Метод криминопенологии
К.Маркс совершенно справедливо писал в свое время: «Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным». Великий миротворец и созидатель Махатма Ганди утверждал: «Средства - это в конце концов все. Каковы средства - таков и результат»
Метод криминопенологии, по нашему мнению, можно разделить на методологию познания и методику исследования.
Под методологией познания науки понимается определение путей познаний криминально-пенологических явлений, его ориентиров.
Можно выделить, по меньшей мере, пять методологических направлений познания явлений криминопенологии:
Историческое. Наиболее общим методологическим направлением криминопенологии является историческое исследование отдельных криминопенологических идей, положений в буддийских джатаках, иудейском Талмуде, христианской Библии, исламском Коране, в трудах мыслителей древности, средневековья, философских, политических, юридических, психологических и педагогических учениях.
В 547 джатаках описывается история перерождения Будды в Бодхисаттву - различные жития. Учение основано на Четырех Благородных Истинах: 1) Существование - есть страдание; 2) Страдание имеет причину; 3) Если страдание имеет причину, то оно может быть прекращено; 4) Есть Путь, ведущий к прекращению страдания. Например, в джатаке 33 «О согласии» говорится: «В ссоре - источник гибели для всех ссорящихся» или в джатаке 44 «О моските» повествуется, что «Лучше умный враг, чем друг, обделенный умишком, ибо умный враг, страшась наказания, не совершил бы человекоубийства».
В священной книге мусульман Коране 114 сур, в каждой из которой несколько нравоучений, и всякое нравоучение сопровождается ссылкой на «Наказание мучительное» (сура 84), «А ведь грешники конечно, в огне ...! Они будут гореть там в день суда, и не скроются они от него» (сура 82), «Убит будь человек, как он не верен!» (сура 80) и т.д.
В Ветхом и Новом Завете Библии Господа нашего Иисуса Христа есть и 12 известных заповедей «Не убивай» (V, 21, От Матфея), «Не прелюбодействуй» (V,27, От Матфея ) и др.
Из социалистов-утопистов Томас Мор в Утопии высказывал криминопенологические воззрения, в частности, приведенные в эпиграфе к этой главе.
Чезаре Беккариа (1738 - 1794) в своем произведении «О преступлениях и наказаниях» писал: «Чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее» или «предварительное заключение должно быть суровым лишь на столько, на сколько это необходимо для воспрепятствования побегу...», «Наказание должно по возможности быть сходным с самой природой преступления» и др. Шарль Монтескье в книге «О духе законов» писал, что «Законодатель будет менее заботиться о наказаниях за преступления, чем о предупреждении преступлений, он постарается не столько карать, сколько улучшать нравы». «В умеренных правлениях хорошему законодателю все может послужить наказанию. Не удивительно ли, что в Спарте одно из главных наказаний состояло в запрещении ссужать свою жену другому, получать в ссуду чужую жену и в необходимости видеть у себя дома только девственниц? Одним словом все, что закон назовет наказанием и будет действительно наказанием.» и т.д.
Не случайно один из создателей криминологии Чезаре Ломброзо был тюремным врачом психиатром и в своей главной книге «Преступный человек» (1871 г.) утверждал, что есть прирожденные преступники и их отличает следующее: «Убийцы отличаются холодным неподвижным, стеклянным взглядом; носы их загнуты, как у хищной птицы; уши мясистые и вместе с тем длинные; растительность чрезвычайно обильная, но не на лице; скулы большие, зубы длинные, иногда с выдающимися клыками, а губы часто тонкие. Преступники воры имеют быстро бегающие глаза, редкую бородку и подвижное лицо. Преступники по половому побуду имеют толстые губы, большие челюсти, педерасты - длинные волосы, мягкую кожу».
Таким образом изучение исторических воззрений определяет пути исследования криминопенологии.
Философское. Применение философских категорий и законов с целью разрешения проблем криминопенологии. Например, что причинность - связь генетическая, т.е. порождающая новую вещь или явление, или возрождающая старую, что условие - это среда действия причины и порождения следствия, их непосредственное окружение, например, в местах лишения или ограничения свободы; что взаимодействие противоречий отражает природу причинного механизма наказательной преступности.
Концептуальное определение основных подходов, принципов познания криминально-пенальных явлений, от чего зависит возникновение различных школ криминологии и криминопенологии. Например, социологический подход или антропологический, биологический, системный и комплексный и т.д. Например, от различий в объекте познания родились и пенитенциарная криминология, и криминопенология.
От того, например, где искать источники наказательной преступности - в сфере наказания общества или природе осужденного - зависит, каким путем пойти и к чему придти. А если взять за основу и то, и другое - родится деление на два уровня - наказательную преступность и пенальное преступное поведение и подход к познанию каждого из них - разный.
Категориальное. Открытие изучение и применение специфических категорий и законов криминопенологии. От того, как определить наказательную преступность - как совокупность всех преступлений при исполнении разных наказаний, как поведение осужденного, отклоняющееся от уголовно-правовых норм или как криминально-пенальную систему зависит выбор дальнейших путей познания этого типа преступности.
Сравнительный анализ зарубежных криминально-пенологических теорий. При этом можно выделить, по меньшей мере, три направления:
Первый подход осуществляется с точки зрения социального контроля над преступностью или теорий селекции (отбора), т.е. из всей массы совершивших преступления отбирается лишь определенная группа лиц и назначается наказание. Подобный же процесс осуществляется и при исполнении наказаний. Чем больше отбирается рецидивистов, совершивших преступления при исполнении наказания, тем больше наказательная преступность - и наоборот. Специально криминально-пенологические проблемы не выделяются. Представители этого направления Хенрик Там, Вильям Чемблисс, Георг Руше, Отто Киршхеймер, Верон Фокс и др.
Вторая группа теорий - подход с точки зрения пенологии - наук о наказании, куда включается уголовное право, тюремное право, уголовный процесс, криминалистика, психология, экономика, судебная медицина, психиатрия и многое другое - и все это рассматривается как раздел криминологии.
Третья группа зарубежных ученых рассматривает проблему с точки зрения рецидива при исполнении наказания. Например, Улла Бундесон исследует проблемы рецидива при исполнении пробации, условного осуждения, условного осуждения с кратковременным содержанием под стражей, в тюрьме.
Второй составной частью метода науки является методика исследования криминальных явлений при исполнении наказаний, под которой понимается система способов и технических приемов сбора, обработки и анализа криминопенологической информации, последовательность их применения с целью познания изучаемого криминального явления. Как и всякому криминологическому исследованию, этому его виду должен предшествовать этап составления программы, состоящей из теоретической (методологической, концептуальной) и процедурной (методической, прикладной) частей, и рабочего плана, в котором должны быть указаны конкретные этапы и отдельные операции исследования, сроки их выполнения, их исполнители и лица, осуществляющие контроль.
Исследователь, если он не является официальным лицом, наделенным какими-либо полномочиями относительно исполнения уголовных наказаний (ст. 16-24 УИК РФ), наряду с представителями средств массовой информации, имеет право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов (ст. 24 ч. 2 УИК РФ). Кроме того, кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (ст. 24 ч. 4 УИК РФ). По аналогии можно предположить, что и разрешение на проведение криминопенологического исследования должно быть получено в письменной форме, в частности, в виде резолюции на заявлений (рапорте) об этом.
Криминологические исследования, проводимые при исполнении наказания, могут быть двух видов:
1) совершенно не имеющие отношения к деятельности уголовно-исполнительных органов, например, исследование причин и условий преступлений, совершенных на свободе;
2) исследующие систему уголовно-исполнительных органов, причины и условия преступлений, совершаемых при исполнении наказаний.
По нашему мнению, любое исследование, проводимое при исполнении наказаний, особенно связанное с лишением и ограничением свободы, надо начинать с этапа изучения документов, например, анализа экономической деятельности предприятия ИУ или организации, где работают ограниченные свободы, личных дел осужденных, поскольку именно личные дела, помогут дать исследователю более или менее объективную исходную информацию.
При этом возможно применение самых различных методов: и массовых опросов путем распространения анкет, и индивидуального интервьюирования, и наблюдения, обычного и включенного, и проведение экспериментов, социометрических измерений, тестовых испытаний.
Организация открытого наблюдения в местах лишения свободы весьма сложна, так как обычным для осужденного является недоверие, опасение, что эти результаты могут быть применены против него. Но и такое наблюдение может быть эффективным, если осужденные предупреждаются о научном характере исследований, например, проводимых с целью проверки эффективности законодательства, с целью его последующего изменения, о его анонимности (в заполняемых материалах не указываются данные о личности опрашиваемого).
Но наиболее достоверные данные дает, конечно, скрытое наблюдение. При этом условием эффективности, как писал профессор В.Г. Деев, - является следующее: «Информацию, полученную в ходе скрытого наблюдения, не следует делать достоянием других лиц, так как это может усилить недоверие во взаимоотношениях осужденных, вызвать конфликтные ситуации». Он также определял, что в ИУ предпочтительнее проводить включенные наблюдения, которые позволяют изучать все стороны деятельности осужденного, что наиболее благотворная атмосфера имеется в школе при получении осужденными основного или полного общего образования, при обязательном начальном профессиональном образовании или подготовке, на производстве. Учитель школы, а равно преподаватель профессионального обучения, мастер производства постоянно общаются с правонарушителями, контролируют их деятельность, а также иногда сообща выполняют учебные и производственные задания. Эти лица не причисляются осужденными к сотрудникам колонии, что несколько облегчает осуществление ими плодотворного наблюдения. При этом было установлено, что его эффективность зависит от соблюдения некоторых обязательных условий: 1) Исследователь должен всегда руководить деятельностью осужденных; 2) Быть принципиальным в оценке их поведения; 3) Стремиться положительно воздействовать на их личность; 4) Уточнять полученные данные через применение других методов (беседы, анализ материалов личного дела, социометрические опросы и пр.)
При проведении разного рода опросов, осуществляемых непосредственно исследователями, надо говорить о том, что исследователь от результатов исследования не получает никакой личной выгоды. Кроме того, лучше всего на осужденных действует пример кропотливого, утомительного, обязательного труда самого исследователя. При этом надо всегда помнить, что кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных (ст. 24 ч. 3 УИК РФ).
Наиболее глобальные последствия непосредственно для деятельности органов, исполняющих наказание, имеет проведение там экспериментов. Успешное применение эксперимента позволило, в свое время, внедрить в практику деятельности ИУ отрядную систему, безналичный расчет, колонии-поселения, ввести институт ДПНК (сейчас называется - «оперативный дежурный»), условное осуждение (освобождение) с обязательным привлечением к труду (отменено в 1993 г. и возрождено в новом УК РФ 1996 г. (ст. 53) в виде ограничения свободы, исполняемого в исправительных центрах (ст. 47-60 УИК РФ).
Профессора В.Г. Деев и М.П. Мелентьев писали о том, что эксперимент в ИУ представляет собой научно-поставленный опыт, позволяющий в заданных и контролируемых условиях определять эффективность правовых, психолого-педагогических, управленческих и иных преобразований.
Учитывая специфику ИУ, МВД, в свое время, разработало инструкцию об организации и проведении эксперимента в ИУ. В ней обращается внимание на то, что разрешение на проведение эксперимента, осуществление которого связано с изменением действующих нормативных актов МВД, дает только министр внутренних дел. Эксперимент возможен, если:
Намеченные экспериментальные преобразования не противоречат действующему законодательству;
Не влекут за собой изменений правового положения осужденных;
Обеспечивают глубокую проверку выдвинутой гипотезы;
Устойчивость полученных результатов;
Своевременность внедрения новых форм и методов работы в деятельность ИУ, если в качестве контрольных и экспериментальных объектов выбраны наиболее типичные службы и подразделения ИУ.
Для исследования микроклимата осужденных проводятся и социометрические измерения. Социометрические исследования позволяют создавать отряды, в которых можно результативнее осуществлять исправление осужденных, получать эффективные результаты их совместного труда на производстве (формировать бригады).