Конспект лекций по предмету "Философия"


Сознание и самосознание человека

Отражая действительность в сознании, человек осмысливает окружающий мир, при этом он оперирует чувственными образами и рассудочными формами отражения. Получаемые при этом знания позволяют ему ориентироваться во внешней среде, осознавать, что в этой среде он существует, и окружающие предметы он может использовать как во благо себе, так и во вред; запоминать, как вести себя в тех или иных ситуациях, в какой последовательности выполнять те или иные действия и т. п. В результате осмысления окружающего мира в структуре сознания накапливаются три основных вида знаний по их функциональному назначению: знание объективно-реального, аксиологическое знание, алгоритмическое знание. Знание объективно-реального - это констатация явления как факта, констатация его свойств и связей, причин, закономерностей. Аксиологическое знание - это оценочное знание, знание явления в его отношении к человеку (плохое или хорошее); оно составляет основу обыденного практического сознания. Алгоритмическое знание закрепляет то или иное действие человека, то или иное поведение в форме умений, навыков, стереотипов ситуационного характера. Система данных видов знаний, отражающих объективно существующий внешний мир, составляют сознание, которое называют предметным сознанием.
Но человек осмысливает, осознаёт и самого себя, отдавая отчёт в том, что делает, думает, чувствует. У него накапливаются знания о самом себе, которые отражают не только его физическое состояние, но и его внутренний духовный мир. Эта система знаний человека, отражающая его личные переживания, его чувства, настроения, физическое и духовное состояние, составляет сознание, которое называют самосознанием. Самосознание - это сознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
В процессе самосознания у человека складываются определённые этические и эстетические представления о своих действиях и поступках, формируется личностная система ценностей. Самосознание тесно связано с понятием саморефлексии. Саморефлексия - размышление личности о самой себе, когда личность вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.
Говоря о сознании и самосознании, мы должны отметить такой их аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Сознательность основывается на самосознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Подводя итог по теме, отметим, что в философии не существовало однозначного понимания сущности и происхождения сознания. В рамках диалектико-материалистической философии сознание определяется как высшая форма психического отражения действительности. Это отражение осуществляется в виде чувственных и рассудочных форм. К чувственным относятся ощущение, восприятие, представление, к рассудочным - понятие, суждение, умозаключение.
В соответствии с естественнонаучными данными человек с его сознанием появляется в результате эволюции живого в условиях земли. Предпосылки сознания существуют в естественной природе, это свойство отражения. Отражение является всеобщим свойством материи. Из эволюционной теории Ч. Дарвина и философской концепции Ф. Энгельса к настоящему времени сформировано представление о том, как осуществлялся процесс превращения человекообразных обезьян в человека в антропогенезе.
Сознание функционирует на основе языка и членораздельной речи. Членораздельная речь - процесс передачи информации в знаковой форме. Язык - это процесс передачи информации в понятиях, суждениях, умозаключениях. А процесс оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями на основе языка называется мышлением. Построением мысли на основе понятий, суждений, умозаключений занимается логика.


Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.