Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Psyche - ( с греч. ) - душа. Это слово определило название науки психологии. Психология - ( от греч. Psyche - душа и logia - «понимание», «знание») в дословном переводе «наука о душе». Такое определение было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
Задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Оно закреплялось, передавалось от поколения к поколению в языке, в памятниках народного творчества, в произведениях искусства. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (о преимуществах зрительного восприятия и запоминания перед слуховым); «Привычка - вторая натура» (о роли упрочившихся привычек, которые могут конкурировать с врожденными формами поведения) и т. п. Определенное представление о психике дает человеку и его жизненный опыт. Не правда ли Вам известно, что повторное прочтение какого-либо текста способствует лучшему сохранению его в памяти ? Об этом говорится и в пословице «Повторение - мать учения». Попробуйте подобрать еще несколько пословиц и поговорок с психологическим содержанием.
Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, могут способствовать до известной степени ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть в определенных пределах правильными и соответствующими действительности. Однако, в целом эти знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать основой для серьезной работы с людьми (управленческой, организационной, педагогической, лечебной и др.), требующей научных, т.е. объективных и достоверных знаний о человеке, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.
Развитие психологии как науки происходило поэтапно.
1-ый этап. Психология выступает как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет тому назад.
2-ой этап. Психология - наука о сознании. Возникает в XVI1 в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать чувствовать назвали сознанием. Основным методом исследования стало наблюдение человека за самим собой и описание факторов (интроспекция).
3-й этап. Психология - наука о поведении. Возникает в XX в. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки человека, не учитывались).
4-ый этап. Психология как наука, изучающая объективные закономерности возникновения, становления и функционирования психики.
Каковы особенности психологии как науки?
Первая особенность заключается в том, что психология представляет собой науку о самом сложном, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемой психикой. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат). Психика - это субъективный образ объективного мира. Психика человека и животных включает в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение (Гиперссылка Глоссарий учебника) человек познает мир. Поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления регулируют общение человека с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности . В их число включают потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства, эмоции, склонности, характер, темперамент. (Гиперссылка Глоссарий учебника). Психические процессы, свойства и состояния будут изучены Вами подробно в следующих главах учебного курса.
Вторая особенность психологии как науки .
Задачи психологии сложнее задач любой другой науки, так как в ней сливаются объект и субъект познания.
Объект познания - это фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта. Объект - что познаем? Субъект - кто познает? В психологии объект исследования есть одновременно и его субъект. В психологии могущество человеческого разума, человеческого интеллекта направлено на познание самого этого разума, самого интеллекта, чувств, воли и всего того, что составляет психику.
Третья особенность психологии как науки.
Психология является одной из самых молодых наук. Условно ее научное оформление связывают с 1879 годом, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Первая в России лаборатория экспериментальной психофизиологии была создана в Казанском университете в 1885 году. Ее организовал В.М. Бехтерев вскоре после возвращения из Лейпцига, где имел возможность ознакомиться с деятельностью школы В. Вундта. В лаборатории экспериментальной психофизиологии началась реализация творческих планов В.М. Бехтерева, которые затем нашли свое воплощение в организованном им институте по изучению проблем мозга и психической деятельности.
Четвертая особенность психологии как науки.
Психология имеет уникальное практическое значение для любого человека. Она позволяет:
а) глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя;
б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением;
в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.