Философия права Георга Еллинека.
Георг Еллинек (1851-1911) был одним из выдающихся специалистов по государственному праву в XIX столетии. Еллинек - сын известного в Германии раввина. В 1872 г. он защитил в Лейпцигском университете диссертацию по философии. Затем в 1874 г. в этом же университете защитил диссертацию по юриспруденции. В 1879 г. Еллинек защищает габилитационную докторскую диссертацию по философии права в Венском университете, а в 1882 г. - по всеобщему государственному и народному праву. Некоторое время работал в Вене преподавателем и юристом. Однако в 1889 г. из-за клерикально-антисемитских интриг покидает Вену и переезжает в Швейцарию, где в течение двух лет работает юристом. В 1891 г. Еллинек получает приглашение на должность ординарного профессора Гейдельбергского университета (Германия). С этого времени начался наиболее плодотворный этап его творческой и преподавательской деятельности, продолжавшийся до самой смерти. С 1905 т. Еллинек был проректором Гейдельбергского университета.
Еллинек выступал с критикой программы государственно-правового позитивизма, доказывая ее неприемлемость для научной разработки права.
Основным направлением деятельности Еллинека было народное и федеративно-государственное право. Большое значение он придавал разработке юридического понятия «закон» и анализу «системы субъективных общественных прав». В данной системе он усматривал возможность охватить права индивидуума, различных социальных объединений и государства как неких формально определенных единств или статусов (негативных, позитивных, активных). При этом Еллинек в отличие от формального позитивизма пытался разработать юридическую конструкцию с использованием философского, исторического и социально-политического инструментария.
В 1900 г. вышла основополагающая работа Еллинека «Общее учение о государстве», которая многократно переиздавалась и переводилась на иностранные языки. Здесь он рассматривает государство как социальный феномен («Общее социальное учение о государстве») и как правопорядок («Общее учение о государстве»). Для Еллинека государство - это:
1) «состояние объединенности», основанное на первоначально господствующей силе (власти)» (социально-эмпирическая данность государства)
2) «корпорация (объединение) оседлых людей» (нормативно-правовое функционирование социума в рамках государства) Эти теоретико-познавательные установки между бытием и долженствование во многом роднят Еллинека с неокантианцами. По общепризнанному мнению, теоретические разработки Еллинека оказал» плодотворное влияние не только на правоведов, но также на философов и социологов. Социальная ориентированность философско-правовых исследований Еллинека не вызывает никаких сомнений.