Основа производственно-технологической функции руково-дителя-оперативное управление. Это — последовательность и управленческих циклов, связанных с организацией производства. Масштаб этих циклов зависит от уровня руководства. При понижении уровня руководства производственно-технологическая функция из общеорганизационной превращается в непосредственно производственную.
Оперативное управление имеет ряд аспектов, что говорит о его сложности. Это — подфункции общей функции оперативного управления: нормирование, координация, регулирование, диспетчеризация, материально-техническое и сырьевое обеспечение, а также более специализированные функции разнарядки работ, контроля сроков их выполнения и пр.
Достаточно часто функция материально-технического и сырьевого обеспечения подавляет все иные оперативные функции. Гипертрофия этой функции является симптомом неблагополучия экономической ситуации и положения организации. Она вызывает негативные социальные и психологические последствия, возможен произвол руководителя в распределении ограниченных ресурсов.
В теории управления характеристика системы производственных функций в настоящее время является самостоятельным направлением — это производственный менеджмент (синтез стратегического и оперативного управления производством, организационного функционирования). К данной группе относятся еще две функции, вскрывающие дополнительные особенности деятельности руководителя, в том числе и психологические. Это — инновационная и маркетинговая функции.
Инновационная функция. Ее суть заключается в следующем выражении: «Обновляться или умирать». Понятие «инновация» и содержание соответствующей функции комплексны, состоят из множества аспектов. Помимо внедрения новых, передовых технологий, это и реорганизация структуры производства, выход на новые рынки сырья и продукции; смена идеологии управления, политики организаций, их имиджа. Эта задача, стратегическая по значимости, основной своей тяжестью ложится на руководителя. Спектр данной проблематики включает в себя и ряд аспектов, связанных с психологическим содержанием управленческой деятельности (особое направление теории управления — инновационный менеджмент). Это — общая структура инновационного процесса как аспект содержания деятельности руководителя; психологические барьеры новшествам; проблема личностных черт инноваторов — руководителей; факторы, способствующие инновациям.
Инновационный процесс состоит из трех этапов:
Выявление потребности организации в нововведении и определение его типа. Основывается он на аналитической работе по мониторингу текущего состояния системы и прогнозу перспектив изменения ее внешней среды.
Убеждение членов организации в необходимости нововведения. Эта работа необходима, так как именно со стороны
членов организации возникают основные барьеры инновациям.
Результаты нововведений будут тем эффективнее, чем больше
у них будет сторонников.
Поиск и выбор конкретного нововведения соответствующего типа; формирование позитивных установок у исполнителей в отношении него; принятие руководством решения о его
«запуске»; внедрение; использование получаемого инновационного эффекта.
Люди могут сопротивляться организационным нововведениям по экономическим, личностным и социально-психологическим причинам.
Суть инновационных барьеров — это негативная реакция человека на нововведения как на посягательство на его психологический комфорт и самостоятельность. Основной психологический механизм этого —реактивное сопротивление личности на внешние воздействия, особенно — на принудительные.
Особенности личности руководителей и стандарты их инновационного поведения — следующий важный психологический аспект данной проблемы. Личностные особенности руководителей-инноваторов: предприимчивость и честолюбие; убежденность в том, что успех на рынке рождает конкуренция; стремление к повышению качества продукции; предоставление свободы творческой инициативе сотрудников и поддержка энтузиастов, внедряющих нововведения в жизнь; предвидение рыночных колебаний и готовность в связи с этим к переменам внутри организации.
Основа такой поведенческой установки —мотивация новатора: желание быть первым, чувствовать себя победителем. Формирование этой установки обозначается понятием обеспечения инновационных процессов.
Маркетинговая функция (от англ. market — рынок) — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена.
Широта спектра задач маркетинга требует создания для их решения специализированных подразделений в структуре организаций. Управление маркетингом осуществляется по следующим основным направлениям.
Маркетинг пронизывает и частично определяет все иные
управленческие функции, начиная с целеполагания. Остальные
функции направлены на обеспечение эффективности деятельности организации и качества ее продукции. Именно качество — решающий маркетинговый фактор. Успешному маркетингу содействует функция инновации.
При осуществлении данной функции основная задача руководителя состоит в создании специализированных подразделений и координации их деятельности.
Успех маркетинга определяется общим имиджем организации, создание и популяризация которого также являются
предметом усилий руководителя.
«Клиентурное поведение» — специфическая маркетинговая установка персонала, ориентированная на запросы клиента.
В связи с психологической проблематикой маркетинга в настоящее время интенсивно развивается психология рекламы (специальная отрасль психологии).