информации о том, как банк управляет рисками, какие информационные продукты он использует, куда размещает привлеченные денежные средства.
Возможности вкладчика сводятся только к тому, что непосредственно связано с заключением гражданско-правового договора банковского вклада и в качестве юридической гарантии этого указано в ст. 8 «Предоставление информации о деятельности кредитной организации» Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О банках и банковской деятельности в РСФСР“», в которой говорится, что «при осуществлении банковских операций кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о своей финансовой отчетности (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) и аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. За введение физических и юридических лиц в заблуждение путем непредоставления информации либо предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».
На этот счет имеется нормативный акт Банка России, устанавливающий перечень информации, которая должна предоставляться кредитной организацией по требованию вкладчика. Указание ЦБР от 27 марта 1998 года № 192-У «О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков» предусматривает, что «кредитные организации предоставляют заинтересованным лицам информацию о своей деятельности в порядке, установленном пунктами 6.1 и 6.2 данного Указания, а именно банки в местах своей работы по приему и выдаче средств физическим лицам предоставляют для общего обзора в целом по банку следующую информацию: а) копии лицензий Банка России на осуществление банковских операций, а также адрес (не менее одного адреса в населенном пункте), по которому заинтересованное лицо может получить для ознакомления: бухгалтерский баланс по счетам 2-го порядка, составленный по форме № 101 Указания Банка России от 24 октября 1997 года № 7-У „О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации“ (в тыс. рублей); б) отчет о прибылях и убытках по форме № 102; в) агрегированный балансовый отчет (форма № 113, графа А и графа 2 без указания ее наименования) (в тыс. рублей); г) агрегированный отчет о прибылях и убытках по форме № 114 (графа А и графа 2 без указания ее наименования) (в тыс. рублей); д) аудиторское заключение с указанием названия аудиторской фирмы и номера лицензии Банка России на осуществление аудиторской деятельности в соответствии с пунктами 4.6 и 4.7 Положения Банка России от 23 декабря 1997 года № 10-П „О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год“.
В случае составления положительного аудиторского заключения в его итоговой части делается запись: „Проверенная годовая бухгалтерская отчетность во всех существенных аспектах подготовлена в соответствии с законодательством и нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и принятыми принципами ведения бухгалтерского учета. Достоверность баланса и отчета о прибылях и убытках подтверждена“. Аудиторская фирма (аудитор) заверяет своей печатью и подписью руководителя фирмы (уполномоченного лица) каждый лист форм указанной бухгалтерской отчетности (баланса и отчета о прибылях и Убытках кредитной организации). Отчетность, составленная для публикации, сопровождается аналогичной записью, которая заверяется печатью и подписью руководителя фирмы (уполномоченного лица).
В случае составления положительного заключения с оговорками в его итоговой части делается запись: „Проверенная годовая бухгалтерская отчетность с учетом внесенных изменений во всех существенных аспектах подготовлена в соответствии с законодательством и нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, и принятыми принципами ведения бухгалтерского учета“.
В соответствии с п. 2.8 цитируемого Указания запись должна содержать также изложение установленных в ходе проверки других существенных нарушений. Аудиторская фирма (аудитор) заверяет своей печатью и подписью руководителя фирмы (уполномоченного лица) каждый лист форм указанной бухгалтерской отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках кредитной организации). Отчетность, составленная для публикации, сопровождается аналогичной записью, которая заверяется печатью и подписью руководителя фирмы (уполномоченного лица). При наличии существенных нарушений по любому вопросу, входящему в состав аудиторской проверки, не позволяющих дать ни положительное, ни положительное с оговорками заключение, аудиторская фирма (аудитор) готовит отрицательное заключение. Отсутствие печати и подписи аудитора свидетельствует о неподтверждении достоверности представленной аудитору отчетности. По завершении аудиторской проверки, проведенной аудиторской фирмой (аудитором), аудиторское заключение в целом подписывается руководителем фирмы или уполномоченным им лицом, заверяется печатью аудиторской фирмы и датируется.
Банки обязаны предоставлять указанную информацию за следующие периоды: бухгалтерский баланс и агрегированный балансовый отчет - за месяц, предшествующий текущему, Сбербанк РФ - в течение двух последних месяцев, но не позднее 10-го числа второго месяца; отчет о прибылях и убытках и агрегированный отчет о прибылях и убытках - за год, предшествующий текущему; аудиторское заключение - за год, предшествующий текущему.
Кроме того, банки вправе представлять отчеты о прибылях и убытках, а также аудиторское заключение за периоды внутри текущего года. Установлены также сроки обновления информации. Предусматривается также, что кредитные организации вправе раскрывать информацию о своей деятельности через страницу Банка России в сети Интернет, а также иными способами, обеспечивающими доступность информации неограниченному кругу лиц.
Банк России при получении от кредитной организации письма, содержащего согласие на раскрытие информации, размещает ее на странице Банка России в сети Интернет.
В случае невыполнения банками требований по предоставлению информации, перечисленной в п. 6.1 цитируемого Указания, к ним применяются меры воздействия в соответствии со ст. 75 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“. П. 8 Указания предусматривает, что п. 4 Указания действует до вступления в силу федерального закона о страховании вкладов физических лиц, предусмотренного ст. 38 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“, если иное не будет установлено нормативными актами Банка России, но не далее 1 января 2000 года.
Теперь допустим, что какое-либо требование Указания нарушено, и вкладчик обращается с жалобой в Банк России. Какие правоотношения возникают в этом случае между Банком России и кредитной организацией? Обязан ли Банк России разрешить спор между вкладчиком и кредитной организацией?
Согласно п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации „защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд“. Но Банк России не наделен правом осуществлять защиту гражданских прав в административном порядке. Кроме того, как уже говорилось, его нормативные акты не являются нормативными актами административного права.
Следовательно, обращение вкладчика с жалобой в Банк России никаких административно-правовых отношений не порождает.
Вместе с тем, получив жалобу от вкладчика, Банк России в соответствии с действующим законодательством не обязан проводить проверки по жалобам физических и юридических лиц с последующим предоставлением им информации и не имеет полномочий на проведение таких проверок.
Если допустить, что по поступившей жалобе Банк России назначит проверку с целью защитить права конкретного вкладчика, то в этом случае он должен будет взять письменное объяснение по данному факту от кредитной организации. Но если Банк России отберет письменное объяснение, то в таком случае возникнет юридическое дело и он должен будет решить спор между кредитной организацией и вкладчиком по конкретному делу. Однако попытка решения такого спора могла бы означать, что Банк России нарушает требования п. 2 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, где говорится, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
Значит ли это, что Банк России должен оставить без внимания жалобу вкладчика и порекомендовать ему обратиться в суд?
Думается, что Банк России обязан лишь дать ответ вкладчику о том, что такого рода споры решаются в судебном порядке. Но поскольку Банк России ответствен за банковский надзор, то, стало быть, он обязан проверить поступившую жалобу на предмет выполнения кредитной организацией требований Указания Банка России... Поводом к возникновению надзорного правоотношения в такого рода случаях является жалоба вкладчика, но правоотношение возникает не между Банком России и обратившимся к нему вкладчиком, а между Банком России и проверяемой им в порядке надзора кредитной организацией.
Субъективные права и обязанности
Субъективное право - это право, которое принадлежит субъекту как участнику правоотношения.
Субъективное право включает три правомочия:
а) право на собственные действия;
б) право потребовать от другой стороны в правоотношении исполнения ею обязанностей;
в) право на защиту своего нарушенного субъективного права.
В банковском правоотношении каждая из сторон имеет свои права и обязанности.
Банк России имеет право потребовать от кредитной организации, чтобы кредитная организация проводила конкретную банковскую операцию в соответствии с требованиями банковских законов и, кроме того, в соответствии с банковскими правилами, установленными Банком России. Кредитная организация обязана выполнять все требования Банка России v проводить операции должным образом (делать соответствующие проводки в бухгалтерском учете, правильно оформлять бухгалтерские документы, нарушать при этом экономические нормативы и т. д.).
С другой стороны, и кредитная организация имеет право потребовав от Банка России предоставления необходимой ей банковской информации, соблюдения им предусмотренной законом конфиденциальности потребовать, чтобы Банк России предъявлял к ней только те требований которые предусмотрены банковскими законами и банковскими правила ми. Если Банк России нарушит ее права, кредитная организация имеет право обратиться за защитой в арбитражный суд.