Понятие административного правонарушения
В соответствии со ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Особое внимание в действующем КоАП России уделяется доказыванию виновности и установлении вины субъектов административных правонарушений.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физичское лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Согласно ст. 2.2 КоАП России административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Если само лицо не представляет соответствующие доказательства, ему должно быть разъяснено наличие у него права предоставлять доказательства своей невиновности. При этом разъяснение содержания этого права и способа его реализации не должно облекаться в форму требования.
Понятие вины юридического лица определяется через три основные составляющие:
1) лицо должно выполнить установленную нормативными правовыми актами обязанность;
2) могло её выполнить;
3) но не выполнило обязанность;
Предметом доказывания по рассматриваемым делам являются следующие обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
Любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в публичные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Однако, если при решении вопроса о виновности лица знание им закона презюмируется, то вопрос, обеспечило ли оно выполнение обязанности, подлежит доказыванию.
Состав административного правонарушения.
Состав административного правонарушения содержит традиционные признаки указанной юридической конструкции, характерные для любого вида правонарушений, а именно:
объект административного правонарушения;
объективная сторона административного правонарушения;
субъект административного правонарушения;
субъективная сторона административного правонарушения.
1) Основные характеристики, определяющие объекты административных правонарушений и их субъективную сторону были рассмотрены выше, что же касается объективной стороны и субъектов административных правонарушений, то КоАП России содержит достаточно разнообразные требования к из содержанию и составу.
2) Объективная сторона административного правонарушения определяется как выражение противоправного деяния (действия или бездействия).
Обязательными признаками объективной стороны административного правонарушения (характерными для любого и каждого правонарушения) являются:
деяние (действие или бездействие),
последствия этого деяния,
причинно-следственная связь между деянием и последствиями.
Факультативными признаками являются следующие:
1) место совершения административного правонарушения.
2) время совершения административного правонарушения.
3) способ совершения административного правонарушения.
Пример: ст. 7.21 КоАП России. Нарушение правил пользования жилыми помещениями
Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.
4) средства совершения совершения административного правонарушения.
5) обстановка совершения административного правонарушения.
6) признак другого лица, задействованного в совершении административного правонарушения:
- посягательство осуществляется с его участием,
- роль этого лица может быть различной,
- оно не выполняет объективной стороны или её части.
1) составное деяние: деяний не менее двух, они фактически и юридически отличаются, связаны между собой единством родового объекта, формой виды, лингвистическим объединением при помощи союза и совершены одним субъектом.
2) альтернативное деяние: деяний не менее двух, они фактически разные, юридически тождественные, при формулировке конкретной статьи разделены лингвистически, совершение хотя бы одного из деяний влечет административную ответственность, одновременное выполнение нескольких деяний квалифицируется по одной статье однократно, но влияет на вид и размер административного наказания. Совершение нескольких альтернативных деяний неоднократно (с разрывом во времени) влечет квалификацию по одной статье неоднократно каждое из них квалифицируется самостоятельно.
3) длящееся административное правонарушение.
Длящимся административным правонарушением следует признавать то, при котором противоправное деяние совершается непрерывно в течение более или менее продолжительного периода времени.
Длящееся административное правонарушение начинается с момента совершения противоправного действия или противоправного бездействия, сопряжено с длительным невыполнением лицом возложенной на него обязанности.
Различия в квалификации длящихся и неделящихся административных правонарушений следующие:
Административное правонарушение, независимо от того, является оно длящимся или неделящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава административного правонарушения. Длящиеся административные правонарушения обычно являются юридически оконченными (что определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, то есть до момента завершения противоправного поведения (состояния).
Неделящееся административное правонарушение носит одномоментный характер. После того, как административное правонарушение окончено, никакой противоправной деятельности уже не осуществляется, то есть отсутствует противоправное поведение (состояние).
3) Субъект административного правонарушения физическое лицо, юридическое лицо или должностное лицо, совершившее деяние, содержащее признаки административного правонарушения.
Общий субъект в соответствии со ст. 2.3 КоАП России таковым признается физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Специальными субъектами административных правонарушений являются лица, которые обладают специальным административно-правовым статусом, связанным с персональным, прямым (лицензиат) или косвенным (работник, выполняющий торговые функции) применением в отношении него того или иного метода административно-правового воздействия.
Деяние связано с нарушением специальных правил поведения, обусловленных административным актом, на основании которого возник специальный статус. Признак специального субъекта включен в качестве конструктивного в состав административного правонарушения.
Выполнение деяния лицом, которое не обладает признаками специального субъекта, а его наличие является обязательным, влечет: либо отсутствие состава административного правонарушения, либо квалификацию по иной статье КоАП России, либо освобождение от отдельных видов административных наказаний.
Специальными субъектами являются должностные лица. Статья 2.4 КоАП России определяет следующее относительно этих субъектов устанавливает следующее: административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в КоАП России следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также граждане-предприниматели, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Особыми субъектами административных правонарушений являются лица, обладающие специальным правовым статусом, как правило, обусловливающим особый характер их правовой защиты, ибо выступают представителями государства и выполняют политико-правовые функции либо установлен особый характер правовой охраны их законных интересов.Особый правовой статус не влияет на квалификацию административного правонарушения.
Совершение административного проступка ими определяет последствия государственно-политического, дисциплинарного (в целом корпоративного), но не административно-правового характера.
Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Механизм административно-правовой охраны, видимо, эффективно применяется для поддержания установленного порядка управления и руководства. Большинство административных проступков может быть объединено в группы:
посягающие на права и свободы человека и гражданина в результате принятия незаконных административных актов или отказа в их принятии;
посягающие на установленный порядок государственной регистрации, ведения учета и представления отчетности;
посягающие на установленный порядок государственного признания законности ведения отдельных видов деятельности;
в сфере лицензионно-разрешительной системы;
посягающие на установленный порядок управления.