Предпосылки и особенности психического развития в младенческом возрасте
Новорожденный (от момента рождения до одного-двух месяцев). Ребенок рождается более беспомощным, чем детёныши подавляющего большинства животных. Он обладает сравнительно ограниченным фондом безусловно- рефлекторных форм поведения, приспособлений к внешней среде. Отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка - он обладает почти безграничными возможностями умственного развития, усвоения нового опыта приобретения новых форм поведения, присущих человеку. Отличительная особенность развития новорожденного та, что деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем соматические (телесные) движения, причем особенно интенсивно формируется деятельность высших анализаторов - зрения и слуха. На этой основе развивается ориентировочный рефлекс и начинают складываться все более разнообразные Условно рефлекторные связи. Появляется «комплекс оживления» - это реагирование на появление взрослого, что принято считать концом периода новорожденности и началом младенчества. Младенчество (от одного-двух месяцев до одного года), жизнь младенца зависит целиком от взрослого (кормит, купает, пеленает, переворачивает, берет на руки, прогуливает, убаюкивает, учит говорить, ходить и др.) К концу первого года жизни младенец начинает понимать некоторые слова и произносить первые слова. Выброшенный по воле случая из человеческого окружения, человеческий детёныш не поднимается в своем развитии до человеческих возможностей. Только благодаря социальному окружению и обучению из ребенка формируется личность, способная чувствовать и мыслить по-человечески. К концу младенческого возраста дети обнаруживают большую подражательность (способность), повторяя за взрослыми многие действия. Преднамеренность действий и подражание свидетельствуют об интенсивно развивающемся интеллекте. Мышлению ребенок учится в действии, подражая своим собственным и чужим движениям.