Конспект лекций по предмету "Философия"


Философия познания

Проблема познания в истории философии
Проблема познания относится к числу важных философских проблем, поскольку знания сущности и возможностей человеческого познания являются мощной методологической базой к исследованию явлений во всех сферах действительности. Эти знания необходимы для развития творческих научных способностей. Данная проблема составляет ядро гносеологии.
В логической форме знание предстает как определенная совокупность взаимосвязанных суждений о чем-либо или о ком-либо. Знания приобретаются как на основе повседневной практической деятельности людей, так и на основе теоретического осмысления действительности. Процесс приобретения знаний называется познанием. Познание представляет собой мыслительный процесс, осуществляемый с помощью оперирования как чувственными, так и абстрактными формами отражения действительности.
Проблема познания начинает привлекать к себе внимание в античной философии. Уже тогда складывалось понимание того, что в познавательных процессах участвуют как чувственные, так и рассудочные формы отражения действительности, но характер их роли в познании объяснялся различным образом. Древнегреческие философы Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путём вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон сделал попытку определения знаний. В диалоге «Теэтет», рассматривая сформулированное Теэтетом определение: «По-моему, знающий что-то, ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание - это не что иное, как ощущение», Платон высказывает иную точку зрения, а именно, что получается через органы чувств недостойно называться «знанием», и единственно реальное знание должно иметь дело лишь с понятиями. Из учения Гераклита, даже если оно применимо к чувственным объектам, вытекает определение знания как восприятия и следует, что знание бывает о том, что находится в становлении, а не о том, что есть. Платон считал это правильным для чувственных предметов, но не для объектов реального знания.
Платон, а затем и Аристотель основное внимание уделяли разработке способов теоретического познания, его категориального аппарата; особое значение, при этом, приобретало развитие логики Аристотелем. Предметом познания в античной философии являлся единый космос, особенности его изменений, человек как органическая часть космоса, как «микрокосмос». Этот подход в целом обозначают как космоцентризм. В средневековый период в рамках схоластики совершенствовались логические приёмы. Поскольку главенствующую роль играла религиозная философия, то подход к пониманию мира и человека являлся теоцентрическим.
В Новое время интенсивно начали развиваться научные методы познания. Центром внимания стал человек, его отношение к миру. Такой подход называют антропоцентрическим. Особое внимание проблеме познания уделял Ф. Бэкон в своих сочинениях «В преуспевании знания» (1605), «О достоинстве и усовершенствовании наук» (1623), «Новый органон» (1620). Ф. Бэкон выделял цели и задачи познания. Задача познания - исследование природы; цель познания - господство человека над природой. Бэкон писал, что могуч тот, кто может, а может тот, кто знает. Знание - сила, без которой невозможно овладеть богатствами природы. Для приобретения знаний нужен соответствующий научный метод. Для этой цели Бэкон разработал опытно-индуктивный метод, согласно которому первой ступенью познания является опыт, эксперимент, второй ступенью - разум, рациональная обработка данных, при которых происходит восхождение от единичных фактов к обобщениям, понятиям. Бэкон отстаивал единство теории и практики. Он выступал, с одной стороны, против пренебрежения практикой, что было присуще схоластике. Бэкон образно сравнивал схоластов с пауками, которые вытягивают свою мудрость из себя, ничего нового не изобретают и не открывают. С другой стороны, Бэкон выступал и против эмпириков, пренебрегающих теорией. Он их сравнивал с муравьями, которые натаскивают вещи, факты, но не могут их переварить, понять.
Р. Декарт развивал аналитический метод, в основе которого лежит предположение, что проблема разрешена, а затем рассматриваются следствия, вытекающие из этого предположения. В сочинении «Рассуждения о методе» (1637) и «Метафизические размышления» (1642) Р. Декарт развивает метод, получивший название «Картезианское сомнение». Для того чтобы иметь твердый базис для своей философии, он принимает решение сомневаться во всем, в чем он может сколько-нибудь усомниться. Он проявляет скептицизм в отношении чувств, отдавая предпочтение рациональному познанию. У меня может не быть тела, рассуждал Декарт, оно может быть иллюзией. Но с мыслью дело обстоит иначе: «В то время как я готов мыслить, что все ложно, необходимо, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь; заметив, что истина - я мыслю, следовательно, существую - столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков неспособны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии». «Я мыслю, следовательно, я существую» делает сознание более достоверным, чем материю, и мой ум (для меня) более достоверен, чем ум других. В «Рассуждениях о методе» и «В правилах для руководства ума» Р. Декарт выдвинул четыре положения, которые необходимо соблюдать в процессе познания, чтобы достичь истины:
1) ясность и непротиворечивость мышления;
2) расчленение исследуемого вопроса на столько частей, сколько это возможно и сколько нужно для лучшего их понимания;
3) всестороннее рассмотрение исследуемого вопроса;
4) движение мысли от простого к сложному.
Все эти положения необходимо соблюдать в процессе познания, но Декарт односторонне оценивал логическую сторону познания и отрывал ее от чувственной стороны. Он развивал учение о врожденности таких идей, как идея бога, идея духовной и материальной субстанции, ошибочно считал, что единственным источником истинных знаний является разум.
Иное отношение к чувственному познанию развивал Д. Локк. Локка считают основателем эмпиризма. Эмпиризм Локка заключается в утверждении того, что все наши знания (возможно, исключая логику и математику) выводятся из опыта. В сочинении «Опыт о человеческом разуме» (1690), вопреки Платону, Декарту и схоластам, Локк писал, что не существует врожденных идей или принципов, напротив, из опыта возникают различные виды идей; восприятие есть первый шаг к познанию.
И. Кант в сочинении «Критика чистого разума» (1781) пытался доказать, что, хотя никакое наше знание не может выйти за опыт, тем не менее, оно частично априорно (доопытно) и не выводится индуктивно из опыта. Априорные знания предстают как имеющиеся у человека до опыта, то есть они прирожденные. Априорные знания, по Канту, составляют трансцендентальную часть сознания.
К. Маркс и Ф. Энгельс в диалектико-материалистической теории познания разработали основы диалектического способа мышления, раскрыли содержание основных онтологических и гносеологических принципов диалектического мышления, сформулировали сущность основных диалектических законов. Показали, что процесс познания осуществляется в единстве чувственных и рассудочных форм отражения действительности. Они разработали диалектическое понимание истины, дали понятие абсолютной и относительной истины.
Структура знаний, приобретенных в процессе познания, многосложна. Можно выделять знания по различным видам и родам деятельности, такие, как знания о производстве, об экономической, политической жизни, этические, эстетические и другие. Соответственно, существуют такие учения, как «технология металлов», «технология химического производства», «теория экономических учений», «теория государства и права», «этика», «эстетика» и др.
Можно различать знания по характеру рассматриваемых объектов: знания о явлениях природы, о явлениях общественной жизни и человеке, о процессах мышления, познания. Соответственно существуют такие учения, как физика, химия, биология, социология, социальная психология, логика, теория познания и др.
Различают знания по их соответствию действительности, такие, как истинные или ложные, научные или ненаучные. По уровню абстрагирования знания выделяются, например, эмпирические и теоретические. Эмпирические знания получаются на основе наблюдения и эксперимента. Это такой уровень знания, содержание которого раскрывается на основе чувственных форм отражения действительности (ощущений, восприятий, представлений). При этом данные опыта подвергаются некоторой рациональной обработке, выражаются в понятиях, суждениях, умозаключениях. На этом уровне исследуемые объекты отражаются в сознании со стороны тех свойств и отношений, которые доступны чувственному созерцанию. Теоретические знания связаны с совершенствованием и развитием понятийного аппарата. Это знания упорядоченные, обобщённые. На этом уровне исследуемые объекты отражаются со стороны их существенных связей и закономерностей, полученных не только из опыта, но и путём абстрактного мышления.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Диалектический характер процесса познания. Познание, творчество, практика. Рациональное и иррациональное в познании
Как уже отмечалось, познание - это процесс приобретения знания. Люди начинают приобретать знания с детских лет, приобретаются знания в школах, в вузах; такой процесс приобретения знаний является приобщением конкретных людей к знаниям, существуемым в общественной памяти, произведённым раннее. Элементами общественной памяти являются: память взрослых людей, обладающих знаниями, рукописные и печатные книги, ЭВМ, компьютеры. Но знания также приобретаются путём производства нового знания, не существовавшего ранее в общественном сознании. Это так называемое научное познание. Научное познание представляет собой деятельность по производству нового знания.
Основу такого познания составляет практика, она же является и целью познания. Существуют различные виды социальной практики. Прежде всего, это деятельность по производству материальных благ (производство промышленной и сельскохозяйственной продукции и др.). Другой вид социальной практики - это деятельность в политической сфере жизни (выполнение административно-государственной функции, участие в работе органов законодательной и исполнительной власти, участие в работе различных политических партий и объединениий). Следующий вид социальной практики - деятельность в различных сферах духовной жизни (занятие искусством: литературой, живописью, музыкой, театральной деятельностью; деятельность в системе образования и др.). С учетом практики целостный процесс познания осуществляется так: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него - к практике» (В. И. Ленин).
Процесс познания носит диалектический характер и осуществляется в единстве чувственных и абстрактных форм отражения действительности. К чувственным формам относятся ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - это результат переработки центральной нервной системой нервных импульсов, получаемых при воздействии объектов на органы чувств.
Каждый орган чувств, на основе которого возникает ощущение, представляет собой сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего раздела мозга, который управляет периферийными рецепторами. В ощущении дается чувственный образ какой-либо стороны, признака воздействующего объекта, чувственное отражение отдельных проявляющихся свойств. Ощущение отличается от раздражимости тем, что живой организм различает раздражения не только по их эффективности, но и по качеству. У человека возникают ощущения световые, звуковые, обонятельные, осязательные, вкусовые. В этих ощущениях дается информация об отдельных свойствах раздражителя.
Так, например, зрительные ощущения дают нам сведения о пространственном расположении предметов, их форме, цвете, перемещении, яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление. Обоняние и вкус дают сведения о химических примесях в окружающей среде и о принимаемой пище.
Восприятие является синтезом ощущений. Восприятие дает целостный чувственный образ предмета. В восприятии единое целое складывается из сочетания ощущений. Так, если мы имеем жареную рыбу, то зрительно получаем информацию о ее форме и цвете, через осязание узнаем о ее весе и температуре; а если пробуем ее вкус, то узнаем об определенной степени жирности, солености.
На характер восприятия большое влияние оказывает установка человека, его целеполагание. Внимание человека может концентрироваться на какой-либо одной стороне предмета, и она будет «выпячена» в восприятии. Восприятие одного и того же предмета различными людьми может быть различным; особую роль при этом играют возраст, опыт жизни, профессия. Например, красный и зеленый цвет дорожного светофора одинаково воспринимается водителем такси и сидящим рядом с ним пассажиром. Но фиксирование в сознании этого восприятия у них различно. Шофер по своей профессиональной обязанности выполняет соответствующие действия. Пассажир, воспринимая красный и зеленый свет, может не обращать на него внимание. В целом восприятие человека развивается в процессе его общественно-трудовой деятельности.
На основе восприятия в мозгу человека складываются представления.
Представление - воспроизведение образа предмета, не действующего на человека в данный момент. Если ощущение и восприятие существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом и не возникают вне такого контакта, то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Такая форма отражения действительности, как представление функционирует у человека на основе действия соответствующих механизмов памяти. Образ воздействующего предмета кодируется в механизмах памяти уже в отсутствие предмета, через определенное время, когда о нем вспоминают, этот образ воспроизводится.
Чувственные формы отражения дают нам сведения о единичных предметах, их конкретных свойствах и изменениях. Приобретаются такие конкретные знания, как протяженность, объём тел, их вес, состояние объекта (жидкость, газ, твёрдое тело и др.). В ощущениях и восприятиях мы получаем знание о единичном, в представлении фиксируется обобщённый образ явления, вещей, предметов.
Однако чувственное познание является ограниченным в силу ряда причин. Во-первых, сами возможности органов чувств человека не беспредельны, они ограничены. Для каждого из органов чувств имеется свой порог воспринимаемости. Они способны отображать окружающие воздействия в определенных диапазонах. Так, зрительный орган способен непосредственно отображать сравнительно небольшой диапазон электромагнитных колебаний, воспринимаемых как видимый свет, с длиной волн от 0,4 микрона, до 074 микрона. За границами этого интервала находятся, с одной стороны, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а с другой - инфракрасное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие не воспринимают непосредственно наши органы зрения. Органы слуха позволяют ощущать звуковые волны от нескольких десятков герц до 20 килогерц. Колебания более высокой частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо непосредственно не может ощущать. То же самое можно сказать и о других органах чувств. Для усиления возможностей органов чувств человек использует соответствующие технические средства, такие, например, как микроскоп, бинокль, телескоп, прибор ночного видения и т. д.
Во-вторых, даже если с помощью технических средств человек увеличивает возможности чувственного восприятия, оно все равно остается ограниченным, поскольку чувственно воспринимаются только внешние проявления предметов и их свойств. Но сущность вещей, закономерности их изменений и связей не даются непосредственно в чувствах. Они осмысливаются уже на уровне абстрактных логических форм отражения действительности.
Чувственные формы отражения действительности относятся к первой (чувственной) ступени познания. Второй ступенью познания является рациональное познание (от лат. ratio - разум, рассудок). К рациональному познанию относятся такие формы отражения действительности, как понятие, суждение, умозаключение.
Исходной формой отражения в рациональном познании является понятие. Образование понятий - это сложный мыслительный процесс, который включает в себя такие мыслительные операции, как сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе тех или иных сходных признаков), абстрагирование (отвлечение, выделение в предмете наиболее существенных признаков и отвлечение от других, второстепенных, несущественных).
В целом понятие представляет собой такой мыслительный процесс, при котором происходит абстрактное отражение предмета по его существенному свойству, признаку и относится к определенному классу предметов, обладающих тем же свойством, признаком.
Понятия различаются по смысловому содержанию, по объему, по степени и уровню абстрагирования. Содержание понятия определяется тем, что фиксируется в понятии. Понятия могут выражать предметы, их свойства, состояния, взаимодействия, изменения. Например, такие понятия, как дерево, стол, цветок выражают предметы; понятия «большое» и «маленькое», «твердое» и «мягкое», «горячее» и «холодное» выражают свойства; такие понятия, как «движение» и «покой», «скорость» и «сила» выражают взаимодействие предметов и человека с другими телами природы.
Объем понятий определяется степенью охвата предметов и их свойств. Так, в объем понятия «береза» включается множество всех деревьев, обладающих свойствами, характерными только для данного вида.
Поскольку явления мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности, они также находятся в определенных отношениях. Понятия, далекие друг от друга по своему содержанию, не имеющие общих признаков, называют несравнимыми. Такими, например, являются понятия «человек» и «поэма». Сравнимыми понятиями называют такие, которые имеют определенные общие признаки. Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. Несовместимые - такие понятия, объемы которых не имеют общих элементов. Понятия, которые имеют равные объемы, называются равнозначными или тождественными.
В зависимости от характера абстрагирования понятия могут относиться к различным уровням абстрагирования.
К первому уровню абстракции относятся понятия, которые образуются в результате абстрагирования от чувственно воспринимаемых предметов.
Переход от чувственных образов воспринимаемых предметов к их абстрактному смысловому образу, как известно, чаще всего осуществляется на основе абстракций отождествления или идеализации.
Абстракция отождествления - это такой процесс мысли, при котором происходит формирование и образование абстрактных понятий на основе выделения из реальной действительности объектов или их множеств и объединение их в один класс по тождественному свойству.
Например: два стола, два глаза, два дерева и т. д.; независимо от природы и свойств предметов человек отождествляет данные множества по основному свойству - иметь одинаковое количество предметов. Такая мыслительная операция отождествления приводит к появлению абстрактного понятия числа два.
Абстракция идеализации - это такой процесс мысли, при котором происходит образование идеальной абстрактной модели реального объекта путём отвлечения от несущественных свойств объекта и наделения модели идеализированными свойствами, отражающими существенные свойства. Образуемые при этом понятия описывают идеальные объекты, которые мы в «чистом виде» в природе не наблюдаем, например, понятия точки и линии; точка представляется как «абсолютно малая» по сравнению с рассматриваемыми объектами, понятие линии как «абсолютно тонкая».
Данные виды абстрагирования осуществляются не в «чистом» виде. В процессе формирования понятий участвуют многоступенчатые наслоения абстракций отождествления и идеализации, при этом формируются различные уровни отражения и возникают абстракции различного порядка. Когда абстрагирование происходит непосредственно от конкретных материальных тел с их конкретными свойствами, отождествление и идеализация приводят к образованию абстракции первого порядка. Если же, наряду с этим, предметами абстрагирования оказываются не сами вещи, а их отражения, происходит абстрагирование от абстракции первого порядка, в результате возникают абстракции второго порядка. При абстракции второго порядка объектами абстрагирования могут быть одновременно и вещи, и их отражения. В процессе абстрагирования от абстракции второго порядка возникают абстракции третьего порядка. В целом образование различных уровней абстракций, их многоступенчатость вовсе не означает, что абстракции второго, третьего и т. д. порядков оторваны от реального мира, от действительности. В них опосредованно отражаются свойства реальных вещей и явлений, и они, чаще всего, выражают результирующий эффект рассматриваемых реальных процессов.
Но основе мысленного оперирования понятиями возникает более высокая форма абстрактного отражения действительности - суждение.
Суждение - это такой процесс мысли, при котором происходит абстрактное отражение состояния и изменения предмета, его внешних взаимосвязей. Формально суждение представляется в виде предложения, в котором что-либо утверждается или отрицается. В суждениях определенным образом сочетаются понятия, в результате чего формируется мысль, в которой выражается смысл происходящего. По существу, каждое суждение несет в себе определенную смысловую нагрузку, несет смысловое значение. Да и знания людей формально представляются в виде совокупности суждений. При этом один и тот же смысл может выражаться различными суждениями, что хорошо известно из курса логики.
На базе понятий и суждений формируются умозаключения. Умозаключение представляет такой процесс мысли, при котором на основе нескольких исходных суждений получается новое как следствие. В процессе познания именно умозаключение позволяет осуществлять мыслительный переход от имеющегося знания к новому путем логического оперирования понятиями и суждениями.
В целом процесс познания осуществляется во взаимосвязи и единстве чувственных и рассудочных форм отражения действительности. При этом в чувственных формах отражаются единичные конкретные объекты. Конкретными в познании называют мысленный образ каждого объективно существующего материального предмета во всей совокупности его бесчисленных свойств, связей и отношений. Образные представления, получаемые на основе чувственного созерцания в сознании, сопровождаются определенным мыслительным процессом, оперирующим понятиями и суждениями. Чувственно воспроизводимые единичные предметы на уровне рассудочных форм отражения действительности сопоставляются, сравниваются, в них замечаются сходства, различия, наличие связей, отношений, выделяются общие черты, свойства, признаки, делаются соответствующие выводы.
Совместное действие чувственных и рассудочных форм отражения действительности проявляются в процессах мышления. По своей сути мышление, представляет собой процесс функционирования сознания. Это сложный процесс, он заключается в оперировании как конкретными и обобщенными чувственными образами, так и абстрактными логическими представлениями в сознании человека. Абстрактное логическое мышление - это оперирование смысловыми формами и смысловым содержанием отражаемых в сознании явлений на основе понятий, суждений и умозаключений.
В истории развития философской мысли в процессах познания нередко игнорировалось рациональное познание и абсолютизировалось чувственное, и наоборот. В первом случае проявляется сенсуализм (от лат. «сенсия» - чувственность), во втором - рационализм, преувеличение рассудочных форм познания и недооценка чувственных форм. Например, представителем сенсуализма является Джон Локк, который утверждал, что в сознании нет ничего такого, чего бы не было в ощущениях, не существует врождённых идей. Представителем рационализма является Готфрид Лейбниц, утверждавший, что существуют врождённые идеи и принципы в потенциальном, неосознанном виде и люди пользуются ими, не отдавая себе в том отчёта. Эти идеи существуют в голове помимо чувственных форм отражения.
Процесс познания требует творческого мышления. Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшее - материальные и духовные ценности.
Творчество - это способность человека, приобретённая в труде, созидать из определённого материала новую действительность. Творческое мышление в научном познании - это всегда искание и открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и решений, активное достижение истины.
Вопрос о сущности творчества является одним из центральных в философии. Он ставился и решался по-разному в разные исторические эпохи. В XVIII веке И. Кант специально анализировал творческую деятельность в учении о продуктивной силе воображения, которая есть единство сознательной и бессознательной деятельностей. Ф. Шеллинг полагал, что творчество является высшей формой человеческой деятельности. В философии XIX - XX вв. наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном - особенно в работе «Творческая эволюция». Центром своего учения он считал интуицию, которую противопоставлял интеллекту как «механически-технической деятельности». Интеллектуальное познание, полагал А. Бергсон, утилитарно, а интуитивное - бескорыстно: именно оно открывает нам мир таким, каков он сам по себе. Интуициями, согласно А. Бергсону, живёт и подлинная наука, и подлинная философия.
Действительно, важную роль в процессе научного познания играет интуиция (от лат. intueri - пристально смотреть). Интуиция - это внезапное озарение, мысленное проникновение в сущность вещей, постижение истины без всяких предварительных логических рассуждений. Интуиция, интуитивное постижение истины возможно в том случае, когда человек имеет уже определённый опыт, определённые знания об объектах исследования, сущность которых интуитивно выявляется. У человека, который не обладает соответствующими навыками и знаниями, не возникает интуитивного озарения.
Многие мыслители в истории философии и естествознания полагали, что интуиция - божественное озарение, но практика убеждает, что интуиция возникает у исследователя после долгих его раздумий и большой предварительной работы мозга. Интуиция имеет большое значение в научном познании. Чаще всего познающий в начале интуитивно догадывается о сущности тех или иных исследуемых объектов, о сущности законов их изменений, и только потом путём логических доказательств и фактов приходит к установлению истины.
Рене Декарт, считал, что дедуктивная форма доказательства (от общего к частному) основывается на аксиомах, которые постигаются интуитивно, без всякого доказательства. Р. Декарт полагал, что интуиция в соединении с дедуктивным методом служит всеобщим критерием полной достоверности (истины). Бенедикт Спиноза (1632 - 1677 гг.), нидерландский философ-материалист, считал интуицию «третьим родом» познания (первое - чувственное, второе - рациональное), наиболее достоверным и важным. Психологический механизм интуиции ещё мало изучен, но за способностью внезапно угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт, приобретённые раннее знания.
Преувеличение роли интуиции в познании приводит к иррационализму. Иррациональный означает непостигаемый разумом, мышлением, невыразимый в логических понятиях. Термин иррациональный употребляется для характеристики философских направлений, отрицающих роль разума в познании.
Иррационализм (от лат. - неразумный) представляет собой философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувства, инстинкт и т. п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишённой закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.