Состав административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.1; 20.2.
Статья 20.1. Мелкое хулиганство
1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, - влекут наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. Административные правонарушения, предусмотренные в гл. 20 КоАП, катают на общественный порядок и общественную безопасность.
Общественный порядок представляет собой обусловленную потребностями личности, общества и государства совокупность общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает их личную и общественную безопасность и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни. Общественная безопасность представляет собой совокупность общественных отношений, правовое регулирование которых обеспечивает предотвращение, локализацию и ликвидацию условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Объектом данного правонарушения является общественный порядок. Объективная сторона мелкого хулиганства характеризуется нарушениям общественного порядка, выражающим явное неуважение к обществу, сопровождающимся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества.
Мелкому хулиганству свойственны активные, безнравственные, циничные, волевые поступки. Аморальность правонарушителя проявляется в стремлении своими действиями оскорбить, унизить незнакомого ему гражданина (оскорбительное приставание) либо добиться того же вредоносного эффекта путем употребления ненормативной лексики (нецензурная брань). Оскорбительное приставание характеризуется дерзкими, навязчивыми действиями правонарушителя, наносящего гражданину моральный вред. Правонарушителю свойственна злостность действий. Уничтожение чужого имущества предполагает противоправное приведение имущества в полную непригодность, когда оно полностью утрачивает свою хозяйственно-экономическую ценность.
Повреждение чужого имущества предполагает приведение его в частичную непригодность. В результате повреждения имущество утрачивает лишь часть своего целевого назначения. При этом имущество не может быть пригодно к использованию без его восстановления и исправления. Если причинен значительный ущерб в результате умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, то эти действия признаются ровно наказуемыми (ст. 167 УК РФ).
Нельзя квалифицировать как мелкое хулиганство действия в отношении «семьи, родственников, знакомых и сослуживцев, совершенные в быту или на производстве, основанные на личных неприязненных отношениях, т. е. совершенные без умысла на нарушение общественного порядка.
Под неповиновением законному требованию представителя власти (см. ст, 1,4 КоАП РФ) либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушения общественного порядка, следует понимать не просто неповиновение указанным лицам, а неповиновение, которое проявляется только в преднамеренном отказе от обязательного исполнения неоднократно повторенных распоряжений указанных лиц либо выражается в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок.
Привлечение к ответственности возможно, если распоряжения и требования указанных в статье лиц были законными. Следует иметь в виду, что ответственность за административные правонарушения против порядка управления с неповиновением законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы установлена другими нормами КоАП (ст. 19.3, 19.4).
В этих случаях квалификация правонарушения по комментируемой статье исключается. Административные правонарушения квалифицируются по ч. 2 комментируемой статьи, если они были сопряжены с предупреждением или пресечением нарушений общественного порядка указанными в статье лицами только при мелком хулиганстве. Субъектом мелкого хулиганства может быть любой вменяемый гражданин, достигший 16-летнего возраста.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом. Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является также мотив - потребность в самоутверждении путем унижения достоинства других граждан. Протоколы о мелком хулиганстве составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП). Дела о правонарушениях рассматривают органы внутренних дел (милиция) (ст. 23.3 КоАП) и мировые судьи (если органы или должностное лицо органов внутренних дел, которым поступило дело, передают его рассмотрение мировому судье (ст. 23.1 КоАП). Мелкое хулиганство отличается от хулиганства, наказуемого по ч,1 ст. 213 УК РФ, меньшей степенью нарушений общественного порядка и спокойствия граждан.
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
1. Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере и десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на участников -от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, принятии мер по защите прав и свобод в случае наличия у него информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека правомочен обращаться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, в компетентные государственные органы с ходатайством в возбуждении дисциплинарного, административного производства либо уголовного дела, а также публиковать принятое им заключение.
Объективную сторону данной группы административных правонарушений образуют три самостоятельных вида деяний:
1) вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решение;
2) неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Законом об Уполномоченном по правам человека;
3) воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в иной форме.
Попытка повлиять на суть решения Уполномоченного по правам человека путем вмешательства любого вида образует состав первого правонарушения. Статьей 23 Закона об Уполномоченном по правам человека предусмотрен значительный комплекс правомочий, который может быть осуществлен им при проверке жалобы. В частности, он может беспрепятственно посещать все органы государственной власти, организации, воинские части, запрашивать и получать от государственных органов и органов местного самоуправления сведения, документы и материалы, получать от должностных лиц объяснения, проводить проверки государственных органов и т. п. Данные правомочия, соответственно, порождают обязанности у большого числа субъектов, неисполнение которых и образует состав второго правонарушения. Воспрепятствовать законной деятельности Уполномоченного по правам человека возможно не только в форме неисполнения его требований (чаще - бездействия), но и в иной форме (например, в лишении его каким-либо образом возможности реально осуществлять свои правомочия). Все вышеперечисленные правонарушения могут быть осуществлены как в форме действия, так и в форме бездействия.
Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные лица, юридические лица (ст. 2.3-2.6, 2.10 КоАП) (вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решения, воспрепятствование его деятельности в иной форме) либо только должностные лица (неисполнение обязанностей, установленных Законом об Уполномоченном по правам человека, воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме).
Субъективная сторона вмешательства в деятельность Уполномоченного по правам человека и воспрепятствования его деятельности в иной форме характеризуется только умыслом. Неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Законом об Уполномоченном по правам человека, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В комментируемой статье сформулировано три состава административных правонарушений. Объектом данных правонарушений является установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, шествия, демонстрации или пикетирования. Объективная сторона правонарушений характеризуется противоправными действиями по:
- нарушению установленного порядка организации собрания, митинга, шествия или пикетирования (ч. 1 комментируемой статьи);
- нарушению установленного порядка проведения собрания, митинга, шествия или пикетирования (ч. 2 комментируемой статьи);
- организации либо проведению несанкционированных собраний, митингов, шествий или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, активному участию в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды (ч. 3 комментируемой статьи).
К организаторской деятельности по ч. 1 комментируемой статьи относятся: письменное обращение в орган исполнительной власти с уведомлением о проведении массовой акции; выполнение действий, направленных на извещение участников о месте, времени, целях и формах проведения массовой акции; подготовка необходимых информационных материалов; принятие мер к техническому обеспечению проводимой акции; разработка программы акции; распределение ролей между ее участниками. Порядок уведомления органов исполнительной власти о проведении массовых акций устанавливается федеральными органами государства и органами субъектов РФ (например, Указом Президента РФ от 24 мая 1993г. № 765 утверждено Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и иных открытых общественных местах города).
В уведомлении указываются цель, форма, место проведения массовой акции или маршрута движения, время начала и окончания акции, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества организаторов, место их жительства, дата подачи уведомления, номер телефона. Также оговариваются формы и методы обеспечения организаторами при проведении массовых акций общественного порядка, общественной безопасности, организации медицинской помощи, использования звукоусиливающей аппаратуры, указываются лица, ответственные за эти участки работы.
Уведомление о проведении массовой акции подается в органы исполнительной власти организаторами массовых акций в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до намеченной даты их проведения с предоставлением выписки из протокола о проведении данной акции. Органы исполнительной власти принимают уведомление и письменно подтверждают дату и время его получения. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, шествия или пикетирования по ч. 2 комментируемой статьи выражается в:
- несоблюдении обозначенных в уведомлении цели, формы и мега проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников акции и т. д.;
- нарушении общественного порядка и общественной безопасности ходе проведения акции;
- ношении участниками акции специально подготовленных или приспособленных предметов, которые могут быть использованы против жизни и здоровья граждан, а также для причинения имущественного вреда организациям и гражданам и т. д.
Здесь следует также учитывать положения ст. 16 Федерального закона я 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», запрещающие осуществление экстремистской деятельности при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. Правонарушение по ч. 3 комментируемой статьи выражается в организации либо проведении несанкционированных собрания, митинга, шествиям пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активном участии в таких акциях полноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия физических лиц по организации деятельности объединений, в отношении которых действуют вступившие в законную силу решения о приостановлении их деятельности, а также участие иных граждан в такой деятельности.
Порядок приостановления деятельности общественного объединения, его ликвидации либо запрета его деятельности установлен федеральными законами в ред. от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ «Об общественных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности». Возможность приостановления деятельности религиозной организации, ее ликвидации, запрещения деятельности религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, определена Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Во всех случаях решение о ликвидации общественного объединения или запрете деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, о ликвидации религиозной организации или запрете на деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, принимается в судебном порядке. Решения о приостановлении деятельности объединений и организаций принимают уполномоченные на то соответствующим федеральным законом органы исполнительной власти или прокуроры. Субъектом правонарушения может быть любой вменяемый гражданин, достигший 16-летнего возраста, если он является организатором или участником деятельности соответствующего объединения. Субъективная сторона характеризуется умыслом и неосторожностью. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП). Дела о правонарушениях рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).
Комментируемая статья включена в КоАП в связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Экстремистская деятельность - деятельность общественных и религиозных объединений; по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват власти или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывом к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности.
Дела о правонарушениях рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст.'23.1 КоАП).