Конспект лекций по предмету "Криминопенология"


Понятие и предмет

Термин «криминопенология» по своему этимологическому происхождению означает: criminae (лат. - преступления), poena (лат. - наказание), logos ( др.-гр. - учение, теория, наука), т.е. это учение о преступлениях во время наказания.
В науке применяется еще один термин «пенитенциарная криминология» (Хохряков Г.Ф., Каретников И.В.), который означает: poenitentiarius (ср. лат.) - покаянный, исправительный, т.е. учение о преступлениях в исправительных учреждениях. Да и один из авторов в качестве синонима использует термин «исправительно-трудовая» (Каретников И.В.). Причем, имеются в виду не все уголовно-исполнительные органы, а только - места лишения свободы - тюрьмы, лагеря, колонии и т.п.; т.е. так, как исторически сложилось применение этого термина - прежде всего в США. Поэтому «пенитенциарная криминология» условно означает - учение о преступлениях во время лишения свободы.
В последнее время наблюдается как бы двоякая трактовка криминопенологии. Так, одни авторы (Антонян Ю.М.) полагают, что криминология наказания должна ограничиться пенитенциарной криминологией, ибо преступность при исполнении наказаний без лишения свободы, что также изучает криминопенология, не имеет своих специфических закономерностей, причин и условий1. Другие исследователи пенологии (Алферов Ю.А.) считают, что криминопенология также как и пенитенциарная психология с педагогикой входят в предмет пенитенциарной социологии.
Предмет криминопенологии, как учения, значительно шире пенитенциарной криминологии и включает в себя больше категорий, отражающих криминальные явления, чем сам термин. Более того, пенитенциарная криминология не имеет своего предмета, в ней есть только объект исследования - преступность в местах лишения свободы. Системы как таковой она тоже не имеет, ибо в ней фактически нет общей части - общих проблем преступности в ИУ (одной этой темой вся общая часть и исчерпана). И получается, что пенитенциарная криминология раскрывается лишь различными видами преступлений и типами преступного поведения лишенных свободы. Иначе говоря, предмет науки означает, что данная наука изучает, какие явления и в каком разрезе. Поэтому криминопенология изучает криминальные явления во время исполнения уголовных наказаний в разрезе их причинности и профилактики.
Но это сущностное определение предмета криминопенологии. Есть еще содержательное определение, формируемое путем перечисления категорий. Основными ее категориями, входящими в предмет, являются:
«Наказательная» преступность - это общесоциальное, регрессивное, безличностное явление, порождаемое противоречиями общественного бытия и сознания сферы исполнения уголовных наказаний и проявляющееся в массе повторных преступлений, а также в возрождении противоречий этой же сферы жизнедеятельности общества.
«Наказательная» преступность - часть рецидивной. Как и всякий тип преступности, она имеет ряд показателей: состояние, уровень, структура, динамика, латентность, раскрываемость, а что они означают - раскрывалось в первой главе.
«Пенальное» преступное поведение - это общественно-опасная, личностно-микросредовая массовая деятельность, т.е. система деяний - действий или бездействия, направленная к преступлению и завершающаяся им в процессе исполнения наказания или нет в зависимости от успеха профилактики. В пенальном преступном поведении, как уже отмечалось, в первой главе можно выделить несколько типов таких, например, как уклонение от наказания, направленного против уголовно-исполнительных органов и др.
3. Причины и условия:
а) общесоциальные - наказательной преступности;
б) личностно-микросредовые - пенального преступного поведения.
Причины и условия можно разделить на внутренние и внешние, субъективные и объективные, непосредственные и опосредованные. Они имеют свою структуру, механизм взаимодействия.
Профилактика преступлений при исполнении уголовных наказаний - это деятельность, направленная на выявление, устранение, нейтрализацию или компенсацию причин и условий наказательной преступности и пенального преступного поведения. Профилактика делится на уровни и виды, имеет своих субъектов и объекты, методы и приемы, может прогнозироваться и программироваться. В последнее время, кроме профилактики, в предмет криминологии и криминопенологии включаются такие формы воздействия как борьба и война, компромисс, реабилитация, организация, управление и т.п..
Криминопенологические параметры разных типов и видов наказаний и различных типов пенального преступного поведения - это пределы, границы познания того или иного вида и типа наказания и пенального преступного поведения, которые включают в себя стыковые проблемы криминологии и пенологии: место наказания в системе наказаний, функции и эффективность того или иного типа и вида наказания, характеристика осужденных к тому или иному наказанию по направленности мотивации, показатели преступности при исполнении какого-либо наказания; а также: или философские, или медицинские, или юридические, или военные и т.п. парадоксы различных типов пенального преступного поведения, включая и их показатели.
Криминопенология имеет свою историю, специфические методы познания.
Таким образом, криминопенологию можно определить как учение о наказательной преступности и пенальном преступном поведении, их закономерностях, причинах и условиях, типах, профилактике и иных формах воздействия на них, криминопенологических параметрах наказаний и их типов, видов пенального преступного поведения.
Это определение уже содержательное - путем перечисления всех категорий.
Криминопенология это молодое зарождающееся учение, развивающееся как в рамках криминологии и пенологии, так и на стыке этих наук.
Рассмотрим науки, основным объектом которых является наказание. Эти науки можно разделить на правовые и неправовые.
Правовые науки о наказании делятся на: криминального цикла и пенологического. Во главе угла правовых наук о наказании криминального цикла находятся уголовно-правовые учения о наказании, его назначении и освобождении от него, понятии, сущности, свойствах, функциях и целях наказаний, их системе и видах, эффективности. Поэтому связь уголовного права с криминопенологией отражается в том, что противоречия в системе уголовных наказаний являются общесоциальными причинами «пенальной» преступности, а их нейтрализация - ее общесоциальной профилактикой.
В уголовно-процессуальном праве устанавливается порядок назначения наказания и освобождения от него, уголовно-процессуальная наука эти вопросы исследует. Недостатки в уголовно-процессуальной системе являются макросредовой частью условий произрастания «пенальной» преступности - и в этом связь криминопенологии с уголовным процессом.
Криминалистика исследует вопросы тактики следственных действий, методики расследования отдельных видов преступлений и техники, применяющейся при этом, в процессе исполнения наказания - есть целая подотрасль криминалистики, занимающаяся этими проблемами. Проблемы криминалистики в области наказания - это вопросы и криминопенологии, исследующей закономерности преступного поведения в сфере наказания, которая не может не затрагивать недостатков расследования там преступлений.
Просчеты прокурорского надзора при назначении и исполнении наказаний чаще всего являются внешними условиями преступлений в сфере наказаний.
Рассмотрим теперь соотношение криминопенологии и наук пенологического цикла, прежде всего правовых.
Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения уголовных наказаний. Естественно, проблемы этой отрасли права - чаще всего общесоциальные условия наказательной преступности, а недостатки реализации - микросредовые условия пенального преступного поведения.
В процессе исполнения наказаний действуют нормы административного, трудового, семейного и гражданского права, использование которых в профилактике пенального преступного поведения обязательно.
Предмет уголовно-исполнительной статистики включает в себя количественные показатели явлений, входящих в сферу деятельности органов, исполняющих уголовное наказание. Криминопенология не может обойтись без статистической информации о преступности при исполнении наказаний, а также о структуре осужденных и другой цифровой информации. Исправительно-трудовую статистику можно отнести как к юридическим, так и к неюридическим наукам. Из неюридических учений можно выделить следующие.
Предмет уголовно-исполнительной (пенитенциарной) психологии составляют общепсихологические и социально-психологические закономерности осужденных и их групп, отдельных сотрудников и коллективов работников уголовно-исполнительных органов, проявляющиеся в процессе исполнения уголовных наказаний всех видов.
Не используя данных пенитенциарной психологии, невозможно исследовать микросреду осужденных, закономерности отношений между их группировками и администрацией и ряд других вопросов.
Предметом же исправительной (пенитенциарной) педагогики являются закономерности педагогического процесса применительно к специфическому объекту - осужденным, действующие в особых условиях исполнения уголовного наказания и выражающиеся в исправлении лиц, отбывающих уголовное наказание. Недостатки же ресоциализации осужденных сказываются в форме условий преступного поведения при исполнении наказаний, как внутренних так и внешних.
Развиваются и различные учения о наказании в рамках управленческих, экономических, психиатрических, судебно-медицинских и других наук, использование данных которых, несомненно, необходимо в криминопенологии.
Социология уголовного наказания изучает социальные последствия наказания, его социальные функции, социологию личности осужденного и социальной среды осужденных. Шмаров И.В. предложил формулу этого учения: «наказание - личность - общество».
В завершение вопроса о предмете, можно сформулировать и формулу криминопенологии: «преступления - исполнение наказаний - преступления», т.е. закономерности совершения преступлений во время исполнения уголовных наказаний всех видов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.