Конспект лекций по предмету "Политология"


Политическое сознание и культура

Политическая культура как особое, связанное с духовной жизнью людей, их ценностями, нравами и традициями политическое явление имеет такую же длительную историю, как и политика в целом. Термин «политическая культура» впервые ввел в научный оборот в XVIII в. немецкий историк-просветитель И. Гердер.
В ранний период своего развития (а во многом и сегодня) концепция политической культуры была призвана ответить на вопросы: «Почему демократические институты эффективны в одних странах и не приживаются в других?», «Почему одни нации мирно регулируют возникающие конфликты, другие же периодически прибегают к революциям и насилию?», «Почему в одних странах левые партии и профсоюзы пользуются большим влияние, в то время как в других - нет?».
В самой общей форме ответ на эти вопросы дали известные политологи и социологи Алмонд и Верба:
«Развитие стабильного и эффективного демократического правления зависит от чего-то большего, нежели правительственные структуры и политический процесс. Оно зависит… от политической культуры. Если эта культура не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики».
Политическая культура отражает устойчивые, укоренившиеся в сознании людей явления духовной жизни, присущие крупным общественным группам, прежде всего нациям, государствам и цивилизациям.
Политическая культура - это совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан.
Хотя она представляет собой относительно целостную систему ценностей, норм, стандартов и образцов поведения, это не исключает внутренней неоднородности политической культуры, наличия в ней в большей или меньшей степени автономных элементов - субкультур.
Субкультура - это система ценностей и форм поведения отличающаяся от доминирующей в государстве политической культуры.
В качестве составных элементов политическая культура включает в себя сформировавшиеся в течение многих десятилетий и поколений политические традиции действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами.
Структура политической культуры состоит из тех же элементов, что и духовная культура общества. Первоосновой культуры любого общества является опыт, сформированный в определённых понятиях и зафиксированный в языке.
Структура политической культуры:
Политические знания.
Политическое сознание, убеждения и ценности.
Политические действия.
Традиции и опыт.
Основу политической культуры составляет ценностно-нормативная система. Это представления о добре и зле, цели жизни, о личной безопасности, благополучии, о свободе, равенстве, справедливости. Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде определённой социальной нормы. Социальные нормы - это правила поведения людей в обществе (обычаи, традиции, ритуалы). Особую роль в политической культуре играют нормы права. Они регулируют все сферы общественной жизни.
Функции политической культуры:
1. Групповая идентификация - отождествляет граждан с государством и нацией.
2. Ориентация и адаптация - помогает человеку в политических событиях.
3. Интеграция - обеспечивает усвоение гражданами единых ценностей и образцов поведения, сплачивая индивидов в общность.
4. Коммуникация - усвоение политического языка, символов и норм политических явлений.
5. Социализация - передача знаний и навыков, необходимых для участия в политике.
Каждой политической системе присуща своя политическая культура. Общественно-исторические, географические, религиозные и др. элементы формирования и эволюции каждой нации отражаются на содержании и форме политической культуры.
Нынешняя российская политическая культура характеризуется глубоким ценностным расколом и конфликтностью. Внутренняя двойственность, сочетание свойств индивидуальной политической культуры Запада и коллективной культуры Востока - одна из важнейших черт, присущих политической культуре России на протяжении многих веков. Известный отечественный историк Ключевский писал:
«Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем и Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой; но природа положила на нее особенности и влияния, которые всегда влекли ее к Азии или в нее влекли Азию».
В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная Алмондом и Вербой. Они выделяют три основных типа политической культуры.
Типы политической культуры:
1. Патриархальная - признаком которой служит отсутствие в обществе интереса к политической системе.
2. Подданническая - характеризуется сильной приверженностью к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, сочетающаяся с низкой активностью населения.
3. Активистская - отличается заинтересованностью в политической системе и активным участием в ней.
В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры: подданническая и активистская, или политическая культура участия. Политическая культура современной России - это преимущественно подданническая культура. Она сохраняет такие традиционные черты, как долготерпимость, низкая самодисциплина и самоорганизованность, недоверие к государству, склонность к анархии и вместе с тем жажда сильной власти, слабое уважение к закону. Чувство национального самобичевания и самоуничтожения ярко охарактеризовал Бердяев:
«Россия - самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского... Немцы, англичане, французы - …полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии есть поистине какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам».
Известным подтверждением этих слов явились события, вызванные роспуском СССР, когда русский народ без особых протестов воспринял не только отделение национальных частей Российской империи и СССР, но и части своих исторических территорий, оказался равнодушным к судьбе многих миллионов своих граждан, подвергающихся политической и иной дискриминации со стороны этнократических правительств бывших республик Союза.
Основным критерием определения типа политической культуры является тип политического режима. В чистом виде эти модели функционируют редко, чаще встречаются смешанные формы. Но можно выделить наиболее крупные модели политической культуры: демократическую, авторитарную, тоталитарную.
Виды политической культуры:
1.Тоталитарная - где происходит навязывание населению правящей верхушкой слепого подчинения. Здесь существует наличие цензуры политического информирования, насилие и жестокость.
2.Авторитарная - где преобладает вождизм, харизматическое лидерство (т.е. вера подчинённых в чудесный дар руководителя). Здесь существует дозирование политической информации.
3. Демократическая - где осуществляются политические права и свободы граждан. Здесь создаются гарантии их осуществления и обеспечения.
В последние годы под влиянием новых общественных реальностей и СМИ происходит существенная трансформация российской политической культуры. Она может способствовать демократическому развитию общества лишь в том случае, если уважение прав человека будет сочетаться с патриотизмом и бережным отношением к отечественным традициям.
Характер изменений политической культуры зависит от процесса политической социализации.
Политическая социализация - это процесс введения личности в политическую жизнь на основе идей, взглядов и образцов поведения. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни человека. По мере накопления социального опыта происходит постоянное видоизменение или упрочнение жизненных позиций личности.
Политическая социализация - длительный процесс. Он начинается в раннем детстве, примерно с трех - пяти лет. В это время под воздействием семьи у ребенка формируются общие интеллектуально-познавательные и нравственные компоненты сознания, в том числе отношение к подчинению и власти. Во второй фазе социализации (это в основном школьный период) индивид осознает свою связь с обществом и политикой, т.к. приобретаются политические знания, формируются основные политические установки. Третья фаза характеризуется формированием собственной нравственной позиции, лежащей в основе политического поведения. С этого момента человек способен быть полноценным гражданином государства.
Субъекты политической социализации:
1. Семья, школа, и др. учебные заведения.
2. Система политического образования (фонды и общества).
3. СМИ.
4. Религиозные и общественные объединения.
Джавахарлар Неру (примьер-министр Индии) писал своей маленькой дочери, бедующему премьер-министру Индире (Ганди):
«В Индии сегодня мы творим историю, и тебе и мне выпало счастье видеть, как она совершается на наших глазах, и самим принимать некоторое участие в ней. Как мы покажем себя? Какую роль будем играть? Я не могу, конечно, сказать какая участь нам выпадет, но какой бы она ни была, мы должны помнить, что не можем допустить ничего такого, что вызовет недоверие к нашему делу или навлечёт бесчестье на наш народ… Часто у нас могут возникать сомнения как поступить. Никогда не делай ничего втайне и ничего такого, что тебе хотелось бы скрыть, так как желание скрыть означает, что ты испытываешь страх. Если ты будешь смелой, ты не будешь бояться и не сделаешь ничего такого, чего бы стала стыдиться… И если ты будешь поступать так, моя дорогая, то вырастешь, как дитя света, не ведающее страха, безмятежное и невозмутимое, что бы ни случилось».
Что касается политического сознания, то оно отражает степень представлений граждан о политике и рационального к ней отношения. Политическое сознание вырабатывается знаниями о политике и проверкой их практикой и убеждением. Система убеждений формирует политическое мировоззрение, ценности и идеалы.
Формируется политическое сознание сложно и противоречиво. Как правило, это происходит путём осмысления социальной действительности. Немалую роль имеет при этом воздействие на сознание людей идеологических органов, СМИ, использование в этих целях ресурсов власти.
Уровни политического сознания:
1. Теоретический - это ориентация на раскрытие законов, управляющих политической жизнью общества.
Поэтому он сопряжён с выработкой концепций, идей, понятий и воплощается в специальных исследованиях, декларациях, программах. Теоретический уровень наиболее тесно связан с наукой и идеологией того или иного класса, правящей элиты.
2. Эмпирический - складывается из практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные проявления политической жизни общества.
Он отражает политическую действительность в форме наблюдений, ощущений, представлений, иллюзий, переживаний, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе. Вместе с теоретическими воззрениями в области политики они служат основой для формирования у масс общественного мнения относительно политики и политических деятелей, а в более широком плане - политической культуры общества.
Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, философскими учениями, правовыми теориями и нормами, художественными взглядами, эстетическими ценностями. Политическое сознание испытывает на себе воздействие национального менталитета и традиций. Каналами распространения политического сознания в современных условиях являются, в первую очередь, СМИ, система образования, просветительские учреждения.
С учётом субъекта (т.е. носителя) политического сознания выделяют массовое, групповое и индивидуальное сознание.
Среди типов политического сознания выделяют тоталитарное, авторитарное, демократическое и др.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.