Существенным фактором, который следует учитывать при изучении исторических типов правопонимания, является то, что современная история философии права, как и вся философия в целом, существенно отличается от традиционной историко-философской науки, характерной для XIX и начала XX века. Перестав быть всеохватывающей «наукой наук», философия вынуждена была критически переоценить весь арсенал своих познавательных средств и определить собственное отношение к другим наукам, включая исторические, накопившим богатый опыт работы с эмпирическим материалом (археология, этнография), с текстологическим анализом исторических документов и многое другое. В начале XXI века уже ни один серьезный историк философии права не рискнет пускаться в умозрительные, абстрактные рассуждения о вневременной связи идей, понятий и принципов. В противном случае мы должны будем признать, что человек науки - не самостоятельная творческая личность, а некое подобие пассивного оракула, посредством которого «мир идей» заявляет о своем существовании.
Если не оспаривать общеизвестный факт, что те или иные идеи всегда связаны с определенной исторической эпохой, с определенным обществом, в котором они появляются и соответствующим образом утверждаются, то нас в первую очередь должен волновать вопрос: почему эти идеи возникают и осуществляются именно в данном обществе на конкретном этапе его развития? Уже сама постановка подобного вопроса предполагает новое видение правового контекста историко-философской проблематики, анализ которой не может довольствоваться чистым идеологизированием, ибо является отражением нашей потребности разобраться с условиями жизни людей, направляющими их интересы на определенные способы осмысления вещей, вовлеченных в сферу разнообразной человеческой деятельности. Из этого следует, что современная история философии права тесно связана с пониманием исторических закономерностей развития общества.
Следовательно, для плодотворного изучения истории философии права необходимо использование социологических знаний, тем более что сравнительное' правоведение многими юристами рассматривается как социологическая дисциплина, опирающаяся на специфическую компаративистскую методологию.
Как видим, практически невозможно провести четкую границу между философией и социологией права. Однако можно и даже нужно выбирать соответствующие научные приоритеты, чтобы не подменять один предмет исследования другим, так как любая изучаемая нами предметная область требует использования определенных познавательных инструментов в том порядке, который соответствует ее существенным структурным свойствам.
Таким образом, приступая к рассмотрению истории философии права, мы должны постоянно помнить о своеобразном принципе взаимодополнительности в сфере социального познания, подразумевающим сотрудничество, а не обособление гуманитарных наук.