Политико-правовые институты и их роль в осуществлении права.
Известно, что взаимодействие людей в обществе как «политических существ» (Аристотель) происходит в различных формах, часть из которых принимает формализованный характер, другими словами, осуществляется при помощи определенных социальных институтов. В данном контексте слово «институт» (от лат. Institutum- устройство, установление) означает элемент социальной структуры, историческую форму организации и регулирования общественной жизни. По мнению известного немецкого философа права О. Хёффе, социальные институты представляют собой социальные образования, «которые организуются в соответствии с (общепринятыми) структурами и правилами, которые не находятся в непосредственном распоряжении взаимодействующих индивидов и малых социальных групп и соблюдение которых достигается насильственным, путем через систему формальных и неформальных санкций».
Известно, что в государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит решающая роль. Такое значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно обладает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, по этому отношения между ним и человеком носят политико-правовой характер. Любой человек в пределах территории государства попадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний.
Устойчивая связь между человеком и государством выражается, прежде всего, в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и, за ее пределами. Таким образом, можно сделать вывод, что отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
Взаимная ответственность государства и личности с позиции философии права в первую очередь представляет взаимную ответственность личности и государства - это своеобразный способ ограничения политической власти государства. Он проявляется, прежде всего:
1) в установлений государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;
2) в принятии государствам конкретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан;
3) в наличие реальной ответственности должностных лиц за неисполнение своих обязанностей перед обществом и личностью. В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед обществом, государством, другими людьми.
При различных типах политических режимов существует и разный уровень взаимной ответственности государства и личности. Так, в недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством: Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его обязанности. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственности должностных лиц перед гражданами.
Ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:
1) ответственность правительства перед представительными органами власти;
2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушения прав и свобод граждан;
3) процедура импичмента (от англ. (impeachment), т.е. привлечения к ответственности и судебному рассмотрению дел высших должностных лиц государства.
Формами контроля за выполнением обязательств государственных Структур перед гражданами являются референдумы: отчеты депутатов перед избирателями и т.д. Следующей важной проблемой данного раздела является определение соотношения, характера взаимодействия государства и права.
Характер и содержание соотношения государства и права раскрывают принципы первичности и верховенства права.
Принцип первичности права по отношению к государству можно раскрыть через два взаимосвязанных аспекта. Первый аспект - исторический. Первично обусловлена его природой. Будучи антисоциального субъекта, оно никем не даруется и никем не может быть отчуждено. Право возникает, одновременно с возникновением социального взаимодействия, т.е. с обществом. Государство же образуется лишь на определенном этапе развития последнего. Как справедливо заметил еще Цицерон, право возникло раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Следовательно, право первично, поскольку оно предшествует государству во времени.
Второй аспект - функциональный. Вторичность государства проявляется также и в том, что государство обусловлено, предопределено правом, возникает не просто позже права, а из его потребностей как орган, который должен придать праву общеобязательную форму и обеспечить его функционирование. Отношение первичности права по отношению к государству в историческом и функциональном плане одновременно указывает и на верховенство права по отношению к государству, а, следовательно, на зависимость государства от права. В действительности же часто имеет место нарушение данного принципа. Государство вопреки его объективному предназначению наделяют функцией творца права. В данном случае право и государство как бы меняются местами: государство выступает источником права, а право предстает как вторичный, порожденный государством инструмент для его интересов. Отсюда возникает хотя и основанное на реальной мнение, что предоставляемые права и свободы гражданам, социальным группам и нациям есть да «дар» государства народу. А раз так, то во может осуществлять дозировку права лишить дарованного, что на практике, успешно осуществлялось.
Верховенство права означает его примат над государством, необходимость подчинения праву. Из этого вытекает следующее каждое должностное лицо, любой орган не должны осуществлять действие, не предусмотренные правом, т.е. государство не может быть свободным, независимым от права, во-вторых, государство должно совершать и не может не совершать действий, которые возложены на него правом. . Сегодня многие законы в России не действуют даже при наличии необходимых обстоятельств, а это свидетельствует о -невыполнении государством возложенной на него задачи по реализации права, что недопустимо. Недопустимо также бездействие государства, когда оно не принимает мер по восстановлению нарушенных права граждан. Таким обвозом, соблюдение принципов первичности и верховенства права направлено на недопустимость отделения государства от народа, а, следовательно, произвола по отношению к народу. Ибо, если государство действует в рамках права, то это означает, что оно: 1) не имеет каких-либо собственных интересов, отличных от интересов народа, и не использует власть в своих целях; 2) объективно выполняет волю народа и находится на его службе; 3) подчинено народу и несет перед ним ответственность.
Проблема соотношения власти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике. Для исследования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права С. Алексеева. По его мнению, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов. С другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть, - как подчеркивает С. Алексеев, - особенно - власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время - явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора». Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает такими имманентными качествами, которые в процессе утверждения и упрочения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять право, превращать его в «служанку» власти, наделять его качествами так называемого «телефонного» права, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность. С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения ее в самодовлеющую силу, общество должно создавать определенные политико-правовые институты: разделения власти, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т.д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост.