Понятие, сущность и структура диалектики
Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии прошла длительный путь развития в истории философской мысли.
Понимание диалектики (от греч. - искусство вести спор, рассуждать) в истории философской мысли приобретало многообразные значения, и сам этот термин употреблялся в различных формах. Диалектику как форму ведения диалога и искусство творческого спора активно развивал Сократ, употребивший впервые и сам этот термин. Но еще раньше, в учении Гераклита, диалектика понималась как умение «схватывать противоречия», наблюдать и фиксировать противоречия в их единстве. Гераклит считал, что все существующее в мире постоянно изменяется, все проходит через борьбу и переходит в свою противоположность. Ученик Сократа Платон представил диалектику как систему понятий, путь движения мысли от многообразных конкретных материальных предметов ко всеобщим понятиям - идеям, выражающим, по его мнению, истинно сущее бытие. Платон излагал диалектику как искусство полемики, считая, что противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению.
Системное изложение диалектики предпринял Аристотель, который обобщил опыт познания своего времени и выдвинул ряд плодотворных диалектических идей. Диалектику Аристотель понимал как логику познания, и открытые им формы и закономерности мышления стали методами всякого исследования на многие века вперед. Аристотель исследовал формальную структуру языка и формы умозаключений, создав в результате этого первую научную логику. В созданной им логике Аристотель видел орудие или инструмент всякого познания; эта логика анализирует полученное знание, одновременно определяя пути достижения нового знания.
Диалектика как искусство спора развивалась и в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. Свою главную книгу «Да и Нет» он построил по античному образцу как систему вопросов, задаваемых учителем, и ответов на эти вопросы учеников. Учитель в ходе беседы подводил учеников к заведомо неверному выводу, а затем неотразимым доводом опровергал их рассуждения. Средневековые мыслители Дунс Скот и Уильям Оккам развивали диалектику как искусство диалога, средство ораторского мастерства и способа опровержения доводов противоположной стороны. Накопленная в веках культура диалектической полемики приводила философов к пониманию того, что выявление противоположных точек зрения должно иметь своей целью не уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречия найти правильный и наиболее обоснованный подход к получению ответов на сложные мировоззренческие вопросы.
Наиболее полно и глубоко диалектика как система познания законов Природы и человеческого мышления была разработана в трудах классиков немецкой философии - Канта, Шеллинга, Фихте и Гегеля. Идея развития приобретает у них характер основного закона Бытия и всеобщего принципа познания. Все формы и виды бытия подвержены изменениям. В мире нет ничего окончательно завершенного: все находится в движении на пути к новому состоянию. Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является универсальная категория диалектики - категория развития. Изменчивость всего сущего есть объективный закон мироздания, которое одновременно и динамично, и стабильно. Все в мире находится в движении и изменении, а развитие характеризует качественное состояние этих изменений.
Ряд ценных диалектических идей были сформулированы в философских учениях Фихте (диалектика мышления субъекта) и Шеллинга (диалектическое понимание природных процессов). Однако вершиной немецкой диалектики явилась философская система Гегеля, который разработал диалектику в ее законченной и систематизированной форме - от чисто логических категорий мышления до диалектики конкретного исторического процесса. В своей «Науке логики» Гегель дал анализ важнейших законов, принципов и категорий диалектики, обосновав положение о единстве диалектики, логики и теории познания. Вместе с тем Гегель показал ограниченность старой формальной логики, которая рассматривала формы мышления в их неподвижности, вне их взаимосвязи друг с другом. Он подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив для себя весь предшествующий путь его развития, а, следовательно, надо изучать не «голый результат», а результат всего становления предмета в его динамике.
Марксистская философия в Европе уделила особое внимание разработке диалектического метода и его соединению с конкретной социальной практикой. Развивая идеи классиков немецкой философии, К. Маркс и Ф. Энгельс предприняли попытку синтеза диалектики и материализма, выдвинув свое диалектико-материалистическое учение, основанное на чувственно-материальной деятельности людей, на общественной практике и новых научных достижениях. При этом диалектика была применена ими к анализу экономической сферы жизни общества, способа производства, политической деятельности и практики революционной борьбы.
В современной западной философии диалектическое учение представлено в ряде различных философских направлений и школ: экзистенциальная диалектика (А. Камю и Ж.-П. Сартр), герменевтическая диалектика (Х. Г. Гадамер), «негативная» диалектика (Г. Маркузе, Ю. Хабермас) и др.
Так, с древнейших времен и до наших дней диалектика понималась как исходный принцип развития всего существующего и универсальный метод познания природы, общества и человеческого мышления.
В современной интерпретации можно дать следующее определение диалектики: диалектика - это такой метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются во всеобщей связи и развитии, с учётом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью.
Диалектика как система знаний обусловлена структурой ее объективно существующего предмета - реального природного мира и человеческого общества. Это означает, что диалектика как развивающаяся система знаний строится в строгом соответствии с системой всеобщих законов развития объективного мира.
Основные структурные элементы диалектики - это принципы, законы и категории. Они отражают наиболее общие и существенные свойства, связи и отношения реальной действительности на основе познания и общественной практики людей.
Будучи единой динамической системой и обладая устойчивой структурой, диалектика имеет ряд основных функций, среди которых наиболее важными являются: онтологическая, гносеологическая, логическая, методологическая, мировоззренческая, праксиологическая.
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}