Причины, условия, отдельные проблемы профилактики в период исполнения наказаний без лишения и ограничения свободы
Рассмотрим причины и условия преступлений при исполнении этих наказаний.
Внутренней причиной преступного поведения при исполнении наказаний без лишения и ограничения свободы является криминогенная мотивация уклонения от наказания с преимущественно корыстной или агрессивной направленностью. При этом, как установлено в результате нашего исследования, для содержания этой мотивации оказалось характерным:
а/ Устойчивость корыстной направленности, что отражается в повторном совершении при исполнении наказаний преимущественно корыстных преступлений лицами, осужденными за них же;
б/ В корыстной мотивации среди осужденных к исправительным работам и условно особенно заметна корысть-нужда, т.е. стремление к хищению при отсутствии или явной недостаточности средств к существованию, преимущественно при исполнении исправительных работ, хотя бы потому, что:
1 - у осужденных при всех удержаниях из заработка может остаться на руках менее 50 % (до 30 %);
2 - по прежнему уголовному законодательству они могли быть направлены на работу не по прежнему месту без учета специальности, а тем более квалификации (по данным Гуськова В.И. и Маслихина А.В. эти лица, по сравнению с работавшими по прежнему месту работы, совершали преступления в два раза больше). Еще и поэтому законодатель в новом УК РФ отменил эту разновидность исправительных работ;
в/ Усиление примерно в два-три раза агрессивно - насильственной мотивации при рецидиве по сравнению с первичными преступлениями, в содержании которой преобладают пренебрежительное отношение к общественному порядку и власти, а также к здоровью, чести и достоинству человека, цинизм, о чем свидетельствует структура преступности при исполнении этих наказаний;
г/ Наказательный нигилизм, т.е. непризнание применительно к ним наказаний как уголовного, отвержение его, отрицание, безнаказанная вседозволенность, что усилило и укрепило как корыстную, так и агрессивную мотивацию;
д/ Корысть-прожигательство как стремление к незаконному приобретению материальных ценностей, прежде всего денег, с целью ведения разгульного образа жизни, безобразно и беспорядочно тратя деньги на разнообразные пороки и развлечения, оказалось более характерным для условно осужденных, хотя они и должны были соблюдать определенные обязанности, в частности, не посещать какие-либо, в основном увеселительные места, быть дома в установленное время и т.п.;
е/ Корысть-легкомыслие как стремление к приобретению материальной выгоды как бы заодно, не специально, попутно, как принято в их среде, но за счет кого-то. При этом получение какой-либо, в основном, мизерной, выгоды не только для себя, но и для других лиц. Подобный тип корысти оказался характерным для осужденных к исправительным работам, которые совершали мелкие хищения, т.е. так называемые «несуны»;
ж/ Корысть-престижность как стремление к приобретению таких материальных ценностей за чужой счет, которые престижны в узком кругу людей оказалась наиболее характерна для лиц молодежного возраста и несовершеннолетних осужденных, независимо от вида наказания;
з/ Корысть-агрессия - это соперничество между стремлением к приобретению имущества за чужой счет и причинением вреда другим оказалось характерным для осужденных за насильственные и корыстно-насильственные преступления, которые и при исполнении наказаний совершали корыстно-насильственные преступления, в основном грабеж и вымогательство.
Внутренние условия преступного поведения при исполнении наказаний без лишения и ограничения свободы, иных мер уголовно-правового характера, для осужденных к исправительным работам и условно, по нашим данным, оказались характерными такие качества как:
1 - эмоциональная неустойчивость, нестабильность психики, проявлявшиеся при совершении ими насильственных преступлений в большей мере;
2 - замкнутость, скрытность, необщительность, погруженность в свое «Я», интровертированность, проявлявшиеся в большинстве своем при совершении корыстных преступлений;
3 - вместе с тем, для них, т.е. для совершивших корыстные преступления, оказалась характерной также высокая агрессивность как специфическая форма активности, направленная на причинение вреда (и другим людям, и себе, и имуществу, и непосредственно, и через кого-то или что-то, и т.п.), на первый взгляд трудно объяснимая. Но, если рассматривать агрессивность лишь как одну из форм активности это вполне объяснимо, если учесть следующее выявленное качество;
4 - молодежный возраст до 30 лет, криминальная активность которого высока, как при исполнении лишения свободы, ограничения, так и иных наказаний и возникает из особенностей этого возрастного периода, как уже нами указывалось (этими лицами совершается 49,6 % из всех преступлений);
5 - в состоянии опьянения совершил преступление каждый третий подросток, осужденный к отсрочке или условно.
Внешней причиной преступного поведения во время исполнения наказаний без лишения и ограничения свободы является криминогенная ситуация безнадзорности, т.е. относительно длительное состояние отсутствия за осужденными надзора, контроля, воспитательного воздействия со стороны органов, исполняющих уголовные наказания и иных субъектов социального контроля, продолжительность которого обычно определяется периодом исполнения наказания.
Субъектами криминогенной ситуации безнадзорности на первой стадии, с одной стороны, являются суды, на которые также возложена ответственность за исполнение приговоров и которые при их чрезвычайной загруженности занимаются этим обычно только при обращении уголовно-исполнительных учреждений; комиссия по делам несовершеннолетних, которую по должности возглавляет заместитель главы администрации и который ее деятельностью фактически руководить не может при загруженности управленческой работой прежде всего; уголовно-исполнительная инспекция, на которую по новому уголовно-исполнительному законодательству возложено исполнение практически всех уголовных наказаний без лишения и ограничения свободы без соответствующего увеличения их штата и без соответствующей специальной подготовки, без дополнения их штата отделениями по оперативной и воспитательной работе с этой категорией осужденных; судебный пристав-исполнитель и иные субъекты социального контроля, а с другой стороны - осужденный.
Объектом ситуации являются надзор, контроль, воспитание, которые фактически не осуществляются, осужденный предоставлен сам себе, не ощущает репрессивного воздействия наказания.
Содержание криминогенной ситуации безнадзорности определяется формализмом отношений между уголовно-исполнительными органами и осужденными, фактическим их отсутствием. Эти отношения бесперспективны, могут поддерживаться только с одной стороны, которая в этом не очень-то и заинтересована при ее перегруженности.
Методы ситуации, с одной стороны, халатность, непрофессионализм, с другой - приемы и уловки, применяемые осужденными с целью скрыть действительные занятия, избежать надзора и контроля, ввести в заблуждение - это и обман, и показное исправление, и взятки, и др.
На второй стадии эта ситуация перерастает в криминогенную типа преступного поведения - или в управленческую, или в виктимно-криминогенную, или в конфликтную, или в проблемную, или в экстремальную - и на третьей стадии - завершается рецидивом криминала, иногда длящегося или продолжаемого, чаще разнообразного.
Внешние условия преступного поведения в период исполнения наказаний без лишения и ограничения свободы - это микросреда жизнедеятельности осужденного. Она состоит из:
а) микросреды, не изменившейся после осуждения, включающей в себя контакты с теми же людьми в досуговых и бытовых группах, часто и в тех же трудовых коллективах, неформальных организациях, и могущей способствовать рецидиву точно так же, как и содействовала первичным преступлениям;
б) микросреды исполнения наказаний, включающей в себя прежде всего недостатки деятельности органов, исполняющих наказание, и иных субъектов социального контроля, к которым можно отнести:
1 - нарушение порядка соединения уголовных дел со стороны следователя, что может позволить лицу, будучи осужденным судом одного района, затем - другого за иное преступление тем же самым наказанием без лишения и ограничения свободы (например, условно, к исправительным работам), а затем - и еще нескольких преступлений.
2 - незнание органами дознания, следствия, прокуратуры, суда тонкостей назначения и исполнения наказаний без лишения и ограничения свободы.
3 - ошибки народных судов, нарушающих основания и условия применения мер уголовно-правового характера и наказания (например, повторность преступлений).
4 - представление в суд материалов об отмене отсрочки, реальном применении наказания в случае лишь одной санкции за проступки осужденных или даже при наличии систематических нарушений - отсутствии даже одного взыскания за них.
5 - нарушение уголовно-исполнительными органами нормативных актов, например, запрещающих направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения до окончания испытательного срока.
6 - сотрудники отделений по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, уголовно-исполнительных инспекций и других уголовно-исполнительных органов не участвуют в судебных заседаниях как при рассмотрении первичных, так и вторичных преступлений.
7 - недостатки оперативно-розыскной деятельности по предупреждению рецидива, вытекающие прежде всего из отсутствия в штатах уголовно-исполнительных инспекций отделений по оперативной работе с осужденными к наказаниям без лишения и ограничения свободы, а сотрудникам уголовного розыска не до этих осужденных.
8 - недостатки в организации индивидуально-профилактической работы со стороны уголовно-исполнительных органов (несвоевременность постановки на учет, отсутствие последующего контроля, упущения в организации досуга, помощи в трудоустройстве через центры занятости и иными путями, решении бытовых вопросов и др.).
9 - штат судебных приставов-исполнителей явно недостаточен, например, на конец 1996 г. он составил 9677, увеличившись всего на 9 единиц, количество же исполнительных документов увеличилось в 1996 г. на 29,5 %.
Применительно к профилактике преступлений со стороны осужденных к наказаниям без лишения и ограничения свободы, учитывая ликвидацию общественных формирований, которые занимались этим раньше, основной упор должен быть сделан наобщесоциальной профилактике и специальной, осуществляемой профессиональными, специально для этого подготовленными сотрудниками уголовно-исполнительных учреждений.
С точки зрения общесоциальной профилактики преступлений со стороны осужденных к наказаниям на свободе можно предложить:
1) Необходимо вернуться к обсуждению вопроса о восстановлении такого наказания как высылка, ликвидированного, в свое время одновременно, как бы заодно с ограничением свободы в 1993 г.
2) Нужна детальная регламентация в законе возможности и предельных сроков розыска, задержания и привода скрывшихся с места жительства осужденных к исправительным работам, условно, к отсрочке отбывания наказания и иным наказаниям и находящихся в розыске до вынесения определения суда о замене наказания по представлению уголовно-исполнительных органов (в частности, по образцу ст. 39 ч. 3 и 46 ч. 4, а также ст. 190 ч. 4-6 УИК РФ, но более обстоятельно и относительно всех срочных наказаний и иных мер уголовно-правового характера).
3) В уголовно-процессуальном законодательстве следует предусмотреть сроки и порядок рассмотрения в суде материалов в процессе исполнения наказаний без лишения свободы, для решения вопроса о замене наказания с обязательным участием осужденного, так как, во-первых, это существенно меняет его правовой статус, во-вторых, фактически назначается новое наказание за нарушение порядка его исполнения, которое хотя и не признано преступлением в УК, но по степени общественной опасности таким качеством обладает, а потому, в-третьих, участие осужденного в судебном процессе в любом случае будет нести профилактический заряд, ибо и от нового наказания он может уклониться.
4) В уголовно-исполнительном законодательстве должно быть нормативное толкование того, что считается уклонением от наказания, а не только злостным уклонением, ибо злостность должна зависеть от дисциплинарной преюдиции просто уклонения (в ст. 30, 32, 46 ч. 3 и 5, 190 ч. 5 и 6 УИК РФ регламентируется, что считается злостным уклонением от обязательных работ, штрафа, исправительных работ и условного осуждения, но там нет толкования злостного уклонения от лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ареста и дополнительных видов наказаний - от лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, от конфискации имущества, что нуждается в дополнительной регламентации).
5) Ввести ст. 91 УИК РФ «Воспитательная работа с осужденными, ее формы и методы или дополнить ст. 9 УИК РФ
1. При исполнении наказания и иных мер уголовно-правового характера реализуется нравственное, правовое, трудовое, физическое, сексуальное и иное воспитание осужденных, направленное на их исправление.
2. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида, срока и размера наказания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания.
3. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, исправительных центрах, уголовно-исполнительных инспекциях, для судебных приставов-исполнителей создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.»
1) Провести соответствующую коррекцию ст. 109 и 110 УИК РФ.
2) На основании соответствующих изменений УИК РФ произвести реорганизацию уголовно-исполнительной инспекции, введя в ее штат отделения учета осужденных, оперативной деятельности, воспитательной работы, безопасности. Только в этом случае можно вести речь об организации профилактической работы, как только будут обозначены ее профессиональные субъекты. При этом штат отделения по воспитательной работе должен быть укомплектован преимущественно психологами, социальными работниками, психиатрами-психотерапевтами, ресоциализаторами, сексологами, спортфизработниками, пенитенциарными педагогами, юристами-криминопенологами, хотя бы по одному из этих специалистов на округ (район, город).
3) В таком случае ответственными за организацию микросредовой, групповой, индивидуальной профилактики при исполнении наказаний без лишения и ограничения свободы и иных мер уголовно-правового характера должны стать уголовно-исполнительные инспекции и судебные приставы, могущие в таком виде успешно заменить соответствующие службы пробации, действующие в ряде зарубежных стран, ибо будет создана для этого правовая и организационная база из профессионалов, которые должны пройти специальную подготовку или хотя бы переподготовку. Учебной базой для этого могла бы стать Академия права и управления Минюста России, имеющая уже сейчас сильные штаты из психологов, экономистов, юристов уголовно-исполнительной специализации, а также Владимирский, Самарский юридические институты и другие учебные заведения Минюста России.
4) Введение на юридических факультетах университетов и в институтах, академиях на уголовно-правовых специализациях изучения специального курса криминопенологии для того, чтобы они владели тонкостями назначения и исполнения наказаний без лишения и ограничения свободы и иных мер уголовно-правового характера, а в последующем изучение этого курса при прохождении повышения квалификации следователями, дознавателями, прокурорами, судьями.
Микросредовую профилактику следует построить на основе воздействия на эту микросреду:
а) сотрудники отделений по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних ОВД, уголовно-исполнительных инспекций и других уголовно-исполнительных органов должны участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении вторичных преступлений их подопечными с целью практического познания причин и условий их совершения, анализа собственных ошибок и неудач в профилактической деятельности, особенно в первый год работы и их устранения, касающихся чаще всего несвоевременности постановки на учет, отсутствии последующего контроля, упущений в организации досуга, помощи в трудоустройстве через центры занятости и иными путями, решении бытовых вопросов и др.;
б) уголовно-исполнительным инспекциям запрещено направлять несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения до окончания испытательного срока;
в) контроль со стороны уголовно-исполнительной инспекции за своевременным перечислением в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными обязательные работы (ч. 3 ст. 25 УИК РФ);
г) проверка уголовно-исполнительными учреждениями исполнения требований приговора суда о запрете занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со стороны администрации организаций, в которых работают осужденные (ст. 33 ч. 1 и 3 УИК РФ);
д) проверка уголовно-исполнительными учреждениями исполнения требований приговора суда о запрете занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со стороны органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным (ст. 33 ч. 1 и 3 УИК РФ) и в других формах и методах, приемах.
Следует заметить, что с осужденными, на которых возложен запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и с осужденными к исправительным работам воспитательная работа и, соответственно, групповая профилактика может осуществляться принудительно, с иными же категориями осужденных только добровольно, на основе их волеизъявления. Другое дело, что методы групповой профилактики предполагают всегда добровольность как одно из обязательных условий их эффективности. Уголовно-исполнительные инспекции обязаны использовать функционирующие на их территории службы знакомств, помощи семье для организации групповых консультаций, групповой психотерапии с осужденными к наказаниям без лишения и ограничения свободы за совершенные ими прежде всего бытовые преступления, как насильственные, так и корыстные, и неосторожные.
Уголовно-исполнительные учреждения обязаны также поддерживать непосредственные контакты с расположенными на их территории религиозными конфессиями православного, католического, протестантского - христианских направлений, а также мусульманского, буддистского. При их помощи они могут организовать для осужденных к наказаниям без лишения и ограничения свободы и иных мер уголовно-правового характера по соответствующим группам, разделяемым в зависимости от направленности мотивации, состояния психического и физического здоровья и др. встречи со священнослужителями для проведения бесед, а также проповедей на темы, отраженные, например, для буддистов в джатаке 33 «О согласии»: «В ссоре - источник гибели для всех ссорящихся» или в джатаке 44 «О моските»: «Лучше умный враг, чем друг, обделенный умишком, ибо умный враг, страшась наказания, не совершил бы человекоубийства», для мусульман в Коране, например, на любое нравоучение сопровождающееся ссылкой на «Наказание мучительное» (сура 84), «А ведь грешники конечно, в огне ...! Они будут гореть там в день суда, и не скроются они от него» (сура 82), «Убит будь человек, как он не верен!» (сура 80); для христиан: «Не убивай» (V, 21, От Матфея), «Не прелюбодействуй» (V, 27, От Матфея), «Не укради» и др. Могут использоваться и иные методы и приемы групповой профилактики, уже указанные ранее.
Индивидуальная профилактика повторных преступлений со стороны осужденных к этим наказаниям заключается:
Из методов выявления, особо актуальных на данный момент, следует выделить надзор прокуратуры за порядком соединения уголовных дел со стороны следователя и при рассмотрении уголовных дел в судах для выявления осужденных к наказаниям без лишения и ограничения свободы и вновь совершающих преступления с тем, чтобы не допустить повторного осуждения этих лиц к тем же наказаниям без лишения и ограничения свободы.
В постановке на учет: а) всех осужденных к наказаниям без лишения и ограничения свободы; б) выделения из них и особый учет тех, кто особо склонен к совершению повторного преступления, в частности, из лиц, ранее совершавших корыстные, особенно квартирные и карманные кражи, мошенничество и иные преступления с элементами профессионализма, а также корыстно-насильственные - прежде всего грабеж, разбой, бандитизм, вымогательство; в) также суммарный учет отработанного осужденными к обязательным работам времени (ч. 3 ст. 25 УИК РФ).
Контроль со стороны: а) уголовно-исполнительной инспекции 1 - за поведением осужденных к обязательным работам (ч. 3 ст. 25 УИК РФ), 2 - за соблюдением осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 33 ч. 1 и 3 УИК РФ), 3 - за условно осужденными - за соблюдением ими общественного порядка и исполнением возложенных судом обязанностей и отчета перед уголовно-исполнительной инспекцией о своем поведении и явки по их вызову; б) со стороны администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы 1) контроль за выполнением осужденными определенных для них работ 2) уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов 3) об уклонении осужденных от отбывания наказания.
Из методов и приемов воздействия на осужденных, склонных к совершению повторных преступлений, следует выделить:
Направление начальником уголовно-исполнительной инспекции представления в суд об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, только после 1) а) уклонения условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, обязательно оформленного в виде какого-либо документа, например, приказа о дисциплинарном взыскании за прогулы, нарушение дисциплины и пр. руководителя учебного заведения, администрации организации по месту его работы, если осужденный обязан был учиться или работать по приговору суда, т.е. опять же только в том случае, если это было одной из его обязанностей или равно после б) наложения на него административного взыскания за нарушение общественного порядка, должным образом, юридически правильно оформленного; 2) предварительного предупреждения уголовно-исполнительной инспекции в письменной форме, возможного лишь после или уклонения от обязанностей, или наложения взыскания за нарушение общественного порядка; 3) а) в случае систематического (более двух раз в течение года или продолжительного - более 30 дней) или б) равно злостного неисполнения возложенных на него судом обязанностей (одноразового правонарушения, на грани преступления, должным образом зафиксированного), либо если в) скрылся от контроля (место нахождения не установлено в течение более 30 дней) [ст. 190 УЖ РФ].
Направление уголовно-исполнительной инспекцией представления в суд о замене обязательных работ другим видом наказания (ст. 49 ч. 3 УК РФ и ст. 29 ч. 2 УИК РФ) лишь после 1) предупреждения уголовно-исполнительной инспекции об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, желательно в письменном виде с росписью осужденного, за или а) невыход в первый раз на обязательные работы без уважительной причины, либо б) нарушение в первый раз трудовой дисциплины; 2) а) или невыхода более двух раз в течение месяца на обязательные работы без уважительной причины, после каждого из которых он предупреждался об ответственности, б) или нарушения более двух раз в течение месяца трудовой дисциплины, после каждого из которых он предупреждался об ответственности, в) или скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания (по аналогии с другими подобными нормами, если место нахождения не установлено в течение более 30 дней) [ст. 30, а также см. ст. 190 и др. УИК РФ].
Направление судебным приставом представления в суд о замене штрафа другим видом наказания (ст. 46 ч. 5 УК РФ и ст. 32 ч. 2 УИК РФ) после 1) а) добровольной неуплаты штрафа в течение 30 дней со дня вступления приговора в силу; б) или до одного года в случае отсрочки или рассрочки уплаты по решению суда, вынесенного на основании ходатайства осужденного и заключения судебного пристава, а также после 2) взыскания имущества в принудительном порядке, в т.ч. путем обращения взыскания на имущество осужденного (ст. 63 ч. 1 УИК РФ) в порядке, определенном ГПК РФ; 3) сокрытия своих доходов и имущества от принудительного взыскания.
Направление уголовно-исполнительной инспекцией представления в суд о замене исправительных работ другим видом наказания (ст. 50 ч. 3 УК РФ и ст. 46 ч. 3 и 5 УИК РФ) только после 1) объявления осужденному предупреждения уголовно-исполнительной инспекцией в письменном виде о замене исправительных работ другим видом наказания за: или а) непоступление в течение 15 дней со дня постановки на учет на работу без уважительных причин, или б) уклонение от постановки на учет в органах службы занятости в течение 15 дней, или в) неявки в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин, или г) нарушения им возложенных на него в соответствии с УИК РФ обязанностей и запретов, или д) прогула или появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, 2) а) или повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме, б) или скрывшегося с места жительства осужденного, местонахождение которого не известно (по аналогии с другими подобными нормами, если место нахождения не установлено в течение более 30 дней) [ст. 46, 190 и др. УИК РФ].
В индивидуальной профилактике повторных преступлений со стороны осужденных к наказаниям без лишения и ограничения свободы уголовно-исполнительным учреждениям желательно использовать связи с религиозными конфессиями православного, католического, протестантского - христианских направлений, а также мусульманского, буддистского, в частности, с целью организации для осужденных исповеди для очищения души. Могут использоваться и иные формы и методы, как, например, аутотренинг, самовоспитание, воздействие на непосредственно окружающую их микросреду, индивидуальные беседы и пр.