Конспект лекций по предмету "Экономика"


Олигополия

Олигополия - это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов и доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены. Основоположником теории олигополии является французский экономист Курно.
Существуют два вида олигополии. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят одинаковые товары, второй - когда несколько производителей выпускают дифференцированные товары.
Однако и в том и в другом случае фирмы сознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма усиленно рекламирует свою продукцию или участвует в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. Входа на олигополистический рынок новых фирм-конкурентов и выход из него крайне затруднительны.
Возможны самые разные действия конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, вступают в сговор друг с другом относительно цены и объемов производства, превращая отрасль в подобие монополии, или же другая крайность - бороться друг с другом вплоть до полного «уничтожения», то есть вытеснения с рынка одного из конкурентов.
Как правило, олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некоего экономического сообщества. Их ценовая политика зависима друг от друга.
Крайней формой кооперации олигополистов является картель, то есть явный сговор или объединение крупных фирм, функционирующих в одной отрасли, с целью раздела рынков сбыта продукции и проведения единой ценовой политики. Так, в рамках картельного соглашения в разное время производились различные виды товаров, например, легковые автомобили, нефть, кофе. Так как в большинстве стран картельные соглашения запрещены, часто олигополии прибегают к тайному сговору.
Тайный сговор - это негласная договоренность о ценах, объемах продаж и других способах ограничения конкуренции, которая позволяет фирмам максимизировать прибыль. Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах, под которым понимается следование примеру доминирующей на рынке фирмы (ценового лидера), проявляющей инициативу в изменении цен.
Когда же несколько фирм занимают примерно одинаковые доли рынка и незначительно отличаются друг от друга по объемам производства и издержкам, на олигополистинеском рынке может иметь место лидерство в результате сговора. В этой ситуации инициатива любой фирмы отвечает интересам остальных, а их полное согласие составляет основу этой формы лидерства в ценах.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.