Данная глава открывает один из центральных разделов, посвященных криминальной психологии, который включает в себя вопросы, традиционно относящиеся к психологическим проблемам преступного поведения, психологическим особенностям умышленных и неосторожных преступлений. В разделе рассматриваются психологические закономерности совершения групповых преступлений, функционирования различных преступных групп и сообществ, психологические методы борьбы с групповой преступностью, психология личности преступника.
Приступая к изложению перечисленных выше вопросов, прежде всего, остановимся на общей психологической характеристике такого фундаментального понятия, как деятельность, которое разрабатывается в социальной психологии и является одним из основополагающих для юридической (криминальной) психологии.
1. С точки зрения психологии любое правонарушение, любое преступление можно рассматривать как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологические свойства, мотивационная сфера личности, психическое состояние.
Анализируя психологические особенности преступления, кем бы оно ни совершалось, мы не можем не опираться на такие фундаментальные психологические понятия, как деятельность, поведение, действия, мотивы и цели деятельности.
Под деятельностью в психологии понимается та или иная (внутренняя или внешняя) активность человека, направленная на достижение поставленной цели. Как писал С. Л. Рубинштейн, «специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности».
Деятельность человека связана многообразными узами с деятельностью окружающих его людей, жизнью всего общества, с общественными отношениями. Деятельность включена в систему социальных ожиданий, ориентирована на то, как ее примет общество. Поэтому любая целенаправленная деятельность человека, даже та, которая со стороны выглядит сугубо индивидуальной (например, труд художника, писателя и т. п.), по своей природе глубоко социальна.
В деятельности, через нее человек реализует себя как личность. В ней формируются и проявляются его психические свойства, особенности личности. Другим присущим деятельности признаком является ее предметность. То есть любая (в том числе, разумеется, и противоправная) деятельность наполнена своим внутренним, конкретным смысловым содержанием, направлена к определенной цели, а «предметы, существующие в окружающем человека мире или подлежащие реализации в нем, становятся целями человеческой деятельности через соотношение с ее мотивами».
Будучи активным субъектом деятельности, человек активно включается в общественные, межличностные отношения, тем самым занимает определенную позицию относительно других людей, общества в целом, социальных ценностей. На этой стадии, как обращает внимание на данную закономерность С. Л. Рубинштейн, деятельность приобретает новый специфический аспект, становясь поведением.
Таким образом, поведение − это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В поведении выражается его отношение к нравственным, моральным, правовым нормам, традициям, существующим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта.
Предметом специального изучения юридической психологии является противоправное, преступное поведение, которое имеет все вышеназванные элементы. Однако оно по своей антиобщественной направленности, способам достижения цели существенно отличается от обычного поведения человека, не вступающего в конфликт с нормами права.
Эта антиобщественная направленность преступного поведения особенно заметна, когда приходится анализировать процессы мотивации, целеполагания, принятия решения, выбора средств достижения поставленных целей и практической реализации преступного замысла при совершении преступлений с различными формами вины.
Своеобразной единицей поведения человека является поступок. «Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие человека, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к обществу, к нормам общественной морали». Более того, поступком может быть и воздержание субъекта от каких-либо действий (или, как говорят юристы, бездействие), если в этом воздержании (бездействии) проявляется его позиция, отношение к происходящим явлениям.
Кроме того, рассматривая деятельность, мы не можем не видеть две ее стороны: внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) предметную сторону. Осознание субъектом предстоящей деятельности, мысленное перемещение его в связи с этим во времени и пространстве называется интериоризацией (превращением во внутреннее). Процесс интериоризации может протекать как на вербальном уровне, так и свернуто в виде мысленных образов. Напротив, внешнюю, предметную, сторону деятельности следует рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической стороны деятельности.
Эти обе стороны деятельности неразрывно связаны между собой. «Внешняя сторона − движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир, - определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляторной. Вся эта внутренняя, психическая деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемым».
Все эти процессы лежат в основе формирования умысла лица в ходе подготовки и совершения им преступления, поскольку преступление представляет собой разновидность деятельности, главной особенностью которой является ее антиобщественная направленность.
2. Неотъемлемым элементом деятельности является потребность человека, которая служит источником его активности, предваряющей собственно саму деятельность. Потребность, приобретшая побудительную силу, направляющую деятельность, становится ее мотивом. Как писал А. Н. Леонтьев, «деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность − это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом». Данное положение имеет исключительно важное значение для понимания проблемы так называемых безмотивных преступлений, к которой мы еще вернемся.
Чтобы активность приобрела характер деятельности независимо от ее направленности, перед человеком должна стоять цель. Только в этом случае можно говорить о целенаправленной деятельности. Процесс целеобразования может иметь различные временные интервалы, завершаясь постановкой общей цели в виде некоего образа будущего результата (продукта) деятельности. Однако на пути достижения этой общей цели субъект может намечать более конкретные (частные) цели, соотнося их с общей целью.
Данный процесс целеобразования в большей мере присущ видам деятельности с высоким уровнем организации. В деятельности с относительно низким уровнем организации, с четко выраженной ориентацией на быструю реализацию возможностей в какой-то предметной ситуации доминирующей формой целеобразования является постановка конкретных целей.
Детерминантой выбора целей в том и другом случае является такое важное личностное образование, как уровень притязаний. Значительно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка личности нередко приводят к тому, что субъект ставит перед собой (с точки зрения своих способностей и объективных условий) реально недостижимые цели. Крах в достижении этих целей может вызвать у субъекта состояние фрустрации, обострить состояние психической напряженности, служить причиной развития конфликтных отношений с окружающими и провоцировать агрессивные (противоправные) формы поведения.
Серьезные нарушения процессов целеобразования обычно свидетельствуют о психической незрелости человека, его инфантильности, легкомыслии и даже о возможных расстройствах и нарушениях его психики.
3. Единицей деятельности является действие. С помощью действий осуществляется та или иная деятельность. Совокупность действий может составлять определенный вид деятельности.
Под действием в психологии понимается относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение какой-то одной, простой текущей задачи, на достижение той или иной конкретной (частной) цели.
В основе действия лежат побуждения в виде различных потребностей, интересов, которые становятся для субъекта мотивом как только появляется цель. Поэтому в мотивах отражаются побуждения индивида.
Отдельные действия могут распадаться на более мелкие, или, как их называет С. Л. Рубинштейн, «частичные действия» (операции).
В уголовном законе (ст. 14 УК РФ) употребляется специфический термин − «деяние». Деяние с точки зрения науки уголовного права − это поведение, поступок человека в «форме действия или бездействия».
А под действием понимается общественно опасное, волевое, активное поведение.
По тому, как человек управляет своими действиями, как контролирует их, можно выделить следующие действия.
Инстинктивные действия. Они инициируются органическими импульсами и осуществляются вне сознательного контроля. Обычно они наблюдаются в раннем детском возрасте.
Рефлекторные, или действия-реакции. Они совершаются рефлекторно. Такие действия также не подвергаются сознательной регуляции. Типичным примером подобных действий может служить непроизвольное отдергивание руки от источника тока, горячего предмета и т. д. Как те, так и другие действия не представляют особого интереса с правовой точки зрения. Поэтому они не рассматриваются в юридической психологии.
Импульсивные действия. Данный вид действий наблюдается у лиц, находящихся в состоянии сильного, чаще аффективного возбуждения. Поэтому их еще называют импульсивно-аффективные действия.
Подобное аффективное действие (действия) − разрядка «определяется не целью, а только причинами, его порождающими, и поводом, его вызывающим». Поэтому целенаправленный, волевой контроль за ними, их регуляция в момент аффективной вспышки, во время их совершения могут оказаться для субъекта непосильными. Импульсивные действия легче предвидеть и не допустить, чем регулировать их силу и направленность во время совершения, особенно в тех случаях, когда субъект находится в состоянии аффекта, достигшего стадии кульминации.
Возможность совершения преступлений против жизни и здоровья граждан с использованием импульсивно-аффективных действий учтена законодателем при конструировании некоторых уголовно-правовых норм (см. ст. 107, 113 УК РФ).
Волевые действия. В отличие от описанных выше волевые действия четко осознаются и регулируются субъектом. Они целенаправленны. Их совершению предшествуют выбор цели, процессы мотивации, принятие решения. Прогнозируются (предвидятся) результаты, которые должны или могут наступить после их выполнения. По ходу их совершения лицо в состоянии вносить определенные коррективы в свое поведение.
И тем не менее в зависимости от ситуации, уровня эмоционально-волевой устойчивости субъекта волевые действия могут при определенных условиях перерастать в импульсивно-аффективные действия, в том числе они могут проявиться в качестве замещающих действий, основное назначение которых снять эмоциональное напряжение с помощью аффективной разрядки.
4. Действия человека складываются из совокупности движений, каждое из которых представляет собой единицу анализа психики.
Движения, как и действия, развертываются во времени и в пространстве. Поэтому они поддаются измерениям, имеют разные динамические характеристики по скорости, силе, темпу, ритму, координации, точности, пластичности и т. д.
В психологии движения подразделяются на непроизвольные и произвольные. С помощью последних совершаются волевые действия с прямым или косвенным умыслом.
Основными видами движений являются: движения, связанные с изменением позы тела; движения связанные с передвижением (походка, осанка и пр.); выразительные движения лица, тела (мимика, пантомимика); семантические (смысловые) движения в виде жестов и т. п.; речь как моторная функция в ее динамике (ритмика, интонация, артикуляция и т. д.); рабочие движения, необходимые в различных видах трудовой деятельности (С. Л. Рубинштейн).
Некоторые действия под влиянием упражнений приобретают автоматизированный характер в виде динамического стереотипа (по И. П. Павлову), становятся устойчивым навыком. Юристу в своей профессиональной деятельности необходимо обращать внимание на те или иные действия (движения) лиц, с которыми ему приходится вступать в общение, на их навыки поведения.
Движения соединяют человека с предметным миром, с различными жизненными ситуациями, которые наполнены динамическими процессами. Вот почему, если в целях познания истины по делу нужно, чтобы допрашиваемый вспомнил какие-то важные обстоятельства, его просят подробно (по существу, разложив на отдельные действия, движения) рассказать, как он, например, шел, куда свернул, сколько сделал примерно шагов в сторону и т. д. Причем иногда, чтобы активизировать мнемические процессы, допрашиваемому предлагается воспроизвести последовательность своих действий не только в прямой последовательности, но и в хронологически обратном порядке.
Расчленение действий на отдельные движения может происходить и во время следственного эксперимента, когда следователь предлагает, к примеру, подозреваемому в умышленном убийстве, объясняющему случившееся своим неосторожным обращением с оружием, показать − движение за движением, − как тот обращался с оружием, каким образом мог «случайно» задеть за спусковой крючок и произвести выстрел.
В подобных случаях подозреваемый по инициативе следователя совершает этот своеобразный, скрытый от поверхностного взгляда, переход от образов-действий к демонстрации «живых движений» в виде чисто механических действий с сопутствующими этим действиям мнемическими процессами, эмоционально-волевыми проявлениями и т. п., т. е. происходит то, что называется процессом экстериоризации.
Таковы наиболее общие слагаемые любой деятельности человека, которые также можно увидеть и при анализе противоправной деятельности, преступного поведения, преступных действий. Поэтому перейдем к их более подробному рассмотрению.