Конспект лекций по предмету "Социальная психология"


Функции референтных групп. Теории референтной группы

Референтная группа — группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида.
Разработка теорий референтной группы связывается с такими именами, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др.
Т. Шибутани отмечает, что понятие референтной группы широко используется для объяснения самых разнообразных явлений: непоследовательности в поведении индивида в условиях нового социального контекста, проявления преступности среди
несовершеннолетних, дилеммы маргинальной личности, конфликтов.
В основе теорий референтной группы лежат идеи Дж. Мида об «обобщенном другом».
Значение «обобщенного другого» определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества, социального процесса на индивида и его мышление.
Разработка основных положений современной теории референтной группы начинается с 40 - х гг. XX в.
Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по
сравнению со статусом других людей. Г. Хайман использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы людей,
с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего
статуса.
Результатом сравнения являлась самооценка испытуемым
своего статуса.
Позже понятие «референтная группа» было использовано
Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении.
Формирование установок является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной
группе или группам».
Т. Ньюком выделил позитивные и негативные референтные
группы.
Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации, которые принимаются индивидом и которые вызывают у него стремление быть принятым этими группами.
Отрицательной референтной группой считается такая группа,
которая вызывает у индивида стремление выступить против нее
и членом которой он не хочет себя считать.
М. Шериф подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в систему отсчета не только
для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для
формирования своей картины мира.
Известный американский социолог Р. Мертон внес существенный вклад в разработку проблемы референтной группы
в своей работе 1950 г., которая была посвящена результатам исследования социальных установок и поведения американских
солдат.
В теориях референтной группы нет четкой их классификации,
однако всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы
и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т. д.
Каждый индивид имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется.
В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона.
Он отмечает, что понятием «референтная группа» обозначаются два вида различных отношений между индивидом
и группой.
Эти отношения связаны, с одной стороны, с мотивационными, а с другой — с перцептивными процессами.
На этом основании Г. Келли выделяет функции референтной
группы: нормативную и сравнительно-оценочную.
Первая функция заключается в том, чтобы устанавливать
определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им.
Эти стандарты поведения называют групповыми нормами,
поэтому он обозначил эту функцию референтной группы как
нормативную.
Вторая функция референтной группы заключается в том, что
она является тем эталоном или отправной точкой для сравнения,
с помощью которых индивид может оценивать себя и других, поэтому она и выступает в качестве сравнительно-оценочной
функции.
Келли отмечает, что обе функции часто носят интегрированный характер в том смысле, что они могут выполняться одной
и той же группой: как группой членства, так и внешней группой,
членом которой индивид стремится стать или к которой он причисляет себя психологически.
Для подтверждения этого положения Г. Келли ссылается на
приведенный Р. Мертоном пример исследования социальных
установок солдат - фронтовиков и солдат - новичков, прибывших
в подразделение фронтовиков.
Исследование показало, что социальные установки многих
новичков после пребывания в этом подразделении значительно
изменились в сторону большего сходства с установками фронтовиков.
Одно из проявлений различия между нормативной и сравнительно-оценочной функциями референтной группы состоит
в том, что при нормативной функции индивиду важно знать отношение к себе нормативной референтной группы.
Что касается сравнительно-оценочной функции референтной
группы, то здесь мнение той группы, с которой индивид сравнивает себя или других, не имеет для него значения хотя бы уже потому, что сравнительная референтная группа вообще может не
иметь о нем никакого представления.
В этой ситуации, в отличие от нормативной референтной
группы, индивид является как бы «самосанкционирующим», т. е.
он дает оценку себе и другим на основе определенного эталона,
служащего для него отправным пунктом для сравнения. Р. Мертон выделил условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства,
а внешнюю группу:
1) если группа не обеспечивает достаточного престижа своим
членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, которая обладает большей престижностью, чем их собственная;
2) чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже
его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу;
3) чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать
группу с более высоким социальным статусом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.