Методы воспитания - это способы педагогически целесообразного взаимодействия между родителями и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
Выбор методов воспитания определяется:
-целями воспитания;
-ведущим типом деятельности (трудовая, игровая, учебная, художественная и пр.);
-содержанием воспитания (нравственное, умственное, экологическое, трудовое, физическое и пр.);
-возрастными, индивидуальными, половыми особенностями ребенка.
Классификацию методов воспитания в семье можно представить следующим образом.
1.Методы формирования сознания - методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. К ним относятся беседы, рассказы, обсуждение фильмов, прочитанных книг и т.д. Эти методы успешно реализуется в процессе рассказывания житейских историй, сказок, басен, притч.
2.Методы стимулирования деятельности и поведения - пути побуждения детей к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. К методам этой группы относятся:
Требование - педагогическое воздействие с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды деятельности детей. Требования бывают прямыми (приказ, запрет, указание) и косвенными (совет, просьба, намек, условие).
Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Воспитательный механизм метода поощрения построен на переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами).
Наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.
Дети, пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок. Тогда одним из них начинает казаться, что они глупые и неудачники, а другие изобретают способы скрыть свои ошибки. Вот для чего и нужен специальный педагогический метод.
В.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» объясняет слово «наказывать» как «дать наказ», т.е. совет, в некоторых случаях - повеление, взыскание. В этом объяснении смысла слова «наказание» точно прослеживается его педагогический механизм: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.
Понимая наказание так, родители будут добиваться не послушания детей любой ценой, а их личностной активности, работы по преодолению себя. Это, конечно, труднее, чем репрессивными мерами добиваться дисциплины и порядка. Здесь своевременными окажутся «семь правил наказания» известного психотерапевта В. Леви.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}