Философия как “наука наук” (в представлениях Аристотеля, Канта, Гегеля) может быть таковой лишь на основе интеграции всех современных знаний о природе, человеке, мышлении, обществе. Выявление закономерностей мироздания осуществляется на базе обобщения отдельных научных знаний, в том числе науки о государстве и праве, которая придает ему юридическую значимость.
Как философ не сможет познать закономерностей математики без знания самой математики, так и юрист не в состоянии эффективно решать правовые вопросы в той сфере общественной жизни, где он работает: законность в экологических отношениях может обеспечить только тот юрист, который знает основы экологии; в автомобилестроении от него требуется знание основ этой промышленности; юрист банка должен знать основы банковского дела и т. д.
И в философии, и в юриспруденции, как и в других науках, существует специализация: относительное обособление знаний определенной части науки, которая имеет самостоятельную жизнь. Но вне системных связей с мировоззренческой основой не может быть ни философа, ни юриста, ни математика, ни другого специалиста в любой сфере человеческой деятельности.
Современная отечественная наука философии права консолидируется в целом с научными воззрениями наших предшественников. Д. А. Керимов считает, что философия права “призвана детально разрабатывать методологию исследования всех правовых явлений и процессов; ...она обладает в несравненно большей мере, чем любая отрасль юридического знания, методологической значимостью, выполняет методологические функции в системе юридических наук”( Керимов Д. А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7. С. 6.).
“Философия права, - продолжает Д. А. Керимов, - есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самою, общей философией и комплексом юридических наук... Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права... Философия права - продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием”( Керимов Д. А. Там же.).
Однако, какова же “миссия” теории государства и права?. Какое место она занимает в системе юридических наук? Или она вообще не существует как наука, как практическая часть философии права?
Юриспруденция и в научном, и в практическом смысле базируется на философских знаниях. Но способна ли философия права охватить всю совокупность юридических знаний, всерьез заниматься практическим исследованием основных закономерностей государства и права, выработкой методологии многочисленных отраслевых аспектов государственно-правовой науки. В современных условиях это возможно лишь на основе тесного научного сотрудничества с общей теорией права.
Углублять, интегрировать, развивать, конкретизировать философские основы общей теории государства и права - объективная потребность общественной жизни. Но игнорировать теорию государства и права как общетеоретическую науку объективно невозможно, хотя бы из чисто практических соображений.
Политология права. Утверждение В. И. Ленина о том, что “закон есть мера политическая, есть политика”( Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 30. С. 99.), в ближайшей исторической перспективе вряд ли можно опровергнуть, поскольку современное государство проводит свою политику в различных областях общественной жизни в основном через систему правовых норм.
Политика и многообразное, и универсальное явление, в котором концентрируются все основные стороны общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, национальная, религиозная.
Государственная политика выражается в официальных актах правотворчества. В них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества.
В теоретическом и практическом отношении между политикой и правом не всегда обнаруживается единство и плодотворное взаимодействие. Государственная политика лишь тогда может считаться демократической, справедливой, когда она учитывает и проводит в жизнь объективные потребности общественного развития, а политологам права по своему существу не может быть не чем иным, как объективированным выражением идей справедливости, законности, гуманизма, равенства всех людей перед законом.
Искусство политологов права состоит в том, чтобы отобрать, систематизировать, дать точные научные данные о государственно-правовой действительности и перспективах ее развития. Политология права должна также всемерно отражать разнообразные идеи, научные взгляды и представления о государстве и праве, исходящие от негосударственных политических организаций. Это нередко вносит существенные коррективы в государственно-правовую политику.
Также следует отметить, что разобщенность между общегосударственной правовой политикой и политикой, вырабатываемой отраслевыми юридическими науками (политикой гражданского, финансового, земельного, уголовного права), наносит ущерб главному - практике правового регулирования общественных отношений. Политология права должна определять стержневые направления политического развития государства и права, основываясь при этом на объективных закономерностях этого развития, что возможно только при объединении научных усилий политологов и юристов.
Энциклопедия права. Подобной науки в реальной жизни не существует, хотя под таким названием издано немало произведений по общетеоретическим проблемам государства и права. В действительности энциклопедия права представляет собой краткий обзор основных юридических понятий, их научный комментарий и не содержит системного анализа всей совокупности юридических наук: теоретико-исторических, отраслевых и специальных. Впервые попытки создания энциклопедии права как базовой юридической науки предприняли немецкие юристы и политологи: Ганниус, Стефан Пютгер, Гареис, Ратковский.
Энциклопедические взгляды на государство и право в тот период складывались под влиянием философских воззрений Шеллинга, Фихте, Гегеля. Однако создание цельной науки, которая бы охватывала всю совокупность юридических знаний, оказалось невозможным.
В России созданием энциклопедии права и включением ее в университетское образование занимались известные юристы: Рождественский (Энциклопедия законоведения, 1863), Карасевич (Энциклопедия права, 1872); Деларов (Очерки энциклопедии права, 1878); Зверев (Энциклопедия права в ряду юридических наук, 1880); Суворов (Лекции по энциклопедии права, 1907).
В последующем русская юридическая мысль пришла к однозначному выводу, что энциклопедия права как наука методологически несостоятельна, поскольку у нее нет ни собственного предмета, ни метода исследования, то есть того, что присуще любой науке. “Ей нет места среди правоведения, - писал Шершеневич. - К юридическим наукам примыкает только философия права, частью которой является общая теория права”( См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 62)
Конечно, энциклопедия права не может быть признана наукой в современном понимании. Она электрична, изменчива, мозаична. Однако энциклопедические словари и другие издания, содержащие краткое изложение юридических понятий, дающие современную информацию о действующем законодательстве весьма полезны и необходимы для всех граждан, находящихся в сфере правового регулирования. Общие первичные знания о государстве и праве нужны и будущим юристам. Энциклопедия права ныне трансформировалась в учебную дисциплину под названием “Введение в юридическую специальность”. Она изучается во всех юридических учебных заведениях страны.
Общая теория права. Научно-педагогическое произведение князя Е. Н. Трубецкого “Лекции по энциклопедии права” по своему существу представляют цельную и весьма интересную для современной юридической науки систему взглядов на право и государство. Это теория, а не энциклопедия юриспруденции.