Конспект лекций по предмету "Психология"


Структура общения

Выделяются три фазы общения:
* выступление;
* основная часть общения;
* заключение.
По продолжительности эти фазы, безусловно, различны. У японцев, например, привыкших начинать разговор с обсуждения погоды, первая фаза будет весьма длительной. У рациональных во всем немцев и американцев эта фаза будет предельно мала. Но следyeт помнить, что весь разговор можно испортить и неудачной фразой в начале, и неудачной фразой в конце. Даже народная мудрость гласит: «Умный начинает с конца, а дурак заканчивает в начале».
Существует множество классификаций стилей общения. А.В. Добрович различает два типа:
- формальный (бездушный, как в кафе миллионного города);
- естественный (дружеский).
Известный специалист по психологии общения В.А. Кан-Калик выделял 6 моделей общения:
· общение на основе совместной деятельности;
· общение на основе дружелюбного расположения; общение-диалог;
· общение-устрашение;
· общение- дистанция;
· общение-заигрывание.
Л.М. Фридман и И.Ю. Кулагина по содержанию выделяют следующие виды общения:
· общественные (безличностные), когда взаимоотношения между людьми определяются лишь теми ролями, котоpыe они занимают; без учета особенностей их исполнения;
· межличностные (обнаруживающие личностные черты в стиле исполнения социальной роли); важнейшая черта межличностного общения - эмоциональная основа; чувства могут быть сближающими (конъюнктивными) и разделяющими (дизъюнктивными);
· интимно-личностными, возникающими при условии общности ценностных ориентиров партнеров, что обеспечивается пониманием мыслей и чувств друг друга, эмпатией; высшая форма интимно-личностного общения - дружба и любовь.
В большинстве же литературных источников по общению aвторы различают три стиля общения: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль общения - это навязывание мнению сверху, то есть навязывание своей точки зрения, своего мировоззрения ученику. Собеседник считает, что только он знает, как поступать правильно, и категорически пресекает любое, индивидуальное развитие личности. Порядок, достигнутый с помощью приказов и кнута, не может способствовать многостороннему развитию личности, ее творческой индивидуальности.
Либеральный стиль, на первый взгляд, может показаться самым уместным в любой ситуации. Но здесь в системе отношений собеседников всегда присутствует некоторое заискивание, то есть кто-то идет на поводу у другого, что свойственно слабохарактерным и некомпетентным людям.
Демократический стиль общения позволяет обоим участникам общения (или коллективу, группе) чувствовать себя личностью.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию оно может быть:
1. Материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.
2. Кондиционное общение (обмен психическими или физиологическими состояниями).
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг а друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в опредсенное физическое или психическое состояние.
3. Мотивационное общение (обмен побуждениями, целя, интересами, мотивами, потребностями) имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений установок или готовности к действиям в определенном направлении.
4. Деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
5. Когнитивное общение (обмен знаниями). Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.
По целям общение делится но следующие виды :
1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма). Биологическое общение связано с удовлетворением основных биологических потребностей.
2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).
По средствам общение может быть:
1. Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу, - руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.)
2. Опосредствованное (связанное с использованием специальных средств и орудий).
3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в само акте общения).
4. Косвенное (осуществляется через посредников, которым могут выступать другие люди).
Среди видов общения можно выделить также деловое, личностное, инструментальное, целевое, светское, манипулятивное, примитивное, духовное.
Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служи' средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Кодекс делового общения: принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое на правление разговора»; принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент; принцип качества информации - «не ври»; принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; «умей слушать и понять нужную мысль»; «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
Инструментальным можно назвать общение, которое не является. самоцелью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Целевое - это общение, которое само по себе служит средство удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Кодекс светского общения: вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»; одобрение, согласие: «не порицай другого»; «избегай возражений»; симпатия: «будь доброжелательным, приветливым».
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему.
Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов - друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, может предвидеть его реакции.
Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.
Существуют следующие стратегии общения:
- открытое-закрытое общение;
- монологическое-диалогическое;
- ролевое-личностное (общение «по душам»).
Открытое общение - желание и умение выражать полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание, либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано, во-первых, в случаях, если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; во-вторых, в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных познаний. «Одностороннее выспрашивание» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позицию другого человека, не раскрывая своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния» .


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.