Предложение– это количество товаров и услуг, которое могут поставить на рынок продавцы по определенной цене в определенный промежуток времени.
Субъектами предложения в культуре являются индивидуальные производители, граждане, – так называемые работники свободных профессий, которые в соответствии с российским законодательством называются индивидуальными предпринимателями, а также организации разных организационно-правовых форм (государственные и муниципальные учреждения и предприятия, коммерческие общества, кооперативы).
Так же, как и спрос, предложение на рынке культуры осуществляется в двух формах: денежнойинатуральной, т.е. не опосредованной денежными отношениями. Доля предложения в натуральной форме имеет устойчивую тенденцию к сокращению и на данный момент из социально значимых благ только предложение библиотечных, архивных, отдельных видов музейных и услуг клубных организаций осуществляется бесплатно. Предложение общественных благ культуры осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств благотворителей и общественных организаций.
Одним из наиболее значимых факторов предложения продукции культуры является фактор издержек, которые несут производители. Процесс их формирования в сфере культуры связан с так называемой «болезнью Баумоля», или «болезнью издержек». Описанная в книге Уильяма Баумоля и Уильяма Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма» (1966) как процесс опережающего роста издержек отраслей исполнительского искусства по сравнению с ростом цен в среднем в экономике, она свойственна всем отраслям культуры и сферы услуг в целом. «Болезнь издержек» объясняется закономерностью отставания производительности труда работников сферы услуг от материального производства. В отраслях, производящих товары, производительность труда постоянно растет за счет технического прогресса, нововведений, экономии от масштаба (концентрации производства). В культуре и в сфере услуг в целом замена живого труда овеществленным идет медленнее, чем в производстве материальных благ. Помимо того, в исполнительских искусствах производительность труда возрастать и не может: для исполнения струнного квартета, как и сто лет назад, требуется четыре музыканта. В результате трудоемкость и зарплатоемкость в отраслях сферы услуг, и в частности в культуре, значительно выше, чем в производственных отраслях, а издержки в организациях культуры и искусства значительно превышают их доходы. Последнее обстоятельство рассматривается сторонниками государственного регулирования экономики культуры как аргумент в пользу финансовой поддержки культурной деятельности.
В связи с этим в отраслях и организациях культуры, производящих социально значимые блага, имеющие положительный внешний эффект, существует практика субсидирования и дотирования.
Субсидии и дотации1 снижают издержки производства социально значимых благ и тем самым позволяют увеличивать объем их предложения.
К числу факторов, уменьшающих издержки российских организаций культуры, следует отнести ситуацию на рынке труда, которая характеризуется традиционно низким уровнем цены рабочей силы. Так, по уровню заработной платы работников отрасль культуры находится длительное время на предпоследнем месте, опережая лишь отрасли сельского и лесного хозяйства. К числу причин низкого уровня цены рабочей силы в культуре относятся: преобладание на рынке культуры организаций, учрежденных государством и муниципальными образованиями, которые финансируют организации культуры по остаточному принципу; а также слабость профсоюзов работников культуры, отсутствие их влияния на конъюнктуру рынка труда. Разница между значительным человеческим капиталом сферы культуры и его денежной оценкой (зарплатой работников) является фактором, «смягчающим» влияние на издержки «болезни Баумоля».
Предложение продукции культуры следует характеризовать как в значительной степени неэластичное. Степень эластичности предложения зависит от возможности производителя перераспределять ресурсы для того, чтобы реагировать на изменение цены продукта. В культуре действует ряд факторов, делающих это перераспределение затруднительным или невозможным. Назовем эти факторы:
- объем предложения большинства видов культурных производств ограничен вместимостью зрительных залов, пропускной способностью зданий, в краткосрочном периоде эти условия производства остаются неизменными;
- период работы организаций культуры и время потребления блага культуры в краткосрочном и долгосрочном периоде остаются в целом факторами неизменными, ограничивающими возможности изменения объема предложения;
- в долгосрочном периоде изменение производственных возможностей затруднительно, по крайней мере на российском рынке, в связи с тем, что большинство их находится в собственности государства и муниципальных образований и зависит от расходов бюджета и бюджетной политики, не имеющей культуру в качестве своего приоритетного направления;
- в краткосрочном периоде неэластично предложение такого фактора культурного производства, как квалифицированные работники культуры в связи с длительностью периода их обучения;
- в культуре производятся уникальные продукты (товары – например картина Рембрандта, и услуги – например концерт Паваротти), предложение которых абсолютно неэластично.
Таким образом, ограниченная мобильность значительной части ресурсов производства продукции культуры, трудности их перераспределения и поиска альтернативных областей использования, а также производство редких (уникальных) продуктов делают предложение продукции культуры в значительной мере неэластичным. Это означает, что увеличение рыночной цены не оказывает в краткосрочном периоде значительного влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже культурных благ, а в отношении уникальных продуктов предложение нельзя изменить даже в долгосрочном периоде.
Равновесие (баланс) спроса и предложения в отрасли культуры устанавливается разными методами: на основе равновесной цены (ценовое равновесие) и на основе бюджета (бюджетное равновесие).
С помощью равновесной цены баланс спроса и предложения устанавливается на платные товары и услуги отрасли культуры, преобладающая часть которых относится к социально значимым благам. Это услуги театров, кинотеатров, выставочных залов, музеев и т.д. Процесс установления цены на эти блага нельзя назвать свободным балансированием спроса и предложения. Цена устанавливается в условиях значительного регулирования, давления по следующим причинам:
- ценообразование на услуги государственных и муниципальных организаций культуры осуществляется с использованием дотаций и субсидий, что означает значительное влияние на уровень цен государственного и муниципального регулирования;
- большая доля платных товаров и услуг культуры производится в условиях естественных монополий (территориальных, правовых), олигополии либо монополистической конкуренции, при которых производитель имеет значительное влияние на процесс установления цены.
Бесплатно потребителю предоставляются общественные блага культуры (массовые праздники, мероприятия на открытых площадках, памятники архитектуры), а также некоторая часть социально значимых благ (услуги библиотек, архивов, некоторые услуги клубных учреждений). Равновесие спроса и предложения на эти блага достигается с использованием механизма голосования избирателей – налогоплательщиков (общественного выбора) и бюджета. При этом одна государственная (муниципальная) организация (орган управления культурой) заказывает и финансирует производство продукции, а другая государственная (муниципальная) организация (библиотека, клубное учреждение)1 производит заказанное благо. Равновесие интересов обеих сторон достигается с помощью установления определенной величины бюджетных ассигнований.