Уровни и основные подходы методологии права.
В рамках методологии познания права, или методологии правоведения, следует выделить следующие уровни:
1) философский, представляющий собой систему мировоззренческо-методологических идей и принципов, воплощенных в том или ином способе осмысления права (типе правопонимания), а также их сравнение, критику и обоснование;
2) научный, представляющий систему принципов и методов научного познания в целом или отдельной науки, применяемых для более глубокого познания права, в рамках которого выделяются:
а) общенаучные методы и приемы познания, такие как анализ и синтез, индукцией дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и классификация, а также системный подход;
б) частнонаучные методы - социологический, психологический, культурологический, исторический, логический и другие, то есть знание в области отдельных наук, применяемое для познания правовых явлений;
в) междисциплинарные методы - психоаналитический, синергетический.
3) специально-юридический уровень, представляющий систему характерных для правоведения методов познания права: нормативно-аналитический, догматический сравнительно-правовой и др.
Метафизическая методология является наиболее древней из философских методов исследования права. Данная методология, использовавшаяся в основном гениальными мыслителями, обладавшими развитым сверхсознанием и утонченной метафизической интуицией, основным предметом имеет связи права с целостностью трансцендентно-трансцендентального мира. Она ориентирует исследователей на рассмотрение права в контексте сверхчувственных первоначал бытия и априорных структур духовного опыта. Метафизический способ постижения правовой реальности имеет дело с ноуменальным, абсолютным содержанием социально-правовых феноменов, просвечивающим сквозь их зримые формы. В качестве основного предмета метафизического познания выступает целостность трансцендентной (лежащей за границами возможности познания разума) сверхреальности, внутри которой правовая реальность пребывает как один из ее частных модусов (проявлений). Опираясь на религиозно-этические и философские основоположения о существовании Бога, души и ее бессмертия, которые в принципе неверифицируемы (не проверяемы опытным путем) и пребывают вне логики рассудочных доказательств или опровержений, метафизическая методология выступает главным средством обоснования концептуальных построений естественно-правового характера. Она позволяет усматривать в нормах и ценностях естественного права символы сверхличных энергий, участвующих в творениях социального мира и правопорядка. Ее исходные причины позволяют предполагать, что через эти ценности и нормы человек становится причастен к высшим, абсолютным гармониям бытия. Метафизическая методология позволяет рассматривать нормы и ценности права как внутренне противоречивые реалии, объединяющие в себе два мира - трансцендентный мир абсолютного долженствования и социальный мир сущего. В свете такого взгляда каждая правовая норма несет в себе абсолютное императивное начало и одновременно является реальной поведенческой моделью, частично реализующей высший императив. Внутри всего корпуса принципов метафизической методологии существует ряд частных методов, обладающих различными эвристическими возможностями. Наиболее устоявшийся среди них, ставший поистине классическим, - это платонизм, создатель которого - Платон - сформулировал учение об идеях (эйдосах) как бестелесных, метафизических сущностях, первичных по отношению ко всем реалиям природно-социального мира, в том числе по отношению к морально-правовым феноменам.
Диалектическая методология - представляет собой эпистемологическую стратегию, использующую в качестве основного аналитического средства принцип противоречия. Классическая философская традиция, идущая от Гераклита и развернувшаяся в полномасштабную парадигму в трудах Гегеля, видит универсальное бытийное основание разнообразных естественных, социальных и духовных форм в динамических оппозициях внутренних противоположностей. Данная методология держит в центре своего внимания динамику пульсирующих ритмов столкновений различных пар противоположностей, через которые любая вещь пребывает в свойственном ей качестве, оставаясь собой и становясь иной, поддаваясь воздействию сил разрушения и активно сопротивляясь им. В свете диалектической методологии ведущим направлением философского анализа правовых феноменов является обнаружение в них универсальных оснований в виде тех или иных конкретных противоречий или их ансамблей. Активно используемый здесь принцип противоречия предписывает не уклоняться от анализа негативных, сумеречных сторон социальной жизни. В свете его требований целью философско-правового анализа является не имитация познавательных усилий в духе идеологического прислужничества или морализирующего ханжества, а установление максимально точных социальных диагнозов. Вместе с тем, данный принцип не позволяет исследователям негативных социальных явлений упускать из поля зрения противоположный ценностный полюс, а также общий вид исторического горизонта с его перспективой и надеждами на достижимость социальных гармоний. Диалектическая методология предполагает, что правовая реальность может быть с необходимой и достаточной степенью полноты описана в терминах противоречий, конфликтов, коллизий, антиномий, антитез, оппозиций, контрастов, диссонансов. Ее сторонниками движет уверенность в том, что введение принципа противоречия как аналитического инструмента в живую ткань правовых проблем открывает перед философской мыслью возможность избегать теоретического верхоглядства, позволяет проникать в сущностный уровень социально-правовых реалий.
В ХХ веке появились новые философские методологии исследования, которые стали использоваться при исследовании правовой реальности, среди которых особое место занимают феноменология и герменевтика.
Феноменологическая методология представляет собой набор утонченных инструментов философских исследований, созданных Эдмундом Гуссерлем и получивших дальнейшее развитие в работах европейских и российских мыслителей. С самого начала возникновения феноменология обнаружила общеметодологическую направленность собственных принципов, их приложимость ко всем видам философского знания, включая правовую философию. Она ставит задачу выхода к безусловным, самоочевидным первоначалам всякого знания, к его чистым структурам. В философско-правовой сфере у феноменологического метода обнаружились два главных объекта. Первый из них - это безусловные очевидности, предшествующие нормам права, а второй - идеальные априорные когнитивные структуры, предшествующие знаниям о праве и данные человеку через феномены его сознания. Для феноменологического правоведения наибольший интерес представляют не формы реального поведения людей, а чистые нормативные структуры, подчиняющие себе человеческое сознание и деятельность. Из всех философов прошлого наиболее близки к подобным воззрениям были Р. Декарт и И. Кант, стремившиеся рассматривать любую предметность не саму по себе, а в ее данности через сознание и его формообразующие усилия. То обстоятельство, что человеческое сознание погружено в универсум бесчисленных жизненных связей, привело Гуссерля к необходимости ввести в свою теорию концепт жизненного мира, обозначающего совокупность первоначальных очевидностей, донаучных мнений, традиционных верований, не нуждающихся в доказательствах и сообщающих чистым нормативным структурам ярко выраженную императивность. Безусловно, утвердительные убеждения и уверенности, составляющие содержание жизненного мира, значат для становления правосознания больше, чем рассудочные доказательства и научно-теоретические обоснования. Феноменологическая методология позволяет перейти от дуализма физической и метафизической реальностей к монистическому взгляду на бытие. Она открывает возможность воссоединения мира чистых сущностей с природно-социальным миром повседневного существования. Это возможно благодаря структурам сознания, содержащим необходимые ментальные предпосылки для восприятия естественно-правовых абсолютов и универсалий.
Герменевтическая методология ориентирована на разработку средств понимания и истолкования всевозможных значений и смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в знаках и символах, в оценках и суждениях о сущем и должном. В контексте ее проблем важное место занимает вопрос о том, как возможно понимание человеком смыслов сущего и должного и каковы пределы имеющейся в его распоряжении интерпретационной свободы. Понимание предполагает привнесение субъектом в рациональные модели исследуемых предметностей своих собственных, сугубо индивидуальных штрихов и акцентов. Герменевтика требует учитывать, что понимание любого фрагмента сущего и должного всегда имеет личностно-экзистенциальный характер, поскольку понять - значит установить связь между чужим и своим, включить внешние данности в систему своих личностных смыслов, ценностных координат и собственного экзистенциального опыта. Именно это отличает философское понимание от научного познания. Философское понимание - это процесс смыслообразования, когда объективные смыслы, содержащиеся в предмете соединяются с субъективными смыслами, являющимися личным достоянием индивидуального сознания, и образуется нечто третье, проливающее дополнительный свет на суть вещей. Для философа понять - значит подчинить смыслы, уже содержащиеся в объекте, смысловым первопринципам своей концепции. В свете герменевтической методологии правопонимание - это не только обладание знаниями о праве в виде той информации, что имеется в данный момент в распоряжении правоведения и может быть усвоена субъектом индивидуальном сознании эта информация обретает субъективно личностную окрашенность вместе специфическими смысловыми акцентами, создавая тем самым пред посылочную интеллектуальную ситуацию, обусловливающую процесс действительного правопонимания Вопрос интерпретационной свободы имеет особую значимость в области юридической герменевтики, где традиционное понимание закона предполагает, что он имеет обязательную силу и применяется строго в пределах текстуально выраженной воли законодателя, несмотря на разнообразие конкретных жизненных ситуаций, затрудняющих буквальное применение строго фиксированных юридических предписаний.
Заметим, что частнонаучные методы обеспечивают правоведение, криминологию, социологию и психологию права теоретическими методами, инструментальными средствами, позволяющими проводить конкретные исследования.
Так, социологическая методология предполагает, что исследования правовой реальности подчинены принципу социального детерминизма. Он требует исходить из того, что общественные отношения, социальные институты со всеми сопутствующими им социогенными структурами способны задавать существующим правоотношениям и деятельности правосознания определенную содержательно-смысловую направленность. В свете социологического подхода право предстает не как самостоятельный и самоценный феномен, но как составная и в значительной мере подчиненная часть социальной системы, наделенная функциями, необходимыми для обслуживания этой системы. При этом правовые отношения характеризуются как одна из частных форм общественных отношений, а человек рассматривается не как автономная личность, а как индивид, находящийся под влиянием надличностных соционормативных структур. Данный подход позволяет в максимальной степени учитывать существующие социальные воздействия на право и одновременно абстрагироваться от внесоциальных причинных воздействий трансцендентного, космического, натуралистического или антропологического характера. Социологическая методология в наибольшей степени уместна при исследованиях в области положительного права. В свете ее установок человек как субъект права предстает в качестве продукта и представителя определенных социальных общностей, конкретно-исторических систем общественных отношений, а его сущность обнаруживает себя как антропоморфная реальность, определяемая разнообразными ансамблями этих отношений. В свете социологических принципов главным в человеке являются те морально-правовые свойства и качества, которые смогли в нем развиться благодаря активным усилиям общества, а степень социализированности индивида определяется мерой соответствия его личных качеств эталонным формам должного, то есть тем нормативным образцам, которые узаконены данной общностью, освящены ее авторитетом и подкреплены ее властными усилиями. В любых конкретных вариациях социологической методологии содержится презумпция приоритета целого над частью, социума над индивидом, а право рассматривается как средство проведения этой презумпции в практику. Оно предстает как социорегулятивный механизм, функционально ориентированный на обнаружение и превентивное погашение очагов социального возмущения отдельных частей против целого в ранних фазах их возникновения, когда очаги возмущения еще не способны нанести слишком большого, непоправимого урона общественной системе.
Культурологическая методология исходит из предположения, что правовые явления несут в себе, кроме сугубо юридических значений, еще и смыслы внеюридического характера, являются средоточением богатейшего культурно-исторического содержания. Такой подход позволяет рассматривать любой правовой феномен не сам по себе, а внутри проблемного пространства социокультурных значений, смыслов, ценностей, символов. В результате феномен права утрачивает жесткость прежних, исключительно юридических очертаний. Культурология ставит перед правовым мышлением вопросы, которые оно само перед собой, как правило, не формулирует. Культурологическая методология заставляет учитывать существование целого ряда детерминант особого характера, воздействующих на право из мира культуры, духовности, религии, нравственности и даже архитектуры, музыки, литературы, театра. Через эти сферы духа индивидуальное и общественное правосознание оказывается связано с абсолютными сущностями и высшими смыслами бытия. Одновременно культурологический подход позволяет взглянуть на социальное бытие права со стороны аутодетерминационных, самозаконодательных начал человеческой деятельности. В контексте такого подхода личность, как субъект правосознания и правоотношений, предстает духовно автономным существом, обладающим креативными способностями, готовым сознательно, со всей ответственностью принимать решения, не перекладывая ее ни на высшие социальные силы, ни на внешние обстоятельства. Культурологию интересует не столько социальность, сколько духовность личности, то есть способность человека существовать в обширном пространстве свободы, которое является вместе с тем и пространством культуры. Между нею и правоведением возникает междисциплинарное проблемное поле, связанное с вопросами правовой культуры личности и общества. В этом новообразующемся проблемном пространстве изменяют свой обычный вид традиционные для философии и теории права вопросы свободы и долга. Оки обретают новые оттенки, позволяющие рассматривать право не только как регулятивное средство, но и как культурную форму, как креативное, творческое начало, участвующее в созидании высших форм индивидуальной и общественной духовности.
Существуют междисциплинарные методы исследования права. В качестве примера можно указать на психоаналитическую методологию, в которой сблизились психология и метафизика. Психоаналитическая методология разработана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом и его последователями (К. Юнгом, В. Райхом). Она выступает как система познавательных средств, позволяющих обнаруживать в нормативном (моральном и правовом), а также анормативном поведении личности, кроме рациональных, осознаваемых побудительных мотивов, еще и глубинные, бессознательные установки, оказывающие существенное, а зачастую и определяющее воздействие на нормативно-ценностные ориентации и практические действия индивидов. Психоанализ обнаружил новые грани в проблеме оснований человеческого восприятия, познания, творчества, мироотношения в целом. Сосредоточив основное внимание на бессознательном, он вместе с тем постоянно подтверждал своими исследованиями, что подсознание, сознание и сверхсознание человека, взаимодействуя и взаимопроникая, образуют единое целое. То богатство внутренней жизни, что присуще человеку, объясняется как многообразными противоречиями между указанными компонентами, так и тем колоссальным практически-духовным опытом, который скрыто присутствует в бессознательных глубинах человеческой психики. И правы те исследователи, которые утверждают, что человек, лишенный бессознательного, был бы подобен механическому автомату. Бессознательные начала пронизывают все формы его жизнедеятельности и социального поведения, от элементарных физических движений до перемещений внутри морально-правовой реальности и сложнейших актов научного, художественного, философского творчества. Для психоаналитика существование личности в сфере морально-правовой реальности предстает похожим на пребывание на театральной сцене, разделенной на два яруса, где на верхнем уровне действует сознание и идут процессы, контролируемые им, а в нижнем ярусе главенствует бессознательное, неподконтрольное рассудку и разуму. Каждый психологический сюжет, связанный с конкретной морально-правовой проблемой, синхронно разворачивается сразу в двух вариантах, но главенствующая роль принадлежит тому, что происходит в сфере бессознательного, поскольку, этот уровень - средоточие основных причинных факторов, предопределяющих конечные результаты витальной, социальной и духовной активности индивида. Психоанализ права имеет своим предметом глубинные бессознательные, архетипические основания индивидуального и общественного (коллективного, интерсубъектного, трансперсонального) правосознания, функционирующих в социуме правоотношений, а также механизмы встречного воздействия социально-правовой реальности на индивидуальное и коллективное бессознательное. Исходным пунктом психоаналитического подхода является разграничение социопсихической реальности мира права на три основных уровня: 1) сознательное; 2) предсознательное (скрытое, латентное неосознаваемое, способное стать сознательным); 3) бессознательное (не способное перейти в статус сознательного). Психоанализ рассматривает бессознательное как стихию инстинктивных, и том числе сексуальных и агрессивно-оборонительных импульсов и влечений, способных не только обеспечивать жизнедеятельность индивида и рода, но и служить глубинным основанием деструктивно-криминального поведения. В этой связи суть психоаналитической методологии может быть сведена к трем основоположениям, имеющим значение для криминологических исследований:
а) истинное содержание криминальной мотивации может значительно отличаться от очевидных побудительных причин преступления;
б) преступление может быть полностью детерминировано бессознательными психическими установками, не доведенными до сознания преступника;
в) преступник способен самостоятельно или с помощью психоаналитика осознать суть и смысл собственных бессознательных установок, толкнувших его на преступление.