Конспект лекций по предмету "Психология"


Личность в работах ученых

Преставление о личности в работах отечественных ученых.
Одним из теоретиков, пытающихся осмыслить развитие личности, был 3. Фрейд. Известно, что он создал первую развернутую теорию личности. Она основана на двух предпосылках. Генетическая предпосылка раскрывает роль переживаний раннего детства в формировании взрослой личности. Именно в этом возрасте закладывается основной фундамент личности. Вторая предпосылка состоит в допущении, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо).
Личность - по мнению З.Фрейда трех компонентна. Это - Ид, Эго и Суперэго. Под Ид понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, унаследованное людьми от животных, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требования должна удовлетворять инстанция Эго. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго - посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями - с другой. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов, исходящих от Ид. Особое значение Фрейд придавал Супер-эго, которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Эго - продукт индивидуального опыта и наследственности, то супер-эго- продукт влияний, исходящих от других людей, с которыми мы общаемся в течение жизни. Оно возникает в раннем детстве и остается практически неизменным в последующие годы.
В его теории личность - динамическая конфигурация процессов, находящихся в нескончаемом конфликте. По его мнению, развитие личности детерминировано иррациональными, трудно поддающимися осознанию мотивами. Согласно его взглядам, развитие личности происходит на основе процессов физиологического роста, фрустраций, конфликтов и угроз. Каждый из них является источником возникновения психического напряжения. Решающую роль в формировании личности он придавал первым пяти годам. В последующие периоды развития динамика более или менее стабилизируется. В подростковом возрасте динамика вновь усиливается, а затем - по мере перехода к взрослости - спадает.
Автором эпигенетической концепции развития личности является Э. Эриксон. Он был большим приверженцем рациональности, считая, что именно ее недооценка в объяснении поведения человека, одно из наиболее слабых мест теории 3. Фрейда. В отличие от 3. Фрейда, Э. Эриксон не считал, что личность полностью складывается под влиянием детского опыта. Однако он не сомневался во влиянии детского опыта, который не прекращается на протяжении всех этапов развития человека. В его концепции человек рассматривается на протяжении полного жизненного цикла, проходя через восемь стадий психосоциального опыта.
Э. Эриксон разделял мнение 3. Фрейда о биологической инстинктивной основе личности. Однако в его теории, построенной на идее изменяемости, определены основные этапы личностного роста. Для него человек постоянно эволюционизирует и пытается справиться с проблемами, связанными с его развитием. В вопросе об изменяемости - неизменности главные разногласия имели место между Э. Эриксоном и 3. Фрейдом. Если для 3. Фрейда личность взрослого человека детерминирована взаимодействиями первых пяти лет жизни, то Э. Эриксон настаивает на том, что развитию человека нет пределов.
Его вывод: развитие личности происходит на всех этапах жизненного цикла.
Ученик З. Фрейда Карл Юнг продолжил исследование психики человека. Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психическо-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детальное описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики.. Юнг называл эти бессознательные образы архетипами коллективного бессознательного. Глоссарий.
Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию, метод и технику. Центральным понятием его психотерапии является «индивидуация». Оно используется Юнгом в несколько ином значении, нежели в средневековой теологии. Речь идет о движении от фрагментарности к целостности души, о переходе от «Я», центра сознания, к «Самости» как центру всей психической системы. Такое движение начинается, как правило, во второй половине жизни.
Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией «психологических типов». Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте (экстраверсия-интроверсия), интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющих в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Глоссарий. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Этот тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом («в своей тарелке»), когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми, и делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.
Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт любит свою компанию, свой «тесный мирок» и немедленно замыкается в больших группах.
Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая.
Экстраверсия и интроверсия - всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения.
К.Г. Юнг рассматривает личность как чрезвычайно сложную структуру, в которую входит огромное число возможных архетипов и комплексов, отношения между которыми сложны и запутаны. В качестве движущей силы развития личности К.Г. Юнг называет психическую (жизненную) энергию организма как биологической системы, которая, как и вся витальная энергия, возникает из метаболических телесных процессов. Психическая энергия рассматривается им как гипотетический конструкт, который нельзя измерить или увидеть. Она проявляется в форме актуальных (желание, воля, чувство, стремление) или потенциальных (склонность, тенденция, установка, предрасположенность) сил.
А. Ангьял, характеризуя личность как гештальт, в котором укоренены прошлое, настоящее и будущее, видит ее развитие в формировании сильного, протяженного, интегрированного поведенческого комплекса. Это совпадает с его представлением о центральном назначении жизни человека как стремлении оформить свое существование в осмысленное полностью развитое целое, благодаря чему жизнь индивида приобретает связность и единство.
Согласно его теории, развитие личности протекает вдоль трех измерений. В плане вертикального измерения человек развивает глубинные потребности и более совершенные поведенческие акты для их удовлетворения. В плане прогрессивного измерения развитие личности есть возрастание ее эффективности и продуктивности, то есть человек начинает двигаться к своим целям более прямо и с меньшими затратами. В горизонтальном измерении личностный рост выражается в лучшей координации и большей многогранности поведения. Гармоничный рост во всех трех измерениях обеспечивает обогащение и развитие личности. Согласно взглядам А. Ангьяла, центр тяжести жизни все более сдвигается в направлении психологического царства, с возрастом люди стремятся удовлетворять свои потребности посредством инструментальных психических процессов, то есть больше времени отдают размышлению, а не действию.
А. Адлер, развивая и отстаивая идею уникальности личности, считал, что основные тенденции личности, ее связность и единство зависят от устремленности к победам. Именно стремление к превосходству, согласно А. Адлеру, ведет человека на все более высокие стадии развития. Это стремление к превосходству он считал могущественным динамическим принципом, обусловливающим альтруизм, креативность и другие личностные параметры. Согласно идее креативного Я, сформулированной А. Адлером, человек сам творит свою личность. Креативное Я придает жизни человека смысл: оно создает цель и средство для ее достижения.
Представления А. Адлера о детерминантах развития личности на протяжении его жизни неоднократно трансформировались. Они претерпели изменения: от образа человека сильного, агрессивного, доминирующего в обществе, то есть от эгоиста, к образу человека совершенного, обладающего неистощимой тягой к совершенной исполненности и личностной устремленности к победам. Стремление к превосходству ведет человека ко все более высоким стадиям развития. Будучи высоко персонализированной субъективной системой, интерпретирующей и осмысливающей свой опыт, личность с его помощью вырабатывает и осуществляет уникальный жизненный стиль. Если же опыт не помогает, то личность включает креативное Я, которое дает возможность создать новый своеобразный жизненный стиль.
Э. Фромм развивал идею о стремлении человека к трансценденции, то есть о потребности подняться над животной природой, не оставаясь созданием, а становясь создателем. Как и А. Адлер, Э. Фромм говорил о стремлении человека к уникальности своей индивидуальности, которая может быть достигнута своими творческими усилиями. Если общество выдвигает по отношению к людям требования, противоречащие их природе, то оно их деформирует, фрустрирует, отчуждает от «человеческой ситуации» и отказывает в соблюдении базовых условий существования.
Э. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей (в установлении связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности), которые формируют структуры личности, основные ориентации характера. Основная идея теории Э. Фромма состояла в том, чтобы показать, как социокультурное влияние взаимодействует с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Он отстаивал принципиальный тезис об обусловленности типов личности определенными социальными структурами.
Придерживаясь гуманистических традиций, оп развивал мысль, что радикальные социально-экономические изменения могут способствовать созданию общества, в котором бы удовлетворялись и индивидуальные и общественные потребности. Известно, что теоретические позиции Э. Фромма были сформулированы глобально, но были трудны для эмпирического изучения, поэтому его взгляды остались на уровне теоретических деклараций.
Среди теоретиков личности особое место занимает г. Меррей. Демонстрируя глубокое уважение к биологическим факторам, он много внимания уделял теории индивида, пытаясь объяснить их во всей сложности и многообразии. Отличительная черта его теории - высокодифференцированное и скрупулезное описание мотивации. В его теории акцент сделан на сосуществовании функционально связанных физиологических процессов, которые сопровождают психические процессы. Локусом личности и ее составляющих он считал мозг.
На взгляды г. Меррея относительно структуры личности повлияла психоаналитическая теория. Слово структура вызывало у Г. Меррея настороженность, так как оно предполагает постоянство, регулярность, закономерность. Личность же постоянно изменяется, место ее локализации - мозг: нет мозга - нет личности. Ее функция - интеграция конфликтов и понуждений, которым подвержена личность, удовлетворение потребностей индивида и построение планов на будущее.
Личность индивида он соотносил с серией событий, охватывающих его жизнь: история личности есть личность. Личность индивида представлял ась ему абстракцией, сформулированной теоретиками. Рассматривая личность как постоянно меняющийся феномен, Г. Меррей, вместе с тем, говорил о существовании определенных стабильных образованиях или структуре. Из психоанализа Г. Мерреем были заимствованы понятия ид, эго и супер-эго, но содержательно он трактует их несколько иначе, чем З. Фрейд. В личности Г. Меррей выделял созидательные и конструктивные процессы, которые необходимы для выживания и защиты, и обладают собственной энергией, целями и способами осуществления.
К числу основных потребностей г. Меррей относил потребности в творчестве, воображении, сочинении, конструировании. По наличию этих потребностей он предлагал судить о психологическом здоровье личности. Основной вклад г. Меррея в психологическую теорию личности связан с мотивацией. Мотивационные процессы для него - ключ к пониманию человеческого поведения и его основных тенденций. Открыв в человеке преобладающую направленность его активности, г. Меррей создал сложную и тщательно выстроенную систему мотивационных конструктов. Г. Меррей выделил и описал 20 потребностей личности: в самоунижении, в достижении, в аффилиации, в агрессии, в автономии, в противодействии, в уважении, в защите, в доминировании, в эксгибиционизме, в избежании ущерба, в избежании позора, в опеке, в порядке, в игре, в отвержении, в чувственных впечатлениях, в поддержке и понимании. При актуализации той или иной потребности индивид оказывается в состоянии напряжения. Человек действует, имея ввиду возрастание, удовлетворение и снижение напряжения.
Человеческая личность для г. Меррея - это своего рода компромисс между собственными импульсами индивида и требованиями, интересами других людей.
Уникальность теории Г. Меррея состоит в одновременном подчеркивании важности каждого организма, и того контекста, в котором разворачивается в данное время его поведение. В рамках теории Г. Меррея, как полагают его критики, невозможно рассмотреть трансформацию и развитие мотивов.
Представители диспозиционального направления Г. Олпорт, Р. Кеттел, г. Айзенк - придавали особое значение склонностям личности к чему-либо или тенденциям. Как и вышеназванные авторы, Г. Олпорт подчеркивал уникальность личности и считал, что ее можно понять через определение конкретных черт личности. В его теории нашли соединение гуманистический и индивидуальный подходы к изучению человеческого поведения. Как гуманист Г. Олпорт пытался выявить все аспекты человеческого существа, включая потенциал личностного роста, преодоления себя и самореализацию. Как представитель индивидуального подхода он стремился понять и подсказать развитие реальной конкретной личности. Г. Олпорт был убежден, что поведение человека всегда есть результат той или иной конфигурации личностных черт. г. Айзенк и Р. Кеттелл пытались измерить основные черты, формирующие ядро личности.
Одним из первых Г. Олпорт провел значительную работу по созданию адекватного описания здоровой личности, которую он назвал зрелой. Созревание человека он рассматривал как непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления человека. Психологически зрелый человек, по мнению Г. Олпорта, характеризуется шестью чертами:
· имеет широкие границы Я (может посмотреть на себя со стороны);
· способность к теплым сердечным социальным отношениям;
· демонстрирование эмоциональной неозабоченности и самопринятия;
· демонстрирование реалистичного восприятия, опыта и притязания;
· демонстрирование способности к самопознанию и чувству юмора;
· наличие цельной жизненной философии.
Накопление теоретических и экспериментальных данных о личности в истории российской психологии происходило в контексте основных отраслей психологии: в общей психологии, педагогической, социальной, в психологии труда идр.
Исторический контекст оказывал прямое и косвенное влияние на способы существования, трансформацию идеи личности, на переосмысление феномена «личность», его теоретическую, методологическую и эмпирическую трактовку, на смену основных теоретических концепций личности.
Ко второй половине XlX века четко обозначились два направления в изучении человека. Первое связано с естественно-научным пониманием (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, М.А. Бакунин, И.М. Сеченов и другие). Второе направление связано с традициями русского идеализма (К.Д. Кавелин, В.С. Соловьев, М.М. Троицкий, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, И.О. Лосский, А.И. Введенский и др.) . Фактически на протяжении последующих десятилетий эти два направления находились в противостоянии.
Можно выделить четыре исторически сложившихся способа существования идеи личности, четыре типа построения научных знаний о личности, то есть можно типологизировать факты исторической динамики российской психологии.
Исторически сложившийся первый тип построения психологии личности выделился в конце XIX начале ХХ века. Для этого периода наиболее существенным было появление самой идеи личности. Превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, как социально желаемый итог развития. Логика .самоопределения. идеи личности в обозначенный период истории равным образом раскрывается в общих, закономерно сменяющих друг друга способах существования: в виде философской идеи.
И, наконец, данный период существования идеи личности отразился в опыте построения целостных психологических концепций личности, сочетающих в себе философский и конкретно-психологический аспекты.
На рубеже 20-30-х годов ХХ века становится популярным тезис: «Изучать человека как активного деятеля». Однако он не решал проблему активности, так как не была преодолена тенденция биологизации человека.
Второй тип построения психологии личности, выделившийся в 30-60-е годы, определялся логикой сохранения идеи личности в столкновении с обществом, уничтожавшим «личностное» в человеке.
Оформившаяся стратегия борьбы. за идею личности с «внешним противником» фактически отражала борьбу против идеи личности как таковой, так как происходила подмена реального изучения феномена «личность» замещающим и активно принимаемым «образом личности», скроенным по чертежам господствующей идеологии.
Наметившийся в это время подход к объяснению биологической и социальной детерминации психического позволил в дальнейшем разграничить общебиологические, психологические и социально-психологические аспекты в изучении личности, прежде всего ее активности.
Начинаются поиски новых подходов к реализации марксистского положения о социальной сущности индивида. Одна за другой выдвигаются гипотезы и концепции понимания природы психической активности субъекта. Это прежде всего исследования П.П.. Блонского, М.Я. Басова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.
Активность продолжала оставаться наиболее изучаемым и основным аспектом исследований личности, которые опирались на появившуюся дифференцированную концепцию биологической активности как общего свойства любого животного организма, в том числе и человека (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн).
Психологам 50-60-х годов импонировала мысль об изучении личности как проблемы ее индивидуальных различий, которая была блестяще реализована в работах Б.М. Теплова и его школы (В.Д. Небылицын, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин). В работах Б.М. Теплова по индивидуалъно-психологическим различиям отрабатывалась значимая идея психологии личности - идея направленности личности, которая обнаруживает себя в склонностях к определенной деятельности. Б.М. Теплов называл человека творцом своей индивидуальности, не умаляя при этом роли природных предпосылок, индивидуально-типологических особенностей.
Идеей интеграции знаний о человеке пронизаны основные работы Б.Г. Ананьева, который репрезентировал себя в психологии именно как автор разносторонних идей человекознания, их комплексного решения, интеграции и синтеза.
Начиная с работ Б.Г. Ананьева, характеристика человека как субъекта деятельности становится основополагающей. Внесение категории субъекта деятельности оказалось очень продуктивным: оно помогло раскрыть способ организации личностью жизни. Именно в это время была сформулирована задача построения общепсихологической типологии личности. Стало очевидно, что категория субъектности раскрывает личность не только индивидуально, но и типологически. Уровни активности личности, то есть мера субъектности, были выбраны в качестве типологических критериев. Построение типологии через категорию субъекта жизнедеятельности обнаружило область исследования, где непосредственно пересекались интересы общей и социальной психологии.
Третий период - середина 6О-х - конец 8О-х годов. Третий тип построения психологии личности характеризовался «возрождением» идеи личности в ситуации двойственного отношения общества к личности.
Возрождающаяся идея личности заявляет о себе в эффектах «самоопределения личности в группе» (А.В. Петровский), «устойчивости и автономии личности» (В.З. Чудновский), «неадаптивности в индивидуальной деятельности и социуме» (В.А. Петровский), «самодвижения деятельности» (А.Н. Леонтьев), «выхода личности из кризисных ситуаций» (Б.С. Братусь), «смыслообразования» (А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов), «взаимоотражения в межиндивидуальных контактах», «психологического времени личности» (А.А. Кроник).
В теоретических разработках логика «возрождения» идеи личности обнаруживает себя стремлением исследователей установить «ядерные» характеристики личности как уникального сущего.
К концу 80-х годов стало понятно, что личность рассматривалась разными авторами с позиций, часто противоречащих друг другу, то есть личность как психологический феномен исследовалась исходя из различных посылок, которые давали неравнозначные возможности предсказывать, понимать и развивать ее.
Не удовлетворявшее психологов статическое рассмотрение личности постепенно стало замещаться требованиями ее динамического понимания. Тезис о диалектике личности при наличии в ней тенденций к сохранению направленности возбуждал вопрос о структуре личности, а позже - о понимании личности как системного качества, или системного образования (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Шло сопоставление основных моделей структуры личности, предложенных В.Н. Мясищевым, Б.Г. Ананьевым, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, В.С. Мерлиным, А.Н. Леонтьевым. Однако предлагаемые структуры личности оставались в значительной степени лишь многомерными теоретическими моделями.
Пытаясь описать реальность, стоящую за понятием «ЛИЧНОСТЬ», А.Н. Леонтьев попытался решить задачу выявить ее действительные «образующие». Им была предложена концепция развития личности как системного качества индивида.
Четко вырисовалась задача системно-уровневой концепции развития личности, диахронического, то есть развертывающегося во времени строения жизненного пути личности и соединения структурно-статегического подхода к личности с процессуально-динамическим (А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов).
Четвертый тип построения психологии личности выделился в последнее десятилетие ХХ века и характеризуется логикой «самоосуществления» идеи личности, что стало возможным в обществе, ищущем путь к человеку как личности.
На этом этапе сохраняются многие особенности третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим проблемам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в ее проблематике. Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъектность, неадаптивная активность и др. Осуществляются пересмотр и оценка теоретического и эмпирического материала, наработанного в предыдущие периоды. Одновременно усиливается противостояние психологических школ.
В настоящее время наблюдается тенденция к рассмотрению целостной личности, что является проявлением интегративной тенденции, которая коснулась не только понимания самого феномена личности, но и ее социальных детерминант. Все это не замедлило преобразовать задачу изучения целостной личности. в задачу изучения целостной личности в целостном мире, рассмотрения человека как целостной развивающейся системы, определения места человека в современном мире с его все усложняющимися проблемами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.