Проблемы организации государственного управления в хозяйственной сфере в связи с переходом к рыночной экономике
Каждая страна пытается определить свой курс в отношении экономики. Пассивное наблюдение, контроль, огосударствление, содействие и поддержка - вот спектр используемых средств. В последние десятилетия в США развивается концепция «конституционной экономики», в Германии - «теория порядка» как часть концепции социального рыночного хозяйства. Соблюдение норм, иных правил и институтов способствуют согласованию интересов и динамичности экономики.
Организация и совершенствование управления в экономической сфере всегда были предметом внимания нашего государства. Последние годы характеризуются масштабной перестройкой отечественной экономической системы. Курс на формирование рыночной экономики привел первоначально к резкому ослаблению механизма государственного управления экономикой. Акцент на изменение форм собственности, повышение роли финансовых (включая бюджетные, налоговые, инвестиционные, банковские) рычагов сопровождался снижением роли функционального и отраслевого управления. К тому же не всегда согласованы управленческие структуры и их действия на уровне Федерации и ее субъектов.
Однако рынок может быть созидательным и разрушительным. Слабость административного управления пагубно отражается на бюджетно-налоговых отношениях, пропорциях и темпах развития экономики.
Вместо жестких планов и команд теперь шире применяется программно-целевой принцип управления, который позволяет сочетать нормативную ориентацию всех госорганов и других участников экономических отношений с их согласованными действиями. Показатели развития служат для них «указателями». Целевых программ много, и особое значение имеют общеэкономические программы, о чем уже писалось выше.
Система управления применительно к основным звеньям экономической системы еще не сформирована в полной мере. И лишь немногие научные труды содержат обоснованную научную концепцию экономической роли государства и государственного управления и регулирования экономики.
Быстро, но и весьма противоречиво развивается законодательство в сфере экономики. Как известно, право в качестве регулятора общественных отношений является одним из факторов устойчивого развития экономики. В этом качестве оно то усиливает, то ослабляет свое воздействие на экономические процессы. Точнее говоря, государство и его структуры отводят праву неодинаковую роль на разных этапах экономического развития. Его считают фактором стабильности и консервации экономических отношений, ограничителем деятельности в сфере экономики, «карателем» за ошибки и упущения, стимулятором, преобразователем, или, напротив, даже нейтральным фактором.
В современных условиях праву приходится играть разные «экономические роли», в рамках общего курса на обеспечение верховенства права и закона. Применительно к экономике это означает эффективное правовое регулирование ее важнейших сторон даже экономических циклов, а также всемерное содействие самостоятельности и активности хозяйствующих субъектов. Право также живет в рамках сменяющих друг друга юридических циклов - зарождение правовой потребности и правильный выбор предмета законодательного регулирования, подготовка и обоснование проекта закона, его рассмотрение и принятие, реализация закона. Сближение названных циклов жизнедеятельности - важное условие повышения роли права в экономике.
Первый вопрос, возникающий и в теории и на практике, связан с пониманием природы законодательства, действующего в сфере экономики. До сих пор, к сожалению, отдается предпочтение нормам отдельных отраслей законодательства, чаще гражданского и финансового, реже административного и трудового, остаются в стороне нормы экологического законодательства. В результате на экономические объекты ориентированы отдельные правовые воздействия, а не их комплексы. Ведь подъем производства зависит не только от объема имущества и притока денежных средств, но и от стимулирования труда, научной деятельности, от строгого соблюдения правил и четких взаимоотношений с государственными органами.
Разработка и реализация методов эффективного развития экономики
В процессе создания законов и их применения возникают межотраслевые и иные юридические коллизии. Их недооценка на первых этапах может привести в дальнейшем к серьезным экономическим потерям и нарушениям законности. Речь идет, во-первых, о неправомерности развития отраслей, когда быстрое развитие гражданского и финансового законодательства не сопровождается адекватным развитием административного и других отраслей законодательства. Страдает комплексность и снижается качество регулирования.
Меняется система и компетенция министерств, действующих в сфере экономики. Минэкономразвития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной социально-экономической политики. Главной задачей является определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс РФ. Оно выполняет следующие функции:
1. организует и координирует разработку и осуществляет обоснование социально-экономической политики государства, приоритетных направлений развития экономики;
2. организует и координирует разработку комплексного прогноза социально-экономического развития РФ, ее регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период с использованием системы национальных счетов;
3. подготавливает предложения по прогнозной части ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию;
4. разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета, в т.ч. бюджетной заявки на финансирований поставок продукции (выполнение работ и услуг) для федеральных государственных нужд;
5. принимает участие в подготовке предложений по общим направлениям финансовой, денежно-кредитной и валютно-кредитной политики;
6. проводит анализ состояния экономического положения РФ, тенденций социально-экономического развития, подготавливает годовые и ежеквартальные доклады о состоянии российской экономики, выявляет, 6ucnponopuuu в ее развитии и определяет пути их устранения, а также осуществляет контроль за выполнением принимаемых Президентом и Правительством решений по развитию экономики и проведению экономической реформы;
7. обосновывает государственную структурную политику, организует работу по ее проведению, стимулированию развития производства, а также участвует, в реализации мер, связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий;
8. осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ, формирует в установленном порядке перечень целевых программ, предусматриваемых к финансированию за счет федерального бюджета;
9. анализирует проведение экономической реформы, определяет стратегические направления и тактические задачи ее дальнейшего развития, а также подготавливает предложения по организационно-правовому обеспечению проведения экономической реформы;
10. организует и координирует разработку государственной инвестиционной политики и мер по стимулированию инвестиционной активности, изучение спроса на инвестиции, реализацию и контроль за осуществлением инвестиционных проектов с использованием централизованных капитальных вложений;
11. формирует предложения по основам ценовой политики РФ и реализует ее, разрабатывает предложения по совершенствованию механизма регулирования цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, а также в соответствии с действующим законодательством согласовывает, утверждает и регистрирует цены и тарифы, участвует в осуществлении контроля за их применением;
12. принимает участие в разработке предложений по экономической политике в сфере международного экономического сотрудничества, развитию и совершенствованию механизма регулирования внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ, объемам федеральных валютных поступлений и платежей, участвует в составлении отдельных статей платежного баланса;
13. в установленном порядке формирует и обеспечивает контроль за выполнением государственного оборонного заказа, мобилизационного плана экономики страны;
14. формирует в установленном порядке объемы и структуру поставок продукции (выполнения работ и услуг) для федеральных государственных нужд;
15. участвует в разработке и осуществлении региональной экономической политики, проводит анализ экономической ситуации в регионах РФ, разрабатывает региональный аспект прогноза социально-экономического развития РФ, стратегии размещения производительных сил и совершенствования территориальной структуры экономики, а также подготавливает предложения по совершенствованию экономического взаимодействия с субъектами РФ;
16. участвует в разработке и реализации социальной политики, включая вопросы государственной поддержки отраслей социальной сферы, общие направления политики в области доходов и потребления населения, демографии, миграции, занятости населения, создания рабочих мест, социального партнерства и социальной поддержки и защиты отдельных слоев населения с учетом экономических возможностей государства;
17. обеспечивает разработку и реализацию экономического механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства.
Совершенствование компетенции и взаимодействия всех экономических министерств и ведомств - важная и актуальная задача.
Собственность как объект государственного управления
В центре воздействия всего спектра средств административно-правового управления в сфере экономики - вопросы собственности. Их правовое решение служит основой экономической стабильности и роста, формирования гражданского общества Административно-правовое управление занимает свое место в общем объеме воздействий, не всегда, к сожалению, адекватное его роли и меняющимся ситуациям. Управление государственным имуществом, развитие разнообразных форм собственности и разграничение функций управления между разными структурами менялось и меняется до сих пор.
Для административного права важнейшее значение имеет государственная собственность и юридические режимы, а также управление ею. В последние годы резко изменилось отношение к государственной собственности. Вместо приоритетного признания и универсальности наступило время падения ее роли, поскольку в стране формируется рыночная экономика. Государственное имущество стали признавать «ничейными и бесполезным, начались распродажи. Но объективные тенденции неумолимы и сейчас приходит отрезвление. Вновь усиливается воздействие государства на экономику, на формирование ее реального сектора. Использование государственной собственности в национальных интересах и эффективное управление ею позволят укрепить опоры, нашей экономики.
Конституционное признание равенства государственной собственности и иных форм собственности (ст. 8) сочетается с совместным решением Федерацией и ее субъектами вопросов разграничения государственной собственности (ст. 72). А п. «д» ст. 71 относит к ведению Федерации федеральную государственную собственность и управление ею. Содержание права государственной собственности определено в ст. ст. 113, 124-125, 214 ГК РФ. Это - объекты собственности, которые либо закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями либо средства бюджета и иное государственное имущество, составляющее казну Федерации и ее субъектов. Это -осуществление прав собственника от имени Федерации и ее субъектов соответствующим органами государственной власти. Это - унитарные предприятия, которым принадлежит часть имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указанные основополагающие нормы были конкретизированы в целом ряде федеральных законов - о естественных монополиях, о железнодорожном транспорте, о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли, в Воздушном кодексе и др.
Но одновременно появлялись многочисленные указы Президента РФ, касающиеся государственной собственности. С их помощью решались вопросы акционирования, порядка участия представителей государства в правлениях акционерных обществ, организации управления. К тому же и в конституциях и уставах субъектов Федерации по-разному определяются объекты государственной собственности и режимы ее использования.
Противоречивость и пробелы в регулировании режима государственной собственности снижают ее потенциал. А ведь именно единый собственник в лице государства должен обеспечивать эффективность управления ею в масштабе страны. Поэтому полезны предложения о принятии федеральных законов «Об управлении государственной собственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» «Об управлении государственными долями акционерных предприятий». Тогда появятся рациональные режимы использования государственной собственности.
Наиболее актуальным является вопрос о круге объектов государственной собственности и ее содержании. Заметим, что круг объектов федеральной собственности определен Конституцией РФ, а объектов государственной собственности регионов - в их конституциях и уставах, правда, иногда чрезмерно широко. И все же подвижность объектов возможна, что наблюдается в ходе приватизации. Нельзя исключать и обратный процесс, и поэтому оправдана подготовка ФЗ «О национализации».
В субъектах РФ по-разному определяется состав и перечень объектов государственной собственности - в соответствующих законах, постановлениях или конкретных решениях. Например, в Санкт-Петербурге было принято постановление Законодательного Собрания «О разграничении государственной собственности в Санкт-Петербурге». Утвержден предложенный Комитетом по управлению городским имуществом перечень объектов федеральной собственности, передаваемых в государственную собственности города.
Важным каналом влияния государства на деятельность акционерных обществ является участие его представительств. Указами или постановлениями Правительства образуются коллегии представителей для обеспечения интересов государства по управлению находящимися в федеральной собственности акциями. Среди них руководители федеральных министерств и ведомств, региональных комитетов по управлению государственным имуществом, специалисты и главы администраций.
Своеобразным режимом использования государственной собственности является управления государственными пакетами акций. Оно создает рычаги для участия государства в управлении прежде всего предприятиями стратегического значения. Вопрос в том, как их использовать в интересах не только предприятия, но и отрасли всей экономики. В результате доверительного управления имуществом также создается своеобразный режим. Возникающие здесь отношения регулируются ст. ст. 1012-1026 ГК РФ.
Нужна и более строгая координация работы. Сейчас курсы развития малого и среднего бизнеса и государственных предприятий как бы «разведены». А ведь было бы лучше их сблизить, и тогда предприниматели могли бы действовать в договорных связях с крупными предприятиями, удлиняя технологическую цепь, увеличивая число рабочих мест, использую отходы и т.п.
Собственность области составляет экономическую основу области, обеспечивающую ее экономическое и социальное развитие. Управление собственностью области регулируется законами РФ, указанным законом, а также иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Челябинской области. Собственность области может быть использована для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В собственности области находятся имущество органов государственной власти области, средства областного бюджета, областных внебюджетных и валютных фондов. В собственности области в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и. области могут находиться земельные участки, природные объекты, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие областное значение: предприятия и учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие организации, созданные или приобретенные за счет средств области, в т.ч. на долевых началах, или переданные области и ее органам государственной власти от других субъектов РФ, ценные бумаги, доли участия, финансовые активы, и другое имущество в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и области.