Самые крупные школы политических учений Древнего Китая - конфуцианство, легисты и даосы. Их политическая концепция сводится к нескольким главным позициям, составляющим фундамент политической культуры Китая на многие века: власть носит божественное происхождение, управлять Поднебесной должны мудрецы, правитель обязан быть справедливым и заботиться о благе подданных.
Основателем даосизма, годного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается Лао-цзы (VI в. до н.э.). Согласно Лао-цзы, дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.
Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий, т.е. проповеди пассивности резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, армию. Однако его сторонники решительно осуждали цивилизацию(4) и государство, считая их очевидным злом, демонстративно призывали к уходу от политики к простоте первозданной природы, естественному существованию. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи черты консервативной утопии.
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших.
Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели, это заключалось в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления.
Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э. было признано официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.
Рассматривая политические учения в Древней Греции, можно выделить Сократа, Платона и Аристотеля, которые оставили глубокий след в духовной истории человечества.
Сократ (469 - 399 гг. до н.э.) - принципиальный сторонник законности, он использовал этот принцип в качестве одного из важнейших критериев классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Он стремился выделить присущие им черты своеобразия. Царство и тиранию Сократ считал властью, но отличной друг от друга. Власть, основывающуюся на воле народа и на государственных законах, он именовал царством, а власть против воли народа, основывающуюся не на законах, а на произволе правителя, - тиранией. Сократ резко отрицательно относился к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия.
Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политических учений. Политические воззрения Платона изложены в основном в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы».
В диалоге «Государство» он одним из первых обращается к характеристике политических форм. Описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Им противопоставляется идеальное государство - справедливое правление избранных философов-мудрецов, т.к. истинное знание доступно только эти «редким людям». Политический идеал Платона предполагает, что личность, общество и государство растворены в полисе (1). Он вводит жесткую иерархию сословий: философы-правители, стражи (воины), составляющие в совокупности высший класс, и ремесленники, крестьяне (низший класс или разряд); строго контролируемую систему образования и воспитания.
Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Никто не должен обладать частной собственностью. Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семья в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство.
В диалоге «Политик» Платон освещает ряд существенных политических проблем. Политика - это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй. Здесь он различает два вида государственного устройства: один, где над всеми стоят правители, другой, где и правителям предписаны законы. На страже законов стоит правосудие.
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) - ученик и критик Платона, написал работы «Политика», «Афинская полития», «Этика». Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой.
Государство - продукт естественного развития. Оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения.
Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Из неправильных форм государства тирания - наихудшая. Аристотель не выделяет государство из общества. В его учении, как и в учении Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек - часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу.
Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения мы рассмотрим на примерах мыслителей Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли.
Аврелий Августин (354 - 430 гг.) - один из создателей христианской политической теории. Его политические взгляды изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и др.
Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью, как Богу, так и человеку. Государство, ставящее своей целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы.
Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагают на верховную власть. Главным среди них являются моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к Богу и уважение к человеку. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
Фома Аквинский (Аквинат) (1225 - 1274 гг.) - средневековый ученый-богослов, рассматривал вопросы политики и государства в своих сочинениях и, прежде всего, в труде «О правлении властителей». В своих произведениях он пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким образом укрепить еще более ее позиции.
Политика, по мнению, Фомы Аквинского, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях.
Цель государственности - «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, соблюдение всеми предписанного Богом долга повиноваться высшему сословию - правителям, олицетворяющим собою государство.
Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.) - один из самых ярких мыслителей эпохи Возрождения. Большой знаток античной литературы, дипломат и политик, он вошел в историю политической мысли как автор ряда замечательных трудов, из которых самым знаменитым является «Государь» (1513). Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Государственная власть должна быть твердой и решительной.
Государство (введение самого термина stato, т.е. «государство», в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив (2). Государь должен концентрировать власть только в своих руках. В «Государе» ни слова нет о правах народа на управление государством. Подданные должны полностью повиноваться государю. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами.
Как известно, именем Макиавелли названа политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали («макиавеллизм). Макиавелли отделяет власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему ценностей, независимую от других источников. Он считал сильное, централизованное государство, способное создавать законы и сохранять порядок, высшей ценностью человеческого общества. Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль.
Творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Поэтому и политические идеи его до сих пор вызывают яростные споры приверженцев и противников. Как бы не относились к трудам знаменитого итальянского мыслителя, бесспорным является то, что они знаменовали собой завершение становления политики в качестве самостоятельной сферы человеческой деятельности и положили начало европейской политической традиции, поставив ряд фундаментальных политических проблем в развитии политической мысли Нового времени.
Политические учения Нового времени основываются на работах таких мыслителей, как Жан Боден, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Луи Монтескье.
Жан Боден (1529 - 1596) - французский политический мыслитель, социологи и юрист. В своем главном произведении «Шесть книг о государстве» первым в истории политической мысли дал толкование суверенитета как важнейшего признака государства.
Томас Гоббс (1588 - 1679) - английский мыслитель начинает рассуждения о государстве с изложения своих представлений о человеке, считая всех людей равными.
Абсолютная власть государства - гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Сильное государство - средство избавления от человеческих недостатков.
Джон Локк (1632 - 1704) - английский мыслитель свое политическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690). Создавая государственное устройство, следует предусмотреть в нем разделение властей (3) таким образом, чтобы созданием законов занимались одни лица и учреждения, а приведением этих заносов в исполнение - другие, т.е. разделить власть законодательную и исполнительную. Судебная власть растворялась в исполнительной.
Дж. Локк считается теоретиком демократического политического режима, правового государства, концепции прав и свобод гражданина. Он в центре своей политической концепции поставил личность, ее права и свободы, гражданское общество. Таким образом, Локк ставит впервые личность выше общества и государства.
Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - один из ярких представителей французского Просвещения. В своих трудах он уточнял и развивал учение о государстве, гражданском обществе, политических режимах, формах правления и формах государственного устройства. Главная книга Монтескье «О духе законов» (1748) сделала его одним из авторитетных классиков политической мысли.
Главная тема всей политической теории Монтескье - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
Монтескье различает три формы правления: республиканскую, монархическую и деспотическую. Он выступает за конституционную монархию и уважительно относится к республике, подразделяя ее на демократическую и аристократическую.
Теория разделения властей - большое достижение Монтескье. Эту идею сначала разрабатывали Аристотель и Цицерон, а затем Аквинат и Локк. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
Российская политическая мысль получает свое развитие, начиная с XI в. Это идеи независимости, централизации государства и сильной, неограниченной самодержавной власти. Русское государство провозглашается Великим, после Рима и Византии, хранителем православия, а московские государи - «вседержавными, богоизбранными наследниками власти великих государей». Государство рассматривалось в этих теориях как государева вотчина.
Западноевропейские идеи Нового времени оказали существенное влияние на политическую мысль России XVII - XVIII вв. Отделяясь от религии, политическая мысль постепенно переходила на светские позиции. Этот процесс связан с реформами Петра I.
Сторонниками идеи «просвещенного» абсолютизма становятся: Прокопович, Татищев, Салтыков, Посошков, которые рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную обеспечить «общенародную пользу» и внимать разуму подданных.
Консерваторы оправдывали неограниченную власть, самодержавную форму правления. Либералы, «западники», отстаивали идею единства путей развития России и западноевропейских государств. Они хотели преобразование самодержавия в конституционную монархию.
В XIX в. сложились два течения общественной и политической мысли - славянофилы и западники. Славянофилы выступали за осуществление особого пути развития России (А.С. Хомяков, братья Киреевские, И.С. Аксаков.и др.) и утверждали. что между русской и европейской нациями нет ничего общего. Западники связывали социально-политические преобразования с усвоением исторических достижений стран Западной Европы (А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Ю.П. Огарев, В.П. Боткин и др.).
В конце XIX - начале XX в. были заложены основы российского конституционализма. Большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования правового государства (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский и др.). Это и множество других фактов дают достаточно оснований для вывода о том, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе.